Газета "Вестник" №3 - 2013

Конференция в лицее «Держава»

 В конце декабря в лицее «Держава» прошла конференция «400 лет дома Романовых». инициаторами этого мероприятия стали руководитель программы «Духовность» лицея «Держава» Наталья Куликова и преподаватель истории и обществоведения Татьяна Ламыкина. в конференции, по просьбе руководства лицея, принимал участие послушник свято-пафнутьева боровского монастыря георгий грачёв. старшеклассники представили 14 докладов. лицеисты старались как можно лучше раскрыть темы своих выступлений: подготовили красочные рефераты, смонтировали видеофильмы. Нередко подобные школьные мероприятия проводятся лишь «для галочки», а здесь было видно: детям действительно нравится историко-исследовательская деятельность.

  

Конференцию открыла Наталья Куликова:

- Сегодня праздник святителя Спиридона Тримифунтского, великого святого, почитаемого у нас в России так же, как и Николай Чудотворец. День его памяти объединил всех нас на этой конференции, посвященной 400-летию Дома Романовых. Много всяких историй, слухов и домыслов связано с историей  Дома Романовых. Сегодня мы все вместе будем пытаться осветить некоторые из эпизодов правления династии Романовых. 

Общество не может жить без национальной идеи. Национальной идеей России на протяжении девяти веков было Православие. И, проводя эту конференцию, мы постараемся понять, что именно ценности православной цивилизации были фундаментом монархического правления в России.

Сегодня у нас на конференции присутствуют: насельник Боровского монастыря Георгий Грачёв, Сергей Захаров - учитель, который работает не только в нашей школе, но и в научно-просветительском отделе Музея Московского Кремля, и журналист Андрей Сигутин.

Татьяна Ламыкина, которая вела конференцию, предоставила слово послушнику Георгию.

- Мое выступление посвящено духовным основам монархии. Хотел бы рассказать о династии Романовых. Показать, как монархия развивалась, что было отличительными духовными чертами именно Дома Романовых. Существовало мнение (и до сих пор существует), что монархия - устаревший инструмент государственного устройства. Нам долгое время это навязывали, говорили, что монархия - ненужный пережиток прошлого. В следующем году исполняется 400 лет Дому Романовых. Более трехсот лет Россией правили цари, в результате страна стала великим государством. 

Монархия - не просто форма правления, это особый путь развития общества. Монархическая власть основывается, прежде всего, на религиозных ценностях, на духовно-нравственных традициях народа. Без этого невозможно говорить о монархии. Народ, в первую очередь, должен доверять монарху. Освободив Москву от польско-литовских интервентов, народ победил Смуту, и, выбирая первого царя, Михаила Романова,  народ полностью доверял ему.

Монархия - власть, основанная на религиозной идее: защите христианских ценностей. Отсюда понятие «удерживающего» мир от зла. Монарх - гарант мира.

Во время своего выступления послушник Георгий отметил несколько этапов правления Дома Романовых, а также объяснил преимущества монархии перед демократией. Он отметил, что главное отличие монархии не в формальных признаках этой формы власти, а в особенностях монархического мировосприятия людей. «Монархия существует там и только там, где господствует сознание служения высокой идее, а до него надо дорасти, научиться сначала ограничивать свое «я». Действительность такова, что приманка «демократии» и всячески воспеваемые свободы  гораздо ближе страстной энергии души, чем нечто крепкое, незыблемое и потому менее понимаемое. Ведь монархия предполагает, что значительная часть народа свою политическую волю, отчасти экономические права, права человека (напр. избирательное право) добровольно пожелает ограничить, стеснить себя ради доверия православному монарху. Вот тогда и будет православная монархия. И тогда будет произнесено имя монарха, подобно тому, как на Земском Соборе 1613 года выкрикнули имя Михаила Романова, и вся масса людей в душе приняла его.

Каким образом мы можем приблизить это время? Прежде всего, это просто говорить правду, причем, не о каких-то внешних силах и их тайных организациях, а в первую очередь, о том, что Родину мы теряем, что Божией помощи за предательство последнего Царя лишились, что от боязливого бессилия стали приспособленцами. Как сказал Государь-мученик Николай II: «Всюду измена, трусость и обман». И так все по сей день и течет.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил, что монархия и высокий уровень духовности и нравственности народа нерасторжимо связаны: «Монархия в России рухнула потому, что религиозное и нравственное состояние общества перестало отвечать монархической идее. Ныне у людей нет пиитета к монархии как к священной власти, и поэтому на данный момент нашему нравственному состоянию монархия не соответствует. Я очень хотел бы, чтобы нравственное состояние нашего общества восстановилось и, может быть, действительно явилась у нас православная монархия». Следуя указанному пути, мы должны трудиться и молиться, прежде всего, над собственным совершенствованием, в соответствии с учением и обычаями Святой Церкви», - резюмировал послушник Георгий Грачёв.

В аудитории раздались дружные аплодисменты. Чувствовалось, что выступление послушника Георгия затронуло живые струны юных душ. После конференции преподаватели мне сказали, что к ним подходили школьники и говорили: «Мы не думали, что монахи могут быть такими образованными». Скажу честно, мне приятно было слышать эти слова, ведь монашество - это цвет Церкви, издревле монастыри на Руси были центрами не только духовности, но и образования, воспитания, культуры.

