Газета "Вестник" №1-2013

Золотые ворота — ворота в град небесный

Иерусалим. Золотые ворота.

 

Как жаль, что многовековая история не сохранила имя гениального архитектора, который всей силой своей души и мощью веры когда-то  вымечтал и воплотил в жизнь  строительство уникальных  стен и башен для защиты родного города от неприятелей. Их особенность была в том, что он создал сооружение,  свидетельствующее, что жители  надеются не столько на вещественную мощь  этих стен, но на защиту Божью, по молитве к Нему, невидимо охраняющему  город.  И город этот должен был соответствовать духовно-символическому смыслу стен - он должен был уподобиться Граду Небесному, стать Новым Иерусалимом. Потом эта идея многие века вдохновляла  сильных мира сего. Они старались для сохранения своих столиц возводить такую же крепость с башнями и воротами, главными из которых были ворота Золотые,  которые вели в город с тщательно создаваемым образом Града Небесного. Увы, людям во все времена трудно стать  достойными  его обитателями. Но все же было такое стремление!

Так что не просто так строились древние столицы. В основе их  проектирования закладывалась космогоническая теория и многозначность  христианского символа Небесного Иерусалима. По той же основе создавались и стены с башнями, что определяло и конфигурацию стен, и число ворот и башен. Как правило, количество ворот и башен  было равно священным  числам - один, два, четыре, восемь, двенадцать. Важно было и противопоставление  Града Небесного языческому Вавилону Апокалипсиса. Об этом верующие знали из Откровений Иоанна Богослова. Он предсказал, что низменно-плотскую и антихристианскую культуру Вавилона, человечества последних времен, ожидает страшная всемирная катастрофа, кончина мира,  но потом последует утверждение вечного царства Нового Иерусалима и  Второе пришествие  Христово.  А знаете ли вы, что символом Вавилона являлся лабиринт? Ведь  именно лабиринт был центром языческих святилищ. Не напоминает ли вам  всевозможные лабиринты хаотичные современные города, их типовая, беспорядочная жилая застройка?

Впервые новые сложные  духовные принципы строительства города были заложены при создании Святого города Иерусалима. Библейский  царь Давид сделал Иерусалим своей столицей и перенес сюда Священный Ковчег. Вполне вероятно, что  именно он должен был построить первые  стены, защищающие город. Последующая  история создания   этой крепости, как и всех подобных сооружений (например, московского Кремля), была долгой, сложной и многоэтапной. В VIII  веке до н.э. городские стены для защиты от ассирийцев построил царь Езекия.  В  70-е годы н.э. весь Иерусалим был разрушен римлянами. Так сбылось предсказание  Иисуса: «не останется здесь камня на камне».   Иерусалим часто разорялся завоевателями. Это были поочередно: Сирия, Египет, Вавилон, Греция, Рим, Византия и крестоносцы. Каждый победитель уничтожал святыни побежденных и, в лучшем случае, строил что-то свое.

 

Золотые ворота Константинрополя.

Следы былого величия.

 

Как ни парадоксально, но восстановил исторические стены и ворота Священного города мусульманин - турецкий султан Сулейман Великолепный. В 1542 году  он построил их из громадных каменных блоков на развалинах римского города Элия Капитолина и города крестоносцев. Это грандиозное  сооружение  (стены высотой 100-200 м и семь ворот) уцелело  до нашего времени. Почему он это сделал? Существует легенда, что султан увидел сон, где он услышал странное предсказание: ему надо  построить стену с воротами вокруг Иерусалима, чтобы спасти себя и всех живших в городе от нападения четырех  чудовищных львов, которые растерзают и его, и  жителей. Кто же не испугается вещего гласа  со столь грозным предсказанием? Правда, злые языки, перебивая  легенду, сообщали, что это был не вещий глас, а голос его самой близкой женщины-султанши Роксоланы. Возможно, это был тот редкий случай, когда злые языки сообщали правду. Роксолана по происхождению - христианка. Ее из родных краев похитили работорговцы и доставили в гарем султана. Если это так, то человечество обязано этой удивительной женщине  за уже вторую спасенную ей христианскую святыню: незадолго до «сна со львами» она спасла для верующих   Дары волхвов. До этого они долгие века считались потерянными.                                                                          Удивительно, но Сулейман велел построить не только новые Львиные ворота (в память о вещем сне), но и восстановить все остальные, что были раньше, в том числе  Золотые ворота, хотя  он, конечно, знал, что, по пророчеству, именно через эти ворота придет Мессия. Правда, он принял «защитные» меры: вход был замурован, а с внутренней стороны перед воротами  султан приказал разместить мусульманское кладбище, считая, что, вступив сюда,  Мессия осквернил бы себя ритуально. Хитроумный султан постарался  предусмотреть возможность того, что, во избежание, осквернения, Мессия может  воскресить   всех здесь похороненных, чтобы  не ступить на могилу неверных. Поэтому хоронили здесь, по распоряжению  султана, только самых лучших воинов вместе с оружием. Воскреснув из мертвых, они должны были напасть на Мессию и в любом случае не дать войти ему в Священный город. Как наивен был знаменитый жестокий султан, даже приблизительно не представляя могущества Божественной Силы... И в то же время  он, исповедовавший ислам,  представлял себе идеальный пророческий образ Града Небесного как реально существующий на земле и верил в явление Мессии. А для христиан Новый Иерусалим был напоминанием и свидетельством о конечной цели жизни христианина - достижение вечного пребывания с Господом в Его Небесном Царстве.

