Газета "Вестник" №33

Аванс, данный Богом

 

 

Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский писал: «здесь (имеется в виду в этой земной жизни) все начинается, но ничего не заканчивается», давая понять, что человеческая жизнь не ограничивается только земными рамками. Действительно, большинство людей, так или иначе, верит, что за порогом смерти есть какая-то пусть другая, своеобразная, но все-таки жизнь. Любая религия также говорит о том, что человек создан для чего-то большего, радостного, по сравнению с тем, что дается человеку сейчас, в этой земной жизни. И во многом от того, как человек жил здесь, на земле, будет зависеть его посмертная участь. Например, Ислам учит,  что добрые дела в этом мире подобны семенам, которые принесут урожай в мире потустороннем . В Евангелии основной составляющей попадания в райские обители  является  то, как один человек относился к другому . 

Наверное, нет ни одного человека, который бы в своей жизни не сделал добра. Но вот вопрос, какова сущность делаемого этого добра и хватит ли вообще таких добрых дел для попадания в райские обители? Если честно спросить себя, кому и при каких обстоятельствах мы делали добро, оказывали какую-либо помощь, то наша совесть подскажет, что в основном это было наше ближайшее окружение:  родные, друзья и знакомые. И всегда ли нами руководили искренние, светлые чувства, такие как любовь, сострадание, доброта в отношении к нашим близким? Или все же это было больше связано с долгом, с тем, что мы должны, обязаны помогать им? Безусловно, и такое внимание заслуживает уважения. Но достаточно ли это для нашего вечного пребывания рядом с Всевышним? 

Христос в своей проповеди обращает внимание на то, что если мы любим только любящих нас, то какая нам за это награда? И если приветствуем только братьев наших, что особенного мы делаем? Чем мы лучше каких-нибудь дикарей, которые делают то же самое. Но как Бог повелевает солнцу  восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь Свой на праведных и неправедных, так и человек должен заботиться и помогать не только своим родным и близким, но и совсем незнакомым людям, нуждающимся в помощи, и даже своим врагам. И кому это будет под силу, у того появится надежда на «светлое» будущее. Безусловно, помогать совсем чужим людям - тяжело, принять и пропустить через себя чужую боль вдвойне сложнее. И счастливы будут те люди, которым это удается!

Спасатели, на мой взгляд - это одни из немногих  счастливчиков, кому Бог дал возможность не просто помогать людям, а обязал их к этому. Ведь смысл, цель работы спасателей как раз и заключается в том, чтобы оказывать помощь совсем незнакомому человеку, попавшему в беду. Но здесь возникает очень важный вопрос: всегда ли спасатель имеет и должен иметь любовь и сострадание к пострадавшему? Всегда ли он старается пропустить через себя чужую боль? Ведь если нет любви, нет сострадания - то спасатель становится в глазах других, и прежде всего перед самим собой, бесчувственной личностью; его можно сравнить со строителем, укладывающим очередной кирпич в стенную кладку. Но имеет ли шансы такой бесчувственный человек, заслужить право находиться рядом с Богом? А если спасатель начнет, как говорится, принимать все близко к сердцу, то есть большая вероятность, что он в конце концов психологически надломится , и итогом станет его профессиональная непригодность. Вот такая вот непростая, на первый взгляд,  дилемма!

В одном из романов Федора Михайловича Достоевского один из героев рассказывает историю про луковку. В давние времена жила  в одном городе злая, самолюбивая женщина, которая в своей жизни никому никогда не помогла, не сделала добра. И вот она скоропостижно умирает. Вследствие неправедно прожитой жизни она оказывается в аду. Там она с другими грешниками мучается в огненной пучине. Казалось бы, нет никакой надежды на спасение. Но тут над пучиной появляется ее ангел-хранитель, который кружит над ней и пытается как-то помочь бедной женщине, но увы все его старания оказываются напрасными. Он рассказывает ей, что пытался найти в ее жизни хоть одно доброе дело, которое могло бы дать хоть какой-нибудь, пусть мизерный, но шанс на ее освобождение. И тут женщина вспоминает, что однажды она помогла одной старой, бедной женщине - подала ей милостыню. Но как помогла!? Как-то злая женщина копалась в своем огороде. В это время мимо нее проходила нищенка, которая, увидев ее, начала громким голосом просить, чтобы та дала ей хоть что-нибудь на пропитание. Но злая женщина была непреклонна. Нищенка еще громче стала просить дать ей что-нибудь поесть. И вот что бы как-то избавиться от нищенки, злая женщина кинула в нее луковицу, только что вынутую из земли. После этого рассказа ангел-хранитель, не поленившись, нашел эту луковку и протянул ее женщине со словами: «Держись за нее, я попробую, тебя вытащить отсюда». И происходит чудо! Ангел-хранитель начинает вытаскивать за луковку злую женщину... 

