Газета "Вестник" №8 - 2014 г.

Знать и помнить!

 

МАСШТАБ И ХАРАКТЕР

Начало массовых репрессий в Боровском уезде положили события ноября 1918 года.  Крестьяне, доведенные до отчаяния продразверсткой, насильственным объединением в коммуны, принудительной мобилизацией в армию и бесчинством комиссаров, подняли восстание против советской власти. При его подавлении 215 боровчан были арестованы, в том числе 92 заложника,  21 повстанец был расстрелян, для остальных: контрибуция натурой (отбирали скот), штрафы, соизмеримые со стоимостью крепкого дома, либо лишение свободы до 3 - 6 месяцев.

За уклонение от участия в развязанной большевиками братоубийственной безумной гражданской войне различным наказаниям (штафбат, принудработы, лишение свободы, конфискация имущества в семьях дезертиров) подверглись около 850­ти призывников уезда, а все население было поставлено в положение заложников: за укрывательство дезертиров и недонесение объявлялись кары вплоть до расстрела. Одновременно каралось и дезертирство с  милитаризованных предприятиятий.

В марте 1922 года за противодействие изъятию церковных ценностей из Свято­Пафнутьева Боровского монастыря 12 жителей примонастырских сел Роща и Рябушки были  приговорены к лишению свободы на сроки от 1 до 2­х лет, а архимандрит  Сергий (Гришин) - на 4 года. В период гонений на духовенство (30­е годы) 40 церковнослужителей были репрессированы, 17 из них приговорены к расстрелу, остальные заключены в лагеря или сосланы.

В период коллективизации на селе раскулачены с лишением свободы и ссылкой 248 зажиточных крестьян, около 75 семей депортированы на поселения в необжитые районы страны,  в 50­ти хозяйствах конфисковано имущество без высылки семей из района.

Применялась и такая мера, как заключение под стражу (на срок до года) без предъявления обвинения с целью запугать морально - таких примерно 150 человек.  А ещё непрерывная цепь открытых (народных) судов, где рассматривались дела «вредителей­хозяйственников», противников коллективизации, саботажников мероприятий партии и правительства - около 100 человек.  

В годы Большого террора (1937­1938 гг) репрессированы 190 жителей района, из них 110 расстреляны.

В 1941­1945 гг.  в действующей армии арестованы и осуждены к лишению свободы «за разговоры» 77 военнослужащих, из них 8 приговорены к высшей мере наказания. В период оккупации за пособничество врагу были осуждены 152 жителя района, из них 25 расстреляны. За принадлежность к семье изменника Родины 42 жителя сосланы в Красноярский край на 5 лет. Здесь названы  военнослужащие, пособники врага и члены семей изменников Родины, которые в дальнейшем были реабилитированы как осужденные неправедно.

Самая массовая категория репрессированных, примерно 1500 человек, ­ из числа классово­чуждых. Они лишались гражданских прав: избирательных, трудоустройства, получения пособий и пенсий, обучения в высших учебных заведениях и др. По группам: торговцы, посредники, барышники, прасолы, мельники, подрядчики - 28%; имевшие наемных рабочих, бывшие помещики, капиталисты, фабриканты - 12%; служители культа - 8,2%;  бывшие стражники, полицейские и урядники - 1,5%; иждивенцы - 50,3%.

Из­за отсутствиея хотя бы ориентировочной статистики мы не можем пока назвать, сколько боровчан подверглось репрессиям в связи с конфискацией у них имущества в процессе муниципализации жилых зданий и национализации производств. Мы не можем назвать также и тех, кто, не дожидаясь худшего, вынужденно предпочел направиться в эмиграцию.

Общее число репрессированных вместе с членами их порушенных семей по юридическим меркам - от 12 до 14 тысяч человек, что составляет четвертую часть довоенного населения Боровского района.        

ПОДЛЕЖАВШИЕ РЕПРЕССИИ

Уголовные дела жителей Боровского района,  газетные тех времен сообщения, воспоминания потомков жертв террора свидетельствуют о том, что боровчане, а в массе своей это крестьяне, хоть и терпеливые, поднимались на защиту  своих прав, выступали против того, чтобы им диктовали, как жить. Признавать свое бесправие окончательным не хотели. Воспитанные еще до времен диктатуры пролетариата, они помнили о достоинстве, правах,  справедливости, привыкли к относительно высокому уровню жизни.

На людей обрушивались обвинения,  и следовала неминуемая расправа. Режим последовательно развивал способность к беспрекословному подчинению, растаптывал людей,  заставляя лгать, предавать, завидовать, доносить и ненавидеть. Кому исковеркали судьбы? Тем, кто не вписывался в координаты тоталитарной системы, и власть безошибочно отбирала их, уничтожала наиболее нравственных, лишала жизни, свободы и имущества тех, у кого было собственное мнение, независимая позиция, кто понимал взаимосвязь между причинами и следствием, умел глубоко мыслить и делать выводы, мог нести ответственность за себя, кто имел чувство самоуважения.  Власть назвала их врагами народа. Но именно такие  и есть элита общества, совесть нации.

Условия тюрьмы и ссылки предполагают ускоренный курс осознания заключенными порядка вещей и собственного нравственного выбора. На стадии следствия они могли  бы  отказаться от своих убеждений и покаяться. Вышли бы на свободу или получили срок вместо высшей меры. Но многие предпочли путь последовательности и честности. Но их неорганизованное противодействие было слабее отлаженной машины подавления, коварной по своим приемам. Однако сопротивлявшиеся, хотя их было относительное меньшинство, заложили моральное основание для будущего. Такие в результате и приобретают уважение.

Природа­мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни...

Н.А. Некрасов

Если иметь ввиду политический аспект репрессий, то  при тоталитарном режиме репрессирован был каждый. Сама страна с карантином по периметру была местом лишения свободы, большим ГУЛАГОМ. Все население страны  стало прямыми или косвенными жертвами репрессий. Цензура погружала население в лживое информационное поле. Была запрещена критика коммунизма, а те, кто критиковал, числились антисоветчиками, экстремистами, их обвешивали и другими ярлыками и преследовали.

«Не забудем, - писал Александр Солженицын, - что насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью. Между ними самая родственная связь: насилию нечем прикрыться, кроме лжи, а лжи нечем удержаться, кроме как насилием. Всякий, кто однажды провозгласил насилие своим методом, неумолимо должен избрать ложь своим принципом». 

ГУМАНИТАРНАЯ КАТАСТРОФА

 Тот строй, что называли у нас развитым социализмом, естественным образом пришел к своему концу. Но до этого в жерновах переустройства погибли и покалечены миллионы лучших людей страны, потеряно знание истории, утрачены добрые традиции и обычаи. Пострадал генофонд нации. В 2013 г. в Калуге издана энциклопедия «Знаменитые калужане» (автор Зельников Ю.И.). Просматривая биографии знаменитых людей, находим среди них выдавленных пролетарской революцией в эмиграцию 8 человек: Амфитеатров А.В. - писатель, журналист; Зайцев Б.К. - писатель; Лукомский Г.К. - историк искусства, художник; Оболенский А.Д. - государственный деятель, автор манифеста 17 октября 1905 года; Пешехонов А.В. - экономист, публицист, член Временного правительства; Трубецкой Е.Н. - философ, государственный деятель; Чупров А.А. - экономист, статистик; Медведев Ж. - ученый. Четверо знаменитых калужан были расстреляны новым режимом; шестеро отправлены в концлагерь, ИТЛ, ссылку;  пятеро морально подавлены и лишены возможности отстаивать свои взгляды. 

«Может быть, и можно потом восстановить храмы и дворцы, вырастить леса, очистить реки, можно не пожалеть даже об опустошенных и выеденных недрах, но невозможно восстановить уничтоженный генетический фонд народа, который только еще приходил в движение, только еще начинал раскрывать свои резервы, только еще расцветал. Никто и никогда не вернет народу его уничтоженного генетического фонда, ушедшего в хлюпающие грязью, поспешно вырытые рвы, куда положили десятки миллионов лучших по выбору, по генетическому именно отбору россиян. Чем больше будет проходить времени, тем больше будет сказываться на отечественной культуре зияющая брешь, эти перерубленные национальные корни, тем сильнее будет зарастать и захламляться отечественная нива чуждыми растениями, мелкотравчатой шушерой вместо поднебесных гигантов, о возможном росте и характере которых мы теперь не можем и гадать, потому что они не прорастут и не вырастут никогда, они погублены даже и не в зародышах, а в поколениях, которые бы еще только предшествовали им. Но вот не будут предшествовать, ибо убиты, расстреляны, уморены голодом, закопаны в землю». (В.А.Солоухин. Последняя ступень.  ­  «Деловой центр», 1995).

Боровский район в XIX­м веке дал выдающихся деятелей российского и мирового уровня, но в XX­м - ни одного (наглядное изображение см. на фото настенной живописи, выполненной автором).    

 

ПАМЯТЬ

Помнить о погибших - естественный нравственный долг потомков перед предками. Памятник жертвам террора - это память о нашем трагическом прошлом, которое еще живо и воздействует на сегодняшние события, является частью сегодняшней жизни. Он предназначен для ныне живущих и для будущих поколений. Все мы являемся участниками борьбы прошлого и будущего, и эта борьба происходит внутри  каждого из нас: в нашей душе, совести, разуме, сердце. Каждый сам выбирает - быть ему свободным или оставаться рабом. Духовное освобождение дается труднее всего.

Памятник поможет людям задуматься о той трагедии, пройти собственный путь познания, покаяния и возрождения, побудить к размышлениям о том, как сделать так, чтобы трагедия народа не повторилась в будущем.

Борьба за создание памятника жертвам репрессий в Боровске, начатая в 2005 году, еще не окончена. Мы стараемся найти взаимопонимание с городскими властями. А.С. Пушкин писал: «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости». Без почитания предков современные беды, включая наркоманию, не минуют молодежь. Вопрос этот касается всех боровчан. Они могут гордиться своими предками, не без усилий которых железный строй рассыпался. Верю, что, вопреки чиновничьим препонам, памятник будет!

Предполагаемое место установки памятника в Боровске - сквер, расположенный рядом с воинским мемориалом. Проект памятника  создан  по аналогии с памятником в Калуге: обломленные колонны символизируют загубленные жизни. В нашем проекте с колонн  взлетают птицы как символ человеческих душ (скульптор Сергей Лопухов).

Владимир Овчинников

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.