Газета "Вестник" №43 - 2013

Российская империя: вглядываясь в прошлое

 

В год 400-летия восшествия на престол династии Романовых мы снова и снова переосмысливаем, что принесло Российскому государству правление этой династии и что дала нашему народу монархия. Много в этот год написано исследований о том, какие ошибки и какие удачи сопровождали незабвенных наших государей. Но хочется все же услышать еле уловимую «музыку» времени, осмыслить наше отношение к монархии не на уровне знаний, а на уровне самосознания. И еще: попытаться понять, с чем наше Отечество встречает столетие существования без монархии? Тогда, возможно, будет ясно, насколько серьезен сегодня разговор о возвращении (реставрации, воссоздании) монархии в России.


 

Александр Сергеевич Пушкин как-то записал в своем дневнике слова архиепископа Георгия (Конисского): «Одна только история народа может объяснить истинные требования оного...»

Поэтому, чтобы уяснить, что произошло и что происходит, мы обращаемся к истории народа. К хронике народной жизни.

Известная певица, родом из курских крестьян, Надежда Плевицкая (урожд. Винникова), любимица императорской семьи, обожаемая Сергеем Рахманиновым, Федором Шаляпиным и многими нашими выдающимися соотечественниками, оставила нам не только музыкальные записи своего чудного голоса, но и восхитительные воспоминания о деревенском детстве на родине в Курской губернии:

«Богат Покров свадьбами. Все стараются Покровские свадьбы справлять: на Покрова у крестьянина всего полная чаша. Все собрано, заготовлено, полны закрома зерна. О богатых и говорить нечего, но даже и у таких небогатых, как мы, к Покрову всего вдоволь.

У моего отца было семь десятин пахоты. На семью в семь человек - это немного, но родители мои были хозяева крепкие, и при хорошем урожае и у нас были достатки. Бывало, зайдешь в амбар: закрома полны, пшено, крупы, на балках висят копченые гуси, окорока, в бочках солонина и сало. А в погребе - кадки капусты, огурцов, яблок, груш. Спокойна душа хозяйская, все тяжким трудом приобретено, зато благодать - зимой семья благоденствует».

И много таких воспоминаний и рассказов о предреволюционных годах было вытеснено из общественного сознания произведениями о «маленьком» и угнетенном человеке А.П. Чехова, В.Г. Короленко, А.М. Горького. Еще задолго до безапелляционного утверждения в стране пролетарской литературы.

Но тот же самый нищий народ у такого же «нищего», как и Короленко, писателя Ивана Бунина - красив и силен духом, он не сквернословит и не бунтует. Бунинский герой мещанин Николай («Антоновские яблоки»), живущий в шалаше и стерегущий барский сад, весь светится любовью и желанием служить Богу и людям. Отец Бунина работал наравне со своими крестьянами, во всем был для них примером, приучал к этому сына, о чем читаем у будущего нобелианта в романе «Жизнь Арсеньева».

К слову сказать, в 1904 году в России был 21 миллион лошадей (во всем мире - около 75 миллионов): 60% крестьянских хозяйств в России имели трех и более лошадей.

Где же таилась эта бомба замедленного действия, встряхнувшая в 20-е годы прошлого столетия и чуть не вытряхнувшая с лица земли всю русскую жизнь? Отчасти ответ мы находим в книге мемуаров писателя и журналиста Нины Берберовой «Курсив мой».

Нина Берберова принадлежала к старинной дворянской семье. Ее родственники по материнской линии жили в Весьегонском уезде Тверской области. Отец ее был ученым, из армян, бежавших от турецкого геноцида в начале XX века. Видимо, таково было свойство характера девочки, что больше всего ее тяготило именно «гнездо», то нажитое домашнее тепло и забота. Ей было невыносимо покровительство старших и нянек. Нет, надоело это «гнездо» не потому, что было совестно перед нищими, приходившими к деду просить надел. А потому, что ей просто очень хотелось свободы, и в этом Берберова не переменилась за свою почти вековую жизнь на Родине и в эмиграции.

