Газета "Вестник" №39 - 2013
Как починить волю?
Протоиерей Игорь Прекуп (Эстония):
- Как починить волю? А никак!.. Воля - не механизм, чтобы ее ремонтировать. Кувалдометром ее не вправишь, стамеской не выковыряешь, напильником не обтешешь. Воля не чинится и не подчиняется, она живая, а потому - лечится. Первое, что надо понять: воля наша испорчена, но не наподобие какой-то детали, которую можно подкрутить или заменить. Запчастей душевного порядка пока не изготавливают. Ее испорченность - иного рода: она больна.
Колесо, например, можно сдать в шиномонтаж, его залатают, и езди на нем сразу, да с той же нагрузкой, что и на новом. Воля наша больна. И лечить ее надо, непрерывно разрабатывая, но не перегружая. На это, кстати, сятые отцы обращали весьма пристальное внимание, призывая к умеренности, ибо лукавый порой внушает псевдоподвижнические помыслы, чтобы человек, взявшись за то, что ему в данный момент не по силам, сорвался, и не только бы духовно не вырос, но из «крутого подвижника» превратился или в фарисействующий «гроб поваленный», или в позорную помойку страстей (первое, впрочем, хуже: в явную грязь иной раз проще не вляпаться). Итак, не чинить, а лечить.
Как бы мы отреагировали, узнав, что некий, пусть даже очень успешный спортсмен, едва встав с инвалидного кресла, пытается поставить мировой рекорд, и, обнаруживая, что близко не осиливает даже общих нормативов, падает духом, и впадает в уныние? Наверное, решили бы, что у него серьезные проблемы с психикой, так? Однако наши духовные потуги и разочарования сродни этому.
Вспоминается эпизод из моей студенческой молодости. Посетил я как-то своего сокурсника, страдавшего от полиартрита. Просыпаясь утром, он вначале почти неподвижно лежал, постепенно шевелился, шевелился все больше, а к вечеру уже вставал и топил печь. И вот прихожу я к нему, а он печку топит и так весело говорит, медленно крутя кисть в одну, потом - в другую сторону: «А я уже вот так могу... и вот так тоже», - самоиронично, знаете, так искренне, радостно смеется.
Вот и нам надо отдавать себе отчет, что мы по душе такие же полупаралитики, которым надо бороться со своей немощью, радоваться и благодарить Бога за всякое движение души, послушное нашей воле, принимающей благое иго заповедей Божиих. А благодарность Богу раскрывает душу для обильной благодати Его, «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая».
Виктор Судариков, журналист (Москва):
- Да, правда, мы все знаем, но мало что делаем. Проблема, актуальная для всех и каждого. Собственно, уже ап. Павел сказал о самом себе: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю». Апостол объясняет это живущим в каждом человеке грехом, поврежденностью человеческой природы (Рим.7:4-25), нуждающейся в благодатном обновлении.
Эта разбалансированность ума и воли - в малости любви: прочитали, узнали, согласились, умом понимаем - сердцем не любим. Малости любви к Богу - когда нам скучно помолиться, не хочется понудить себя к исправлению и соблюдению заповеди («и так сойдет, Бог простит»). Малости любви к ближнему, который часто воспринимается как дальний - ведь нам не хочется что-то делать для чужих людей в ущерб своему устойчивому миру. Или как пел Александр Башлачев:
Да как же любить их - таких неумытых,
Да бытом пробитых, да потом пропитых?
Да ладно там - друга, начальство, коллегу,
Ну ладно, случайно утешить калеку,
Дать всем, кто рискнул попросить.
А как всю округу - чужих, неизвестных,
Да так - как подругу, как дочь, как невесту?
Да как же, позвольте спросить?
Рассуждать аргументированно и «правильно» - это довольно легко и... относительно безопасно. Делать же дела любви практически - это всегда рисковать и отдавать. В евангельской притче о милосердном самарянине (Лк.10:30-37) у священника и левита были, конечно, веские обоснования, чтобы пройти мимо «впавшего в разбойники». Они спешили, их ждали, волновались, да и смертельно опасно это - останавливаться на дороге, где неспокойно - а у всех наверняка большие семьи. А поспешивший на помощь самарянин сильно задержался, провозившись с несчастным, скорее всего, куда-то не успел, чего-то не получил, кого-то подвел. Да еще израсходовал деньги и ценности (масло и вино). И ради кого, спрашивается? Ради незнакомого человека, который еще вчера ему бы и руки не подал?
«Любовь не ищет своего» - пишет апостол. А мы ищем. Быстро здесь вряд ли что можно исправить; на обретение цельности и решительности, на исправление разрыва ума и сердца нам как раз и дана вся жизнь. Но самое страшное - привыкнуть к безлюбию и равнодушию - тогда начнется то состояние, которое у отцов-аскетов именовалось «окамененное нечувствие». Чтобы исправление, пусть медленно, но происходило (как говорят математики - «процесс был сходящимся») - все такие события надо внимательно замечать и вот так же безжалостно, как апостол Павел, в себе обличать и исповедовать, осознавая, что именно было сделано неверно, где мы недолюбили.
http://www.nsad.ru