Идея создания Града Небесного передавалась и во времени, и территориально, как эстафета. Слабел один город,  исчезало государство, и в другом месте Земли возникал аналог. Теперь нам придется вернуться в V век, чтобы сохранить хронологическую последовательность. Когда возросла сила Византии, то в 408 -413 гг были воздвигнуты стены Града Небесного вокруг  Константинополя. Император Феодосий II повелел константинопольскому префекту Анфимию построить новые стены для защиты разросшейся столицы. Стены длиной  чуть более пяти с половиной  тысяч метров  через каждые 55 метров укреплялись башнями. Они были шестиугольные или восьмиугольные. Их  выстроили  почти сто. Из них 96  были проездными, т.е. воротами. И, конечно, главными были ворота Золотые. Но то ли от почитания  Откровения Иоанна Богослова (ведь Мессия должен был войти в Золотые ворота  Иерусалима), то ли потому, что Византия много воевала, константинопольские ворота имели более  выраженную функцию парадных, триумфальных ворот. Через них после военных т побед в город (в мир и рай) входили императорские войска. Иерусалимские ворота были сделаны в виде двух арок, константинопольские имели три арки. Через среднюю  из них мог проходить только император, остальные шли через боковые. Ворота были роскошно украшены. Видимо, Иерусалимские ворота - прообраз всех остальных - были покрыты позолоченными пластинами, однако таких свидетельств  до наших дней не сохранилось. Но только по этой причине могло возникнуть их сохранившееся веками название. А то, что Золотые ворота Константинополя были украшены позолоченными бронзовыми пластинами с барельефами, это исторический факт. Кроме того, их  стены украшались мраморными барельефами и колоннами из зеленого мрамора. Сверху, на фронтоне ворот,  стояли бронзовые фигуры слонов.  За Золотыми воротами начиналась главная улица Константинополя (Меса), которая вела к главному храму империи - грандиозному храму святой Софии. Все это подчеркивало не только имперскую роскошь и величие земной власти, но и небесное сияние христианства.

После падения Константинополя по приказу султана Мехмеда II стены и башни  были разрушены, а Золотые ворота замурованы (история любит повторяться!). Доломали их уже в конце XIX - начале ХХ вв. Однако разрушенные отрезки стен и Золотые ворота  в 1980-е гг были восстановлены на средства ЮНЕСКО.                                                                     

А в  XI  веке эстафету спасения Града Небесного и рухнувших Золотых ворот Византии взял на себя Киев, мать городов русских. Киевские Золотые ворота выстроены в 1037 году во время правления киевского великого князя  Ярослава Мудрого. В создании этих ворот ясно видно намерение сохранить традиции Золотых ворот Иерусалима и Константинополя и так же решить образ города. Основа символической эстетики Града Небесного, как уже говорилось, заключена в тексте Откровения Иоанна Богослова. Он писал: «...вознес меня в духе на великую и высокую гору и показал мне великий  город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога...Небесный град имел большую и высокую стену, двенадцать ворот и на них двенадцать ангелов...град расположен четырехугольником ... и был чистое золото, подобен чистому стеклу. И город не имел нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божья осветила его». Это и был идеал, который старались изобразить. Поэтому строения тех эпох всегда были вознесены на возвышенность или искусственно созданные высокие валы. Так было и в Киеве. Город окружали земляные валы с глубокими рвами, заполненными водой, что не только укрепляло неприступность города, но и  поддерживало образ и священной горы и в то же время - первозданного острова. Золотые ворота Киева были мощным грозным бастионом, но и парадным входом в город. Ворота имели вид большой арки с широкой верхней площадкой с воздвигнутым на ней белокаменным храмом - часовней. Створы  Золотых ворот были привезены из Корсуни  Владимиром Мономахом. О судьбе этой драгоценности сохранились три версии-легенды. По одной из, них золотые створы были похищены польским королем Болеславом Храбрым в одном из бесконечных нападений поляков и увезены в Польшу. Но не просто далась ему эта победа. Въезжая в город, он спесиво ударил по воротам своим мечом. Воротам это не повредило. А меч был испорчен, что было вдвойне обидно Болеславу:  меч тот был  особым - якобы полученным польскими королями от самого Архистратига Михаила. Конечно, меч Архангела не мог рубить Золотые райские ворота.  По другой версии - сверкающие створы снял половецкий хан Боняк и увез в Степь. И третья версия - их забрал хан Батый.  Вероломный Батый вроде бы пришел еще мальчиком-сиротой в Киево-Печерскую лавру и назвался «батин сын». И, пока учился грамоте, много раз прикладывал на лист бумаги свою ладонь, покрытую краской. Потом Батый стал тем, кто известен по истории как жестокий завоеватель. В 1240 году привел свое дикое войско в знакомый ему Киев и полностью уничтожил город, его жителей и снял  золотые створы ворот. Об их символическом значении хан знал. От стольного града Киева остался целым только монастырь, где монахи  догадались вывесить на врата   бумагу с оттиском руки Батыя.

