Газета "Вестник" №38 - 2013

Благословенный венец лета

14 (1) сентября Церковь отмечает начало индикта

 

Индикт -  как будто не очень знакомое слово. Однако это слово и его значение  все же всем хорошо известны, нужно только внимательно вслушаться в его звучание. И можно услышать слово не из числа каких-то сложных терминов, а знакомое нам в быту и часто употребляемое. Это слово - «индекс» из почтового адреса. Узнаете? В переводе с латинского оно означает определитель, указатель. И  день 14 сентября (по новому стилю), действительно, определяет, указывает важную дату - начало церковного новолетия.

 

 

В этот день Церковь вспоминает, как Иисус прочел  однажды в синагоге пророчество Исайи: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу проповедывать лето Господне благоприятное». (Лк. 4:18,19)

Ранние  христиане, а затем верующие византийцы восприняли это как указание Господа на наступление нового  отсчета времени, начала годового цикла богослужений и нового круга различных проявлений хозяйственно - экономической жизни. В Менологии императора Василий II  (X век) говорится:  «С этого времени Он даровал нам, христианам, этот святой праздник». Предание связывает это событие с днем 1 сентября.                                                                                                        

Но  для  людей нужны были четкие временные рамки, точная единая система исчисления времени. Что выбрать, какое летоисчисление удобно, благоприятно для человека? Почему было выбрано именно летоисчисление от сотворения мира? Существует несколько версий о   вхождении в обиход  этого летоисчисление. Наиболее вероятным  было, видимо, следующее. Константинопольские  церковные иерархи  в 312 году  решили увековечить победу равноапостольного императора Константина Великого  над императором-язычником.  И в благодарность за провозглашение веротерпимости и прекращения гонений на христиан  ввели в  церковный календарь  понятия индикт и индиктион. Святые отцы вычислили по Священному Писанию год сотворения мира. Они считали, что это был 5509 год до нашей эры. Притом важно, что вычисленный ими год был не началом, а завершением творения. Было принято, что в 5509 году до н.э. Бог создал  Адама. Как известно, с Адама началась история человечества, а  время до этого  в  данном  случае не измерялось. Летоисчисление от сотворения мира и дата празднования новолетия были приняты  в христианстве, в том числе, и для того, чтобы подчеркнуть их отличие от  других систем  измерения времени человечеством, в частности, от календаря языческого Рима, где новый год праздновали 1 марта в честь его основания Ремом и Ромулом. Кстати, на Руси до принятия  православия  новый год тоже  встречали 1 марта. И эта традиция отмерла не сразу, а  существовала еще долго. Например, летописец, преподобный Нестор, вел отсчет новогодья тоже с 1 марта.

Обратите внимание, что время начала истории человечества (5509 г до н.э)  было вычислено еще в IV веке.  И разве не потрясает факт, что современная археология  практически подтверждает эту дату (семнадцать веков назад вычисленную) - вторая половина VI тысячