Газета "Вестник" №35

Надежда умирает последней!

Окончание. Начало в №34.

Помимо прочего, для каждого из нас конец света наступает с нашей собственной смертью, ведь после смерти мы уже ничего не можем делать. Мы ждем там, где нам уготовано, конца этого мира, Страшного суда. Так вот оказывается, что те несколько десятков лет, которые каждый из нас живет на земле в теле, определяют все наше вечное бытие. Потом, когда душа освобождается от тела, она не может делать уже ничего, никак себя исправить не может, сколько бы до Второго пришествия не прошло лет. Три года или три миллиарда лет - это неважно. Вот мы в теле нашем согрешили - и все. Душа без тела ничего не делает. Даже Бог для того, чтобы спасти нас, вочеловечился. Таким образом, телесная наша жизнь, жизнь в теле, она определяет все наше последующее существование в вечности. Несложно сделать вывод о том, какая участь ожидает в вечности того, кто вплоть до самой своей смерти употреблял наркотики, а тем более тех, кто сам захотел уйти из жизни. Ведь такой человек думает: «Я убью себя, потому что мне невмоготу, потому что мне жизнь не доставляет радости и наслаждения, и поэтому я не хочу жить», то он просто получит родовую травму. Ведь смерть - это новые роды, новое рождение. Родовая травма будет сказываться всю жизнь. На этот раз - вечную. Человек, добровольно собирающийся уйти из жизни, вряд ли делает это в радужном настроении. Но это именно уход, переход, а не исчезновение. Вполне умереть самоубийце не удастся. Состояние души, с которым человек переступает границу, состояние отчаяния и ужаса он заберет с собой в вечность. Есть библейские слова об этом переходе: «В чем застану, в том и сужу» (Иез. 33:13-16), - говорит Господь. Смерть от отчаяния - это путь к такому ужасу, о котором ничего не знают люди неверующие и трезвые. Прислушайтесь тогда к великому Данте: «Я утверждаю, что из всех видов человеческого скотства самое глупое, самое подлое и самое вредное - верить, что после этой жизни не будет другой». Тело можно разрушить навсегда, а душу - нельзя. Как говорит современный православный богослов диакон Андрей Кураев: «В полуразрушенном состоянии душа будет влачиться «из вечности в вечность», и ни одна из них не будет ее радовать». Когда человек убегает от собственной боли, не видя смысла в продолжение жизни, то это означает власть сумрака в его душе. Церковь не отпевает самоубийц не потому, что желает им отомстить или наказать. Своим отказом она просто предупреждает еще живых: «Это не выход!» Не может быть выхода в отчаянии, унынии, выход нужно искать в надежде, в надежде на то, что еще можно что-то поменять, что-то исправить, как бы тяжело и трудно это не было. Пока мы живы телом, пока есть дыхание жизни в нас, пока смерть не настигла нас, - есть и надежда, а если есть надежда - есть и будущее: один жест, одна мысль могут изменить и преобразить жизнь. Вспоминается случай из жизни одного католического священника, жившего в XIX веке. К нему однажды пришла женщина в отчаянии, так как ее муж покончил с собой, бросившись в реку. Он попросил подождать, пока он помолится, затем подозвал ее и сказал: «Утешься, между мостом и водой он пожалел о своем поступке...» Порой достаточно «мгновения ока»: один вздох может все изменить.

Но для человека, употреблявшего долгое время наркотики, такой вздох сделать не так просто, не в смысле, конечно простого вздоха ртом, а в смысле «с чего начать?», какой первый шаг или шаги нужно предпринять, чтобы начать вытаскивать себя из того болота, в которое он сам себя втянул. Как показывает практика, здесь может быть множество вариантов: это и религия, и спорт, и искусство и многое другое. Объединяет их то, что все они направлены на то, чтобы заполнить ту пустоту в жизни человека, которую раньше занимали наркотики. Кроме того, есть и еще один фактор, объединяющий все эти увлечения: все они со знаком «плюс». Ведь никто не будет спорить, что гораздо лучше, если у человека есть какой-то внутренний стержень, например, вера в Бога (если это, действительно серьезная, крепкая вера), которая помогает человеку во многих его начинаниях и делает его гораздо нравственнее. Также никто не будет спорить, что лучше заниматься спортом, следить за своим физическим здоровьем, чем этого не делать. Следовательно, можно с уверенностью сказать, что все эти начинания имеют благую сущность, а одним из синонимов благости является такое понятие, как добро.

