Газета "Вестник" №29 - 2011 г.

Почему обращаться за помощью к экстрасенсам опасно?

Действительно, экстрасенсы способны улавливать тончайшие энергетические потоки. На этом и основана их деятельность. Экстрасенс-целитель Мазуркевич Сергей Александрович пишет, что «... главной целью человека, изучающего экстрасенсорику, является улучшение внечувственного восприятия окружающей действительности».9 Сравним опыт экстрасенсов с опытом святых. fa448b0e5740b71edd6e1ff4dadd1d7f_828b80403c9fcbd3826dc8075498e76d_349.

Владимир Лосский, известный православный богослов XX века, пишет, что мир был сотворен Богом посредством «волений-мыслей», «мыслей-слов», в которых коренятся «логосы» вещей (в переводе с древнегреческого, «логос» - причина, повод). Воля святого соработает волениям-идеям Божиим, а потому святые воспринимают мир как «музыкальное согласие» слов Слова.10 Будучи «разорванным», непознаваемым, неуловимым, мир становится для святых Божиим откровением, обретает свою целостность. Экстрасенсы и святые действуют, в некотором смысле, в одной области. В философии есть понятие «трансцендентный» (от латинского, transcendo - переступать). Трансцендентный, значит - запредельный, потусторонний, не принадлежащий нашей реальности. Именно так понимается в догматическом богословии Бог, Который является одновременно трансцендентным (а потому для нас недосягаемым) и личным (вошедшим в наш мир, в нашу реальность, а потому доступным нам во всей своей Божественной полноте). Космическая энергия, которой пользуются экстрасенсы, тоже является частью запредельной реальности. Но между ней и Богом есть непреодолимое различие. Бог явил Себя во всей своей полноте в личности Иисуса Христа и тем самым открыл для нас путь к Его познанию. Трансцендентное, потустороннее, вечное, через Господа нашего Иисуса Христа вошло в наш мир, в нашу реальность. Космическая же энергия остается неуловимой. Каждый из нас может ее ощутить, но познать ее сущность мы не сможем. Поэтому экстрасенсы, колдуны, «бабки», маги и гадалки не способны дать нам целостность, исцелить нас. Они контактируют с неизвестным им миром, «вырывая» из него определенные куски, вытаскивая то, что лежит на поверхности. Они не способны погрузиться в глубь мироздания и увидеть в этой глубине Живого Бога. Остающимся на поверхности, им доступны лишь «выбросы» падшие духи, которые не нашли себе места в Божественной глубине.

Часто возражают, говоря: «Энергию сотворил Господь, если мы не пользуемся ею, то, получается, нам и лекарствами, таблетками нельзя пользоваться, ведь это тоже - дар Божий?!» Ответ на этот вопрос состоит из двух тезисов. Во-первых, «таблетки» принадлежат нашему миру, нашей реальности, они не трансцендентны. Мир посюсторонний (то есть тот, в котором мы живем) мы познать можем. Мы можем изучить химические реакции, вызванные сочетанием различных веществ, мы можем изучить целебные свойства трав. Конечно, наше познание и в этой области ограничено, но год за годом наука предлагает нам все больше и больше новых открытий! Энергетические потоки недоступны нашему восприятию. Мы можем их «ощутить», но изучить их сущность не в силах. Поэтому лекарствами мы пользоваться можем и должны, потому что это дар Божий, доступный нашему восприятию. Второй тезис заключается в том, что, действительно, Господь сотворил ангелов, которые, по слову Игнатия Брянчанинова, имеют материю, они тварны11 (не та ли эта «энергия», о которой говорят экстрасенсы?). Но своим творениям Бог даровал свободную волю, а потому не только люди, но и ангелы оказались способными отпасть от Него. Также и среди растений есть ядовитые, использовать которые нужно крайне осторожно (некоторые - не использовать совсем). Человек научился их различать и использовать при лечении только их целебную силу. Но «энергия», как я уже сказал, не поддается нашему познанию, а потому экстрасенс подвержен влиянию падших духов.

Многие могут со мной не согласиться и обратить наше внимание на существование «православных целителей» (в народе - «бабок»), у многих из которых есть иконы. Некоторые даже периодически исповедаются и причащаются. Получается, что Богу такая деятельность угодна? Вопрос этот сложен тем, что для ответа на него нужно «залезть в душу» этих людей и посмотреть, что лежит в основе их веры, какие чувства, мысли? Но этого мы сделать, во-первых, не можем, во-вторых, не имеем права. Поэтому нужно ограничиться внешними проявлениями их целительских практик. Митрополит Антоний Сурожский, говоря о целителях, заметил, что если их деятельность заключена в молитве, «которая обращена к Богу разумным образом», то почему бы не обратиться к ним за помощью?12 Если их вера больше нашей, если их молитва может облегчить наши страдания, то почему мы должны пренебрегать такой помощью? Другое дело, когда совершаются манипуляции с материальными предметами. Я знаю некоторых целителей, которые, являясь воцерковленными, «сливают» людей воском, рядом с больными бьют в стакан яйцо, чтобы в него уходила болезнь, к травмированным местам прикладывают ножи. Очевидно, что люди, которые приходят к ним на прием, верят не в Бога, а в это яйцо или воск. Такая деятельность относится к оккультизму, который наделяет предметы определенными целебными свойствами. Мы же из церковного опыта знаем, что даже священные предметы (свеча, крестик) являются лишь материей тварного мира, которая принадлежит Богу и никаких целебных свойств сама по себе не имеет. Молитва у таких людей превращается в заклинание, а Бог - в безликую энергию.

 Весьма поучительны в этом смысле некоторые эпизоды из Деяний Апостолов. Когда началась проповедь Евангелия, «некоторые из скитающихся иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса» (Деян. 19:13). «Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома» (Деян. 19:15-16). Закончилось все тем, что «из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми» (Деян. 19:19).

Также книга Деяний повествует о женщине, которая, будучи одержима духом прорицательным, «кричала, говоря: сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения» (Деян. 16:16-17). На деле же эта женщина через прорицание доставляла большой доход своим господам (Деян. 16:16), хотя слова ее были очень похожи на христианскую проповедь. Но раз так, то почему она лишилась своих способностей, когда апостол Павел именем Иисуса Христа приказал духу выйти из нее и он повиновался (Деян. 16:18)?

Выходит, что, если человек, несмотря на свою видимую принадлежность к Церкви, использует в своей деятельности магические предметы, заговоры, он не может нас исцелить, помочь нам обрести целостность в Боге. Он может нас вылечить, но последствия такого лечения не стоят того, чтобы им пользоваться.

 

9 Мазуркевич С.А. Экстрасенсорика. - [Электронный ресурс]. - URL: http://biosensorika.ru/ekstrasensorika/

10 Лосский. Догматическое богословие: часть 2. - [Электронный ресурс]. - Православный образовательный портал «СЛОВО». - URL:http://old.portal-slovo.ru/rus/eology/6236/11528/&part=2

11 Игнатий (Брянчанинов). Взгляд на мнение западных о духах, аде и рае. // Избранные творения. - СПб.: Приход святителя Игнатия Брянчанинова, 2010. С. 510-511

12 Митрополит Сурожский Антоний. Материя и дух. // Труды. - [Электронный ресурс]. - Электронная библиотека «Митрополит Антоний Сурожский». - URL: http://www.practica.ru/Ma/i

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.