Газета "Вестник" №51-2012

Нарожали! Почему не любят многодетных

 

Об отношении к многодетности в обществе написано и сказано многое. Кто-то нормально воспринимает семью, в которой больше трех детей, кто-то  раздраженно смотрит вслед, бормоча классическое: «Нарожали!» Но наиболее нервно и болезненно воспринимает современных многодетных поколение нынешних «бабушек».

В разных городах, с разным воспитанием и уровнем образования они мыслят и говорят о многодетности одинаково - агрессивно. Почему так происходит, пытается разобраться Екатерина Бурмистрова, психолог, мать 10 детей.

Представители поколения, родившегося после войны, в конце сороковых, в пятидесятые, начало шестидесятых годов - сами, как правило, не единственные в семье. Было много людей из действительно больших семей. И уж тем более их родители (десятых, двадцатых годов рождения прошлого века) - почти все из многодетных семей.

То есть нынешнее поколение бабушек (тех самых, которые родились примерно в пятидесятые), активно отрицающих многодетность, знают ее по своему детскому опыту или опыту своих родителей. Это живые воспоминания о многодетности в очень тяжелых условиях, вызванных последствиями революций, гражданской войны, коллективизации, репрессиями, событиями Великой Отечественной. Тяжелый быт в коммуналках, переезды...

У каждого в багаже - история про то, почему не надо иметь много детей, основанная на том, как страшно было во время Великой Отечественной войны, как тяжело - после нее. Спасение от немцев, гибель отца на фронте (или - в сталинских лагерях), когда пришлось матери тянуть пятерых детей - это же не отдельные случаи, что-то подобное происходило почти в каждой семье. У прабабушки моей знакомой было тринадцать детей. Семью, у которой было крепкое хозяйство, раскулачили. Десять детей погибло. Прабабушка одна подняла оставшихся. Ни у кого из них уже не было много детей. И дальше - по цепочке.

Бабушка другой знакомой - младшая среди пятерых детей. Ее отца, крепкого крестьянина, раскулачили и расстреляли, мать пошла на заработки и сгинула. Детям пришлось выживать самим. Став взрослыми, они родили по одному-два ребенка... Представителей того самого поколения, которое сейчас многодетность отрицает.

То есть их отрицание многодетности - не теоретические воззрения. Это память, закрепленная в поколениях, о том, как нельзя справиться с ситуацией.

У следующих поколений появилась формулировка: «Мы не могли себе этого позволить». Именно с послевоенного поколения активно начались аборты.

- Неужели память поколений так сильна? Ведь дети, родившиеся в 50-60-е годы, не испытали таких лишений, что их родители, их бабушки, дедушки. Тем более, когда они сами начали рожать своих детей, чаще одного, реже - двух, ситуация в стране была достаточной стабильной.

- Кроме этой памяти было еще много чего: разрушение культурных кодов, исчезновение деревенского быта. В принципе, в городской среде не нужно много детей, от них только одно неудобство. Это в крестьянской семье, которая живет натуральным хозяйством, чем больше рук, тем лучше. Сельское население сильно сократилось после коллективизации, после войны.

А в городской семье много детей - нарушение нормы. Квартиры маленькие, общественный транспорт явно неудобен для того, чтобы перевозить семьи с несколькими детьми. Детей нужно водить на кружки, а когда их (детей) много - это уже непросто, дети сами не гуляют, лишь «выгуливаются» со взрослыми...

К тому же уменьшилась детская смертность, и если раньше люди, рожая детей, не знали, сколько их доживет до взрослого возраста, то теперь у них появилась уверенность: «Вот родим одного, и он у нас будет...» Раньше рожали 10, выживало 4, сегодня, несмотря на то, что наше здравоохранение занимает в мировых рейтингах низкие строчки, детей умирает гораздо меньше.

Сейчас ребенок - это такой долгосрочный проект, который должен быть успешным. У родителей - масса обязательств, чтобы вложить в ребенка максимум. Раньше не было такого чувства, что родители детям что-то должны.

Понятно, что многодетность нынешних молодых, чаще православных, граждан, может очень раздражать старшее поколение. Мне кажется, в их ощущениях - и чувство вины, и осознание, что ведь ничего уже не вернуть, не изменить, детородный возраст прошел. И нынешние многодетные делают то, от чего их мамы и бабушки отказались. И потому - неприятие, до остроты, многодетности.

И - начинается: «Вы ведь не справитесь, мы еле одного на ноги поставили!».

У людей этого поколения накрепко засели в голову мысли по поводу того, как нужно справляться с детьми, что им нужно отдавать все внимание. Отчасти это от того, что они сами недополучили подобное.

Нынешним многодетным, которые были или единственными детьми в своей семьи, или имели брата или сестру, приходится на собственном опыте узнавать, что такое многодетность.

У нас дом под Козельском, и вот как-то, когда у меня родился третий ребенок, я иду по улице, на лавочке сидит старушка. И она мне говорит: «Деточка, да что ж ты делаешь! Ты же сама не съешь и им не дашь!» Действительно, искренне переживающая бабушка была в своей семье пятым ребенком и очень хорошо помнит свое нелегкое детство.