Все, наверное, смотрели известный мультфильм «Каникулы Бонифация» про циркового льва по имени Бонифаций, доброго и веселого. Несмотря на то, что этот мультфильм отличается детской наивностью, он в то же время имеет глубокое содержание. Главные события в мультфильме разворачиваются на острове, где у Бонифация живет его любимая бабушка. Если помните, то лев ехал на этот остров не только с целью отдохнуть и повидать бабушку, но и с тем, чтобы поймать золотую рыбку. Но только одно обстоятельство мешало ему эту мечту воплотить в жизнь - это местные детишки, которые никогда не  бывали в  цирке и поэтому, как только видели направлявшегося к речке льва, тут же просили показать им какие-нибудь цирковые трюки и фокусы. Лев, по доброте своей, конечно же, не мог им в этом отказать, и дети были от этого счастливы. В итоге лев так вошел во вкус, показывая детям представления, что забыл про все на свете, даже про золотую рыбку... И вдруг каникулы кончились. Что же получается: одна из главных целей так и оказалась не достигнута? Однако те, кто смотрел мультфильм прекрасно видел, как опоздавший на корабль и  упавший в воду Бонифаций, поднявшись на палубу, вдруг, к своему удивлению, обнаружил в мокром насквозь свитере свою мечту - золотую рыбку! Мне кажется, что автор этого мультфильма хотел  донести до зрителя ту мысль, что главное в жизни - это делать добро,  и тогда все поставленные перед тобой цели самым необыкновенным образом, рано или поздно, воплотятся в реальность. Именно об этом говорит евангельская притча об овцах и козлах (Мф. 25:31-46). Критерием попадания в райские обители будут именно добрые дела, оказанные самому Богу. Причем и овцам («праведникам»), и козлам («проклятым») будет непонятна  уготованная им участь: овцы попадут в рай, козлы - в ад. И те, и другие вроде бы не видели напрямую Бога ни алчущим, ни жаждущим, ни странником, ни больным, и поэтому не могли оказать Ему помощь. Но Бог приравнивает Себя к человеку, и  милость, оказанная или не оказанная другим людям, нуждающимся в помощи, играет в итоге решающую роль. Нетрудно заметить, что у тех и других была одна цель: после окончании жизни попасть в рай. Но в том то и дело, что обе стороны не ожидали, что прийти к намеченной цели можно другим, если так можно выразиться окольным путем: делая добрые дела не напрямую Господу, а простому человеку. Разница лишь в том, что одни выбрали этот окольный путь, а другие посчитали его ненужным.  

И в жизни, если внимательно присмотреться к ней,  можно обнаружить такие окольные пути, не связанные напрямую с поставленной целью,  но все равно приводящие к ней. Взять, к примеру, того же самого наркозависимого, который поставил перед собой цель: бросить наркотики. Просто не употреблять наркотики - это очень сложно, практически невозможно, - будешь постоянно о них думать, будут ломки, и все вернется на круги своя. Поэтому нужно каким-нибудь образом отвлечься, а отвлечься можно, лишь переключившись на что-нибудь другое, что может быть интересным.  И человек, на первый взгляд, занимается совсем не тем, на что нацелился: он решил бросить наркотики (это, безусловно, благая, добрая цель), а начинает заниматься спортом, искусством. Но как был сказано выше, все эти увлечения по своей сути являются позитивными, добрыми, что, благодаря им, человек добивается своего: бросает наркотики. Хотя, если смотреть со стороны, может показаться, что все эти увлечения (религия, спорт, искусство) никакого отношения  к прямому отказу от наркотика не имеют. А если добро реализовывать не только в себе, но и делиться им с другими людьми, как в евангельской притче, то эффективность результата окажется еще более высокой. По-настоящему счастлив тот, кто живет не для себя, а для других.

Употребление наркотиков - это, безусловно, большая трагедия в жизни любого человека, но трагедия не окончательная. В каком бы положении и состоянии человек ни оказался, у него всегда остается шанс изменить все в лучшую сторону, ведь не зря говорят: «Надежда умирает последней!». И чтобы надежда это не оказалась только мечтой, необходимо сделать главное - первый шаг... 

 

Аркадий Темнов

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.