 

Киев. Золотые ворота.

 

Шло время,  остатки Золотых ворот продолжали разрушаться,  и к XVII веку от них осталась лишь груда  камней. Золотые ворота в Киева были восстановлены только в 1982 году - к 1500-летнему юбилею Киева.                                           

Всю непрочность положения Киева прекрасно понимал знаменитый князь Андрей Боголюбский. Здесь бесконечно воевали, враги шли  и с запада, и с юга, и с востока. Наследник киевского престола, сын Юрия Долгорукого князь Андрей предпочел нарядной столице Киевской Южной Руси суровую северную Владимиро-Суздальскую Русь. Это было мудрое решение, оно дало Руси почти сто лет мира. И он намного опередил события, не дожидаясь, пока Киев окончательно потеряет власть и вконец обессилет от бесконечных войн. Князь Андрей принял эстафету спасения Православия и отеческих традиций. Менее чем через год после того, как Андрей Боголюбский стал Владимиро-Суздальским князем, он начинает строительство во Владимире, своей новой столице, прекрасных белокаменных соборов, многометровых оборонительных рвов с водой и  Золотых ворот. Из летописных источников известно, что в юности  князь Андрей учился в Иерусалиме, поэтому, естественно, видел Золотые ворота и не мог не знать о их христианской символике. Вернуться в Киев он мог только через Константинополь, а в Киеве прошло его детство. Он воочию видел все Золотые ворота. Поэтому во Владимире он строил ворота, напоминавшие и о Киеве, и о Константинополе, и об Иерусалиме. Это была колоссальна белая массивная арка с проемом высотой в 14 метров. На верхней площадке ворот была выстроена небольшая церковь, посвященная «Положению честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне». В большом проеме арки открывался  удивительный вид на громаду возносящегося над Клязьмой белокаменного  Успенского собора. Створы ворот были покрыты позолоченной медью. Листы украшали искусно выполненные рисунки с чернением. О красоте владимирских Золотых ворот упоминалось в летописях. А первый  триумфальный въезд князя Андрея Боголюбского с войском состоялся в 1164 году - сразу после окончания строительства арки и в честь  победы, одержанной над Волжской Болгарией. Легенды приписывают Батыю кражу и этих золотых пластин, причем груз был настолько тяжелым, что вряд ли хан взял эту добычу с собой, устремляясь на Москву. И уже более семи веков следопыты под землей и под водой, среди лесов и болот  (пока безрезультатно) ищут, где ордынцы спрятали необыкновенное сокровище.

Под аркой торжественно шествовали и Александр Невский, и Михаил Тверской, и Дмитрий Донской - все великие князья владимирские четыреста лет должны были взойти на престол только во владимирском храме. Однажды здесь проехала и Екатерина Великая в ознакомительной прогулке. Но ее большая  золотая карета застряла в проеме арки. Однако императрица не разрешила разрушить ворота. Карету вытащили русские мужички- хитроумные механики.

В XVIII веке Золотые ворота уже нуждались в капитальной реставрации. Но деньги нашлись лишь в середине XIX .После революции Золотые ворота, естественно, как памятник, никто не сохранял. Здесь помещался архив КГБ, а позже  сюда поселили жителей, используя шедевр русской архитектуры  в качестве жилищной коммуналки. Но в середине ХХ века Золотые ворота все же отреставрировали и передали музею.

Владимир. Золотые ворота.

 

Интересно, что те же принципы построения Града Небесного использовали и при устройстве монастырей. Здесь тоже сооружения располагались на возвышении - святой горе, окружены водой, но не со всех сторон, не изолируя от мира. В этой воде, чистой и прозрачной,  возникает завораживающее, перевернутое отражение, заставляющее задуматься   и об иномирности обители. В плане - это всегда четырехугольник, ориентированный по сторонам света. В центре  храм - престол Бога и жертвенного Агнца (или Рождественский храм), по кругу от него, как на острове (спасения) - остальные сооружения. В монастырь - «новую землю», «новое небо», «новый Иерусалим» - ведут те же главные ворота. Ну и  что же,  если не Золотые, смысл их тот же - вход в град Небесный. Присмотритесь и к нашему Свято-Пафнутьеву Боровскому монастырю, и вы все это найдете.
                                                             

Алла Тагиева

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.