В той же деревне молочница - двенадцатый ребенок. У нее - одна дочка, которая родила ей одну внучку. Будучи двенадцатой в семье, пережив невероятные лишения, она внутренне сделала вывод, что поднимать детей - это невероятно тяжело. Ведь речь тогда шла не о том, смогут ли дети получить высшее образование. Нужно было хоть как-то всех прокормить... И став взрослой, она решила, что ее дети не должны так нуждаться. Потому родила одного ребенка, чтобы дать ему все «по высшему разряду». Цепочка пошла дальше.

Таких историй - множество. Те, кто был пятым, двенадцатым в околовоенные годы, родили по одному ребенку. И не потому, что их родительские семьи были плохие. Наоборот, в семьях чаще всего были прекрасные отношения. Просто катаклизмы XX века очень сильно ударили по семье. Многие семьи пережили потерю близких, переехали из деревни в город, из одной части страны - в другую, что привело к утрате общих родственных связей, поддержки со стороны большой семьи - бабушек-дедушек, братьев-сестер, дядь-теть и так далее. Забыли, кто такие дети.

- По одному-два ребенка принято рожать и в странах Европы...

- Да, изменение подхода к воспитанию - общеевропейский процесс. Хотя за рубежом не было таких культурно-исторических сломов, как у нас... Сейчас родителям нужно не просто дать жизнь ребенку, как это было у наших бабушек. Ему обязательно следует еще дать образование, квартиру, машину....

Нынешние многодетные, в большинстве случаев, это все детям дать не могут. И поэтому они - нарушители, которые пытаются вернуться к тому, что было до войны. Они нарушители сложившийся культурной традиции, согласно которой ребенок - получатель всех благ семьи.

Сейчас все меньше мы можем увидеть ситуацию, отраженную в советских фильмах 50-х годов, когда молодая девушка приезжала в Москву с имуществом, состоящим из одного чемоданчика. Она сама выходила в большую жизнь, получала профессию. Сейчас, если родители не обеспечили обучение в институте, отдых за границей два раза в год и отдельное жилье, они оцениваются как плохие родители. Причем речь идет о уже выросшем ребенке. А нынешние многодетные как будто все это отрицают, своей жизнью словно бросают вызов окружающим.

Мне кажется, люди, которые рожают много детей, поняли, другую суть - волю Божию. Это следующий шаг после слома традиции многодетности. Или это какой-то другой шаг. Современная российская многодетность - неисследованное явление,  и оно вызывает отторжение. Потому что это не норма, «не по-нашему». Еду как-то в лифте, и женщина из подъезда спрашивает: «Так вы мама этих детей? Как же так, вы же русская женщина?!»

- В семидесятые годы государство поддерживало многодетных, давало медали, звания. То есть повышало престиж. Но престиж так и не рос. Почему?

- Проблема, которую мы обсуждаем, очень многопластова, с глубокими социальными корнями. Православное меньшинство, которое решается рожать, является нарушителем естественного движения социальных процессов. Я не говорю, что это прогресс. Скорее -  речь о регрессе. У нас же стремительно сокращается население: короткая продолжительность жизни, низкая рождаемость, депрессия нации.

Дети, которых мы рожаем, по сути, никому не нужны. Идешь по улице, а детям никто не радуется, никто не улыбается, реагируют с раздражением. Причем негативное отношение к детям в нашем обществе - несознательное. Маленькие дети, в основном, раздражают.

Если вы поедете в метро с маленьким ребенком и он начнет капризничать, у восьмидесяти процентов взрослых людей будет реакция: «Какой невоспитанный, он нам мешает ехать!» Мало кто посмотрит с сочувствием, с пониманием.

В других странах, не обязательно далеких, отношение другое. Например, в Сербии или в восточных странах, которые входили в состав Союза. Для них дети - что-то радостное, не обременяющее.

Почему у нас все иначе? Может быть, особенности национального характера, который воспитывается в достаточно суровых климатических условиях? А может быть потому, что распространено воспитание в семье одного-двух детей. То есть период, когда человек соприкасается с маленькими детьми, получается довольно коротким. Пять-семь лет, и ты уже «отстрелялся», младенцев близко не видишь...

К тому же увеличивается возраст, когда начинают рожать. Поколение менеджеров сначала заработает на квартиру, состоится в профессии. Потом родили, в детский сад отдали, на работу вышли и - все.

Когда вышла моя книга «Беременность, роды, материнство», муж стал предлагать: «Давай подарим одним знакомым, другим». А я, несмотря на то, что в моем окружении много многодетных, рожающих, понимаю, что многие из перечисленных им вряд ли когда еще родят, и дарить им книгу даже как-то неудобно.

У нас очень много людей, которые далеко от детей, забыли, каким может быть их поведение, реакции.

Еще жестко реагируют на детей те, кто делал аборты.

- Поколение родителей  не рожало много детей. Их дети  пытаются рожать. То есть, в каком-то смысле, вновь нет связи поколений?

- В этом смысле преемственность налицо. Ведь на самом деле многодетные - узкая прослойка, а не массовое явление в обществе. И в основном - речь о Москве, где уровень жизни - выше, и где больше единомышленников, понимающих, что на самом деле дети - это благо.

В провинции ситуация иная.

И количество многодетных семей в целом по России не увеличивается.

Екатерина Бурмистрова

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.