Не нужно думать, что этот рассказ  всего лишь  вымысел русского классика. На самом деле Достоевский за основу рассказа о луковке взял реальный эпизод из жизни раннехристианского подвижника Петра Мытаря, жившего в VI веке, немного изменив сюжетную линию. Господь ищет в каждом человеке такую луковку, ищет то доброе, к которому можно привиться Своей вечностью, святостью. Спасатели в таком случае оказываются среди немногих, которые, благодаря своей работе, могут оказаться рядом с Богом. Но зачастую, особенно когда спасатель проработал долгое время, помощь пострадавшим оказывается им подолгу службы, потому что так нужно, где-то даже из-за нехватки адреналина, а любовь и сострадание к терпящим бедствие людям со временем теряют свою наполненность. Как женщина, с которой ты только что познакомился, кажущаяся, очень часто, тебе прекраснее и милее  всех  женщин на свете, со временем становится всего лишь одной из многих. Так что-то подобное может происходить и в работе спасателя. И будет ли в таком случае добро, сделанное из-под «палки», ценно в «глазах» Бога? Ведь история про луковку не закончилась...

Видя, как ангел-хранитель вытаскивает злую женщину из адского пламени, «собратья» злой женщины по несчастью стали хвататься за нее, чтобы и их вытащили заодно. Женщина, наблюдая эту картину, стала отталкивать, скидывать с себя своих «коллег» по несчастью, крича им: «меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша». В этот момент произошло непредвиденное, луковка оборвалась! И женщина вместе со всеми упала в огненное озеро. А ангел заплакал и отошел.

История с луковкой показывает, что даже если ты делаешь добро, но не имеешь любви к людям, далеко не факт, что ты спасешься. Безусловно, работа спасателя - это большой задел того, что твое добро не окажется не замеченным Богом. Но как  аванс - это еще не вся зарплата, так и помощь, оказанная людям спасателем, - это не гарантия попадания в райские обители.

Да, действительно, вхождение в Царство Божие - главная цель нашей жизни. Но неверно думать, что способность или неспособность войти в Него будет зависеть от суммы заработанных очков и что очки эти зарабатываются добрыми делами. Но от чего тогда? Очень ясно пишет об этом апостол Павел: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:3). Видите, Писание говорит, что никакие добрые дела не спасают нас сами по себе, если нет в нас любви. Они, конечно, в любом случае ценны, но не тем, что нам за них заплатят «на высшем уровне», а тем, что формируют нашу душу. Бог есть Любовь, и в Его Царстве сможет пребывать только то, что пропитано любовью, наполнено любовью. Каждый наш жизненный шаг, каждый наш поступок, добрый или злой, делает нас самих добрее или злее. И важнейшим, решающим будет наш последний шаг, ведь сказал же Господь: «В чем застану, в том и сужу». Это не значит, что все предшествующие поступки не имеют значения. Каждый наш шаг, в том числе и последний, во многом подготовлен предыдущими. Каждое доброе дело облегчает совершение следующего доброго дела. И в конце концов доброделание становится для нас естественным, становится потребностью, потому что сердце наше становится добрым. Не добрые дела входят в Царство Божие, а добрые души. А души становятся добрыми, когда делают добро.

Поэтому я надеюсь на то, что спасатели, помогая кому-то в очередной раз, закладывают в свою душу еще один «кирпичик» добра, из которого в итоге получится то, с чем не стыдно будет предстать перед Всевышним и остальными людьми.

Спасатель 1-го класса

ОР №5 ПСО-201 ГУ «ПСЦ»

г. Москва  

Аркадий Темнов         

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.