«Все или почти все было ново для меня, как и для большинства, ново и радостно, потому что рушилось то, что не только вызывало ненависть и презрение, но и стыд, стыд за подлость и глупость старого режима, стыд за гниение его на глазах у всего мира: Цусима, "Потемкин", Восточная Пруссия, Распутин, царица, виселицы и сам он, тот, кому нет и не может быть прощения, пока на земле останется хотя бы один русский. Он думал, что он второй царь Алексей Михайлович и что Россия - та самая допетровская Русь, которой нужны помазанники, синоды и жандармы, когда России нужны были быстрые шаги сквозь парламентский строй и капитализм к планированию, новым налогам, свободному слову и технологии двадцатого века, к цивилизации для всех, к грамотности для всех, к человеческому достоинству для каждого», - писала Нина Берберова в преддверии революции.

Берберова возмущалась тем, что в России были никуда не годные дороги, но строительство самой протяженной в мире Транссибирской магистрали, осуществлявшееся в 1891-1916 годах, она никак не отметила в своих воспоминаниях. Ей не нравилось, что в русском селе не сыскать было хорошего доктора. Но вместо того, чтобы стать таковыми, дворянские дети уходили «в революцию». Сегодня у нас развитая и почти доступная всем медицина, но шибко ли мы стали здоровыми и благополучными? Или у нас уменьшилась смертность населения? Нет. Знать, и сегодня «плохи наши лекаря», как некогда сетовал М.Ю. Лермонтов. Или дело вовсе не в них.

На протяжении всего советского времени нам внушали, что народ наш был поголовно безграмотен, пока «просвещенная» интеллигенция не взялась его учить. Но ведь уже в 1905 году церковно-приходских школ было 43 696, в них учились почти 2 миллиона детей.

 И дело даже не в образовании как таковом. Русский крестьянин умел сладить избу для жизни своей огромной семьи, вырастить хлеб и лен - на пропитание и одежду, знал всевозможные снадобья от любых болезней. Фольклором, созданным народом, мы пользуемся до сих пор, потому что это кладезь мудрости. На основе народной песни и сказки были созданы мировые музыкальные шедевры П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова, возросла вся русская классическая литература.

Да и какие «просветители» могли выйти, допустим, из круга «прогрессивной» интеллигенции, в который входила Нина Берберова?

Дружила гимназистка Берберова с очень серьезными товарищами: «Наташа Шкловская записалась в партию левых эсеров (была арестована после смерти Мирбаха), Надя Оцуп - в партию большевиков (погибла как троцкистка), Соня Р. - в партию правых эсеров (покончила с собой), Люся М. - в кадетскую партию (была застрелена при бегстве за границу)...»

И так почти весь класс - по «достоинству для каждого».

Пока родители танцевали танго в своих разоряющихся усадьбах, дети их спорили о партиях. И ни те, ни другие не понимали, что вся жизнь летит под откос.

Слишком горячечным было желание вершителей революции изменить все к лучшему, а все прошлое (которое не было ли как раз-таки - лучшим?) - сбросить с «корабля современности». Вместе с водой они выплеснули и ребенка. Выбросили из русской жизни уважительное отношение друг к другу (в крестьянских семьях женатого мужчину называли только по имени-отчеству), почитание к старшим, любовь к «отеческим гробам» и «родному пепелищу», на которых, как правило, после революции устраивали танцплощадки или футбольные поля. Поэтому и оказалось сегодня забытым такое понятие, как родинолюбие.

Добрый пастырь Иоанн Кронштадтский, современник Нины Берберовой, говорил в те годы:

«Не скорби безутешно о злополучии Отечества, о проигранных войнах (с Японией), о наступлении на нас Австрии, Германии, Англии, Финляндии, Польши (хоть это суть две части России), Италии; о потере военных кораблей («Олег», в начале октября сего года надвинутый нарочито на камни Гирсом), о громадных потерях государства от поджогов (заводы разные). Скорби о том, что ты плохо подвигаешься к Отечеству нетленному, вечному, на небесах уготованному, что сердце твое далеко от Бога».
 

   Продолжение следует.                                                               

   Ирина Ушакова
                                                                            
Православие.ru

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.