Кстати, перед началом конференции я  поинтересовался у послушника  Георгия, как получилось, что он стал сотрудничать с лицеем: «Инициатива проведения конференции, посвященной 400-летию Дома Романовых, исходила именно от учителей «Державы». Знаю, что и директор лицея положительно относится к подобным мероприятиям. Я вижу заинтересованность самих учителей в том, чтобы приобщить учащихся к духовно-нравственным ценностям. Из своего опыта я вижу, что очень трудно достучаться до детских сердец, пытаясь рассказать им о таких сложных понятиях, как монархия. И вообще, говорить на духовные темы с детьми очень сложно. Здесь важно показать детям, что Царь был отцом народа, показывающим пример служения, истинным христианином, ответственным человеком». 

Однако вернемся к самой конференции. К сожалению, подробно остановиться на выступлениях школьников нет возможности, так как конференция длилась более трех часов. Перечислим только имена выступавших лицеистов: В. Лукошкина, В. Хохлова; А. Грицинина, О. Бабарико, А. Иванова, Д. Ермакова, Е. Егорова, Ю. Преснова, М. Бонденко, Е. Юшина, О. Зыкова, П. Астахова, К. Бокий, А. Рыбцов, А. Келеп, А. Степанова, С. Струкова, Н. Перцух, А. Сорокина, А. Куликова, Ю. Лунячкин, А. Плотникова.

Итоги конференции подвел Сергей Александрович Захаров.

- На таких конференциях мы с вами, прежде всего, учимся писать  интересные рефераты, рассуждать, задавать вопросы. В следующем году отмечается 400 лет Дома Романовых, династии, которая 304 года правила страной. В результате великих побед и свершений Россия укрепилась и возвысилась, о чем было сказано в выступлениях лицеистов. Но, к сожалению, у нас на конференции не было представлено докладов о других представителях династии: круг интересов у нас замкнулся на семье последнего Императора.

Далее Сергей Александрович отметил: «Если говорить об исследовательской части, то не все доклады подходят под гриф исследовательских работ. Не везде указаны используемые источники,  нет выводов, сделанных самим автором, а значит, отсутствует исследовательский элемент. Многие из вас, к сожалению, не смогли показать характеристику эпохи, ее особенности,  а кто-то  этой характеристикой и ограничил свое исследование.

Нам важно понять ваше мнение,  увидеть проделанную вами работу, а не только услышать общеизвестную характеристику эпохи. Она важна, но это только самое начало исследования, его вводная часть, остальное исследование должно быть насыщено именно вашими мыслями. Хочется поздравить всех с тем, что вы выступили, подготовили рефераты, прекрасно на слайдах был дан зрительный ряд, например, изображение Василия Шуйского в одном из докладов я сам увидел впервые. Стоит отметить тех, кто предоставил видеоряд, даже смонтировал видеофильмы, лицеисты привлекли современные технологии  - это замечательно.

Начало вашей исследовательской деятельности положено. Хочу пожелать вам в дальнейшем, чтобы вы всегда шли по этому пути. Исследовательская работа - одна из самых интересных, поверьте мне. Я испытал это на себе. Как говорится, в добрый путь». 

После мероприятия я попросил Сергея Александровича более подробно объяснить для читателей, особенно, школьников, чем отличается доклад от реферата:

- Реферат - изложение общеизвестных идей, общеизвестных фактов, ничего своего вы туда не привносите, берете из источника, ссылаясь на других авторов. А доклад - это, прежде всего, исследовательская работа. У вас есть четко выстроенный план доклада: характеристика эпохи, характеристика источника, литературы, но это мы опускаем при устном выступлении. Обязательно должен быть проанализирован исследуемый источник и раскрыто, что нового из него смог «вытащить» докладчик. Может, кто-то из академиков это знает, а мы - нет. Важна именно исследовательская часть работы.

Хотел сказать, что поднятая на конференции тема досконально пока не изучена. Более того, очень мало мероприятий запланировано на 400-летие Дома Романовых. Обидно, что и 400-летие судьбоносной для нашей страны даты 1612 года, конца Смутного времени, начала современной государственности, прошло практически незамеченным. Мы нисколько не должны сбрасывать со счетов войну 1812 года, но это не менее важное событие. Впереди еще много подобных дат, и то, что лицей приобщается к их изучению - огромный плюс.

В заключение я попросил рассказать о впечатлениях от этого мероприятия директора лицея «Держава» Оксану Николаевну Копылову:

- Эти мероприятия являются элементом системы работы лицея «Держава» в рамках наших программ духовно-нравственного воспитания «Духовность» и «Одаренные дети»: пропаганда интеллектуального досуга и интеллектуальной деятельности. Когда ребенок занимается поиском информации, ее творческой переработкой - это у нас называется «досуг». А зачастую взрослые  сводят понимание ребенком досуга к тому, что это лишь чувственное развлечение, наслаждение: поездки в аквапарк, походы в кафе, семейные шашлыки  -  это все прекрасно. Но я против пропаганды праздности, ведь, как известно, праздность - мать всех пороков. Ребенка важно научить отдыхать в интеллектуальной деятельности и дать ему понимание того, что это бывает очень увлекательно и интересно.

В программе «Одаренные дети» предполагается интеграция серьезной научно-исследовательской работы по истории с  духовно-нравственным воспитанием. Эффективность этой работы, как показывает наш опыт,  обеспечивается непосредственным участием представителей Русской Православной Церкви.  Считаю, это уже новый, более высокий уровень реализации программы «Духовность».

Мы преисполнены веры и надежды на то, что, благодаря системе работы лицея, разноплановой и разноуровневой, нам удастся привить детям ценности духовно-нравственные, ценности интеллектуального характера и ценности социальной самореализации. Человек пришел в этот мир, чтобы сделать его лучше.

Андрей Сигутин

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.