Газета "Вестник" №25 - 2014 г

Счастливые дни познания

В честь дня защиты детей «Православным центром милосердия и культуры», который возглавляет Киселёва Людмила Георгиевна, и центром  «Гармония» города Боровска были организованы экскурсионные поездки для детей­сирот, инвалидов, детей из многодетных семей. Руководила поездками сотрудник центра «Гармония» Морозова Алла Юрьевна.

Финансировала поездки фирма «Белая лилия», директором которой является Эмилия Казанджян. Экскурсию сопровождали матушки Ксения и Елена из  паломнической службы «Вера, Надежда, Любовь» города Обнинска.

 Второго июня в пять часов утра автобус с площади города Боровска отправился во Владимир и Суздаль, где в XII веке в междуречье Оки и Волги появилось Ростово­Суздальское княжество, позднее названное Владимиро­Суздальской Русью.

Несмотря на ранний час в автобусе царило оживление. Всех обрадовало участие в этой поездке настоятеля Благовещенского собора протоиерея  Димитрия Орлова, который прочитал молитву о путешествующих.

Ребята почти не спали в дальней дороге: наблюдали, как менялись городские пейзажи за окнами, как постепенно исчезали огромные потоки машин. В девять утра мы уже устраивались в паломнический центр города Владимира.

Владимирская область является одной из наиболее богатых по количеству и многообразию сохранившихся здесь памятников национальной архитектуры. Владимиро­Суздальское зодчество – одна из сильнейших ветвей русской архитектуры периода феодальной раздробленности, сохранившая крестово­купольные храмы и выросшая под сильным воздействием деревянного зодчества.

Экскурсии для гостей вел иерей отец Евгений. Старшие ребята, отвечая на вопросы экскурсовода, сами сделали вывод  о причинах возвышения Ростово­Суздальской земли и причинах отделения ее от Киевской Руси.  Позднее эти земли догнали и опередили прежнюю столицу в своем развитии.

Жизнь без набегов кочевников, плодородные земли привлекали население. Начался экономический подъем северо­восточных земель.  У впадения Оки в Волгу был основан в 1221 году Нижний Новгород. Укреплялись города­крепости Дмитров, Юрьев­Польский, Звенигород, Переяславль­Залесский, Кострома, Москва, Галич. Дальнейшее развитие получили Ростов, Суздаль, Владимир, Ярославль. Владимир стал новой столицей Руси, а Суздаль – религиозным и политическим центром. Множество храмов украсили эти города. Ребята заметили, что особенно торжественно выглядят белокаменные храмы XII­XIII веков. (Успенский, Дмитровский соборы во Владимире; Покров на Нерли, близ села Боголюбова;  Рождественский собор в Суздале). Фасады зданий украшены аркатурными поясами, стены – рельефами, входы в храм (порталы) декоративно оформлены.

Ребята посетили Свято­Успенский Кафедральный собор Владимира накануне празднования Владимирской иконы Божией Матери – главной иконы Русской земли. На другой день они были свидетелями праздничного крестного хода вокруг храма, которому уже более 800 лет. В душе была радость оттого, что приехали сюда в торжественный день, будто сама Божия Матерь встречает нас и ведет по Владимирской земле. Величественный храм на высоком левом берегу Клязьмы, дали, открывающиеся взору, говорили о том, что место под величественный храм наши предки выбрали самое красивое.

Ребята узнали, что храмы и монастыри были центрами духовной и культурной жизни. На площадях у церквей и соборов протекали все события, связанные с жизнью народа; в стенах храмов сохранялись государственные и частные документы и ценности. Храмы и монастыри были важнейшими общественными зданиями, которые в период невзгод служили целям обороны. В мирных условиях были центрами культуры и просвещения. Здесь переписывались книги, велось летописание, из стен монастырей выходили ученые, литераторы, иконописцы. Церковные сооружения были основным украшением города и являлись гордостью как князя, так и горожан. В них особенно ярко отразился творческий дух русского народа. Эти сооружения говорят о высоком уровне градостроительного искусства русских зодчих и простых русских каменщиков, об умении отразить в созданных ими храмах величие и мощь своей Родины.

На памятном месте возле главного храма города Владимира решили сфотографироваться группой. Внутри храма ребята слушали рассказ экскурсовода и рассматривали фресковую живопись Андрея Рублева. Некоторые ребята в храме были впервые. В поездке участвовали ребята разных национальностей. Они спрашивали:  «Зачем пишут записки о здравии и отдают их в лавку? Что такое мощи и зачем к ним надо прикладываться? Где их увидеть? Как надо молиться?» Кто­то из ребят подходил и прикладывался  к праздничной иконе, а кто­то растерянно стоял посреди храма, не зная, что делать. Дети смотрели, слушали, наблюдали, как молится отец Димитрий, как он прикладывается к мощам и иконам, как читает молитву перед трапезой. Ребята постепенно понимали, как надо вести себя в храме. 

Наш путь лежал в Боголюбово, где юные экскурсанты узнали о трагической судьбе князя Андрея Боголюбского, стремившегося возродить политическое единство русских земель под властью одного князя. Он строит   в городе новую систему земляных укреплений с Золотыми, Серебряными и Волжскими воротами. До нашего времени сохранились белокаменные Золотые ворота. Поражает их невероятная мощь.

Юрий Долгорукий, правивший Ростово­Суздальскими землями после Мономаха, во время междоусобных воин захватил Киев. Но сын его — Андрей Боголюбский, не пожелал остаться в захваченном отцом Киеве. Его влекли северо­восточные земли. Он понимал, что Киев утратил свою роль. Андрей вез из Киева «святыню Руси» — икону Владимирской Богоматери. Вез в Ростов, но дальше Владимира кони не пошли. Князь разбил лагерь, молился. Явилась ему Божия Матерь и говорит: «Не хочу в Ростов, хочу во  Владимире быть. Поставь храм Рождества Моего и монастырь для иноков». Боголюбивый Андрей перенес столицу из богатого боярского Ростова в небольшой городок Владимир на Клязьме, который застроил с необычайной пышностью и сделал столицей. Собор для иконы построил, как ларец для «жемчужины», а место на слиянии рек Нерли и Клязьмы назвал Боголюбово. Бояре Кучковы из маленькой Москвы, не желавшие объединения, жестоко его убили.

Отец Евгений привез нас к месту гибели князя Андрея, но дверь в строение была заперта. Все с сожалением вздохнули…  Когда­то там, за железной черной дверью, сползал вниз по винтовой лестнице смертельно израненный боярами боголюбивый Андрей… 

Его брат, Всеволод Большое Гнездо, стал сильнейшим князем и продолжил белокаменное строительство во Владимире. Город знаменит тем, что здесь жил святитель Симон, написавший первый Киево­Печерский патерик (житие святых). Здесь, в мужском Рождественском монастыре, был похоронен святой благоверный князь Александр Невский, мощи которого сейчас покоятся в Александро­Невской Лавре.

Трогательный рассказ отца Евгения о жизни Ростово­Суздальских князей переносил нас в прошлое, где шла ожесточенная борьба за выживание и объединение русских земель.

К сожалению, некоторым ребятам было трудно успеть за группой. Но они терпеливо, без жалоб, прошли трехкилометровый путь, чтобы вместе со всеми полюбоваться резным белокаменным красавцем­храмом Покрова на Нерли. Белым чудом среди зеленых лугов стоит он, отражаясь в водах реки. В разлив к нему можно добраться только на лодке.

Как спуститься из автобуса по крутым ступеням инвалиду Алеше Морозову? Кто будет пересаживать его на коляску? Кто повезет к храму? Четверо ребят: Коля Тумашевич, Ваня Орлов, Никита Голубев, Ефим Черняев — вызвались помочь его маме. Самым трудным испытанием стал чрезвычайно высокий мост через железнодорожное полотно. Стояли в раздумьях… Дорожка только до платформы. Ее строители не планировали  посещение храма инвалидами. Храм на другой стороне дороги и очень далеко. Лифт по выходным дням не работает. Отец Дмитрий всегда приходил на помощь ребятам. Перенесли Алешу через мост без отдыха, без остановок. Алеша сказал, что он будто на крыльях перелетел. Так Господь все управил.

4 июня ребята посетили город­музей Суздаль. В древности эти земли назывались «Суждалем». Своеобразие города чувствует каждый, кто сюда приезжает. Поражает изумительная гармония высоких соборов и стен среди низких одно­двухэтажных домов, зелени садов и огородов.

С конца XI века городом правил род Владимира Мономаха.  Укрепляется кремлевский центр – опора князей, бояр. Строители, чеканщики, живописцы украшают   Рождественский собор, строится княжеская резиденция Кидекша. Посад ограждается земляным валом с тыном.

В XIII веке строятся Дмитриевский, Косьмо­Дамианский, Ризоположенский, Троицкий монастыри. Александр Невский в 1240 году строит здесь Александровский монастырь. Монастыри являются самостоятельными архитектурными ансамблями, занимающими наиболее живописные участки.

Вынужденный подчиниться Москве в конце XIV века, Суздаль постепенно теряет свое политическое и стратегическое значение и превращается в крупный религиозный центр Московского государства. Расцвету каменного строительства в XV­XVI веках способствовали московские государи, которые делали крупные вклады и пожертвования в суздальские монастыри. По заказу московских государей Василия III и Ивана IV строится Преображенский собор Спасо­Ефимиевского монастыря.

Трижды прерывалось строительство Суздаля: во время нашествия монголо­татар в XIII веке, во время польской интервенции в начале XVII века, в 1634 году он был разграблен крымскими татарами. Враги нанесли городу огромный ущерб. Экономический застой Суздаля стал причиной отсутствия в нем строительства на протяжении XIX и начала XX веков, но этот минус оставил нам без наслоений богатое наследие давних веков.

  Мы должны сохранить то, что оставила нам история. Памятники архитектуры прошлого требуют от нас большой заботы об их сохранности. Надо помнить, что город – это книга, где каждая улица страница истории прошлого.

По ходу экскурсий все увидели, как богаты торговые ряды Суздаля. Прилавки переполнены сувенирами и изделиями ручной работы. За торговыми рядами есть холм, с которого открывается дивный вид на реку Каменку, многочисленные храмы, сельские пейзажи. Здесь нет суеты. Старинные кареты стоят на улицах города к услугам гостей. Городок площадью девять квадратных километров живет туризмом. Подросток, заменяющий родителей на повозке в дни каникул, угощает лошадь­кормилицу своей порцией вермишели.

По узким улочкам ребята цепочкой возвращаются к автобусу. Уезжая из Суздаля, мы просили святых Феодора и Иоанна молить Бога о нас. Впереди нас ждал музей деревянного зодчества под открытым небом.

Он поразил многообразием экспонатов русского быта, старинными мельницами, обустройством изб и подворий,  продуманными до мелочей постройками и хитрыми придумками внутри дома. Мы вошли в украшенную резьбой русскую избу. Казалось, будто хозяин куда­то вышел, а хозяйка, принимая гостей, хлопочет на кухне.

Соседки­кумушки сидят в крытых дворах, детки качаются на качелях, гогочут гуси на улице, а люди столпились у огромного колодца, тяжелые бадьи из которого поднимаются при помощи огромного колеса. 

Мы чувствуем сквозь века свое, родное, и в нас просыпается любовь к многовековому и самобытному творческому труду русского народа. Со знания собственной истории начинается любовь к Родине.

Целью нашей паломнической поездки было не только ознакомление с историей Владимиро­Суздальской земли. Я задала вопрос руководителю поездки Морозовой Алле Юрьевне: «Каков ваш взгляд на удивительные дни, проведенные с детьми на Владимирской земле?» Прозвучал замечательный ответ, который порадовал не меньше, чем сама поездка: «Это большая духовная подвижка для наших детей, что и стало конечной целью путешествия. Главное, что ребята сами себя увидели в поездке. Все разные, из разных семей, различные по воспитанию и здоровью.

Во время поездки ребята научились быть внимательнее  друг к другу. Старшие ребята держали за руку малышей, дисциплинированные, воспитанные ребята показывали пример младшим и непоседам, как вести себя в общественных местах. 

Важно было и то, что с нами ездил батюшка, отец Димитрий, и дети в поездке могли с ним общаться и совместно молиться. Все время чувствовалось духовное покровительство Божией Матери. Перед возвращением домой все стояли в большом светлом храме и вместе с батюшкой молились, как умели, о предстоящей дороге. Уже не спрашивали, как молиться, о чем просить, как благодарить Господа за полученные дары.

Радовало то, что нашлись добрые люди и дали денег на  поездку. В течение всех дней было так комфортно и хорошо, что мы очень благодарны организатору поездки Людмиле Георгиевне Киселевой и нашему спонсору – Эмилии Казанджян».

Татьяна Квашнина

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.