Газета "Вестник" №50 - 2013

«Задача Рождественского поста — свобода от греха»


Каков смысл Рождественского поста?

Чем Рождественский пост отличается

от других постов?

Можно ли христианину отмечать Новый год?

Праздновать ли Новый год с коллегами на работе?


 

На эти и другие вопросы отвечает   протоиерей   Валентин Уляхин, преподаватель кафедры библеистики ПСТГУ, клирик Троицкого храма в Вишняковском переулке.


 

 

- Батюшка, расскажите, пожалуйста, о Рождественском посте

- Вспомните, что произошло две тысячи лет назад. Господь после крещения от Иоанна Духом Святым был введен в пустыню для искушения от диавола. Это было необходимо и для Господа, и для нас, поэтому и мы в нашем жизненном пути тоже должны пройти путь побед и искушений. А дьявол искушает трояко - «похоть плоти, похоть очес и гордость житейская» (1Ин. 2:16). Если мы проходим через все искушения на нашем, так скажем, уровне, мы вместе с Господом выходим на общественное служение.

Человек, соблюдающий пост, как солдат, стоящий на посту во время вахты. Недаром само слово «пост» из воинского лексикона.

Смысл христианского поста - встать и охранять себя и своих ближних от нападения врага, от диавола. Всегда надо иметь в виду, что пост - это добровольное расположение сердца, добровольная жертва Богу, без которых это воздержание превращается в диету. Между тем постовой Устав предусматривает не столько пищевой пост, но, прежде всего, сугубую молитву. Часто мы постимся по полной программе по византийскому уставу, а молитву опускаем, или молимся без расположения сердца, кое­как - по диагонали. Если сравнивать со школой, то мы изучаем математику по программе 10­го  класса, а русский - по программе 1­2 класса. Получается страшный перекос на гастрономию.

- Батюшка, а чем Рождественский пост отличается от других постов?

- Если говорить об истории, то следует сказать, что Рождественский пост вошел в обиход православный Церкви в IV веке. Впервые о нем упоминает Амвросий Медиоланский. Продолжительность поста, которая в разных местах соблюдалась неодинаково, была предопределена окончательно (сорок дней) в 1116 году на Константинопольском соборе при патриархе Луке.

Рождественский пост отличается особым настроением. Рождество - это праздник пришествия в мир Бога. У людей неверующих идея Бога - это идея какого­то всемогущего тирана, откуда­то с неба управляющего миром и требующего слепого подчинения и страха, и она неотделима от рабства человека.

В Рождественский пост мы должны почувствовать себя свободными от этой идеи рабства. Мы не рабы в том смысле, что мы боимся палки, кнута, розги хозяина­рабовладельца, деспота Бога, а мы рабы в том смысле, что принадлежим Богу, являемся как бы частью Его тела. А тело Божие - это Церковь и глава этого тела - сам Христос. Мы должны почувствовать себя свободно. Нет ничего внешнего, что принуждало бы человека подчиниться греху.

А что такое свобода? Свобода - это осознанная необходимость не грешить. Свобода от греха - вот задача Рождественского поста.

В Евангелии говорится не о силе, а о слабости новорожденного Младенца. Бог приходит в мир не как всемогущий тиран, а как беспомощный и беззащитный ребенок, который полностью зависит только от любви. Если для гуманистов человек звучит гордо, то в Рождество Бог звучит смиренно. Бог подчинился любви. Бога человек призван увидеть не в силе могущества, а в смирении и слабости. В Вифлееме мы видим в яслях спеленатого младенца. Мы должны не подчиниться Богу как рабы, а полюбить Бога как сын и как дочь, принять Его в свое сердце и обрадоваться бесконечной красоте этого смирения и самому стать  младенцем по злобе. Не по уму, а по злобе. Родиться как младенцы, свободными от греха, в любви и смирении. Мы должны освободиться от всех помыслов, фантазий, восприятий всевозможных виртуальностей, которые, особенно через экран монитора, к нам впадают в сознание через компьютер. Работать, конечно, необходимо, искать нужный материал, информацию, но мы не должны подчиняться искушению заходить на посторонние сайты.

Необходимо сказать, что Рожественский пост - это пост Матери Божией. Матерь Божия готовиться родить. Представьте себе роженицу, женщину, которая готовится к родам. Какое настроение у нее? Настроение хрупкости, шаткости, неопределенности. Мы должны понимать такое состояние, сопереживать ей. Роды - это страшный риск, потому что во время родов можно нечаянно повредить младенца. Подготовка к родам - одновременно радость и слезы.

Под сердцем Матери - Богочеловек. Начинается крестный путь Матери Божией. Мы, ожидая рождения Богомладенца, сострадаем и стараемся помочь нести Ей этот крест.

 

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,

Как месяца луч в углубленье дупла.

Ему заменяли овчинную шубу

Ослиные губы и ноздри вола.

Стояли в тени, словно в сумраке хлева,

Шептались, едва подбирая слова.

Вдруг кто­то в потемках, немного налево

От яслей рукой отодвинул волхва,

И тот оглянулся: с порога на Деву,

Как гостья, смотрела звезда Рождества.

Борис Пастернак

В Рождественский пост Матерь Божия сорок дней готовится к родам, и такое же значение имеют сорок дней Великого поста, когда Господь готовится стать Голгофской жертвой. Крестношение Матери Божией - это путь, предвосхищающий Голгофский путь за сорок дней до распятия Христа. Рождество и Пасха гармонируют. В древних уставах Рождество назвалось тоже Пасхой. Рождество - это первая Пасха.

 

Ночь тиха. По тверди зыбкой

Звезды южные дрожат.

Очи Матери с улыбкой

В ясли тихие глядят.

Ни ушей, ни взоров лишних, -

Вот пропели петухи -

И за ангелами в вышних

Славят Бога пастухи.

Афанасий Фет.

- Батюшка, можно ли постящемуся христианину отмечать Новый год?

- Можно. И опять же хочу сказать, что главное, это не состояние желудка, а состояние души, ума и сердца. Если они у нас интегрированы в любви, вере и надежде, в желании принести тепло нашим ближним, то что может помешать отмечать праздник? Наши друзья, может, и неверующие,  могут оказаться рядом в трудный момент, как самарянин в притче.

Здесь должно быть единство во многообразии, разнообразии жизни и мышления человеческого. Тем, кто хочет кушать скоромную пищу, - приготовьте. Кто хочет поститься, особенно первого января, в день праздника, - почему нет? Пусть попросит хозяев приготовить безгрешно безобидное (винегрет, картошечка, каша). И пусть вкушает во славу Божию. Здесь нет никаких противоречий. Единство должно соблюдаться. В семье верующие и неверующие все вместе садимся за новогодний стол и во славу Божию вкушаем пищу за трапезой.

- А на работе можно ли принимать участие в фуршетах, ведь на них вряд ли предусмотрена постная пища?

- Я вспоминаю опыт моей матери. Она работала в Министерстве и была человеком партийным, более того, была начальником отдела. Иногда 8 марта приходилось на первую седмицу Великого поста, но она оставалась вместе с коллективом. Хотя она была верующей, не афишировала этого. И оставалась на все вечеринки, сейчас они называются фуршетами. Я ее спросил как­то, почему она не уходила. Она ответила, что без нее они бы все перепились и переругались. А когда она была вместе со своими сотрудниками, все было мирно, тихо и спокойно, потому что ее уважали. Таким образом, все происходило во славу Божию. А если бы ее не было, возможно, был бы один грех.

Повторю, главное - это не состояние желудка, а состояние души, ума и сердца.

Татьяна Майза

www.pravmir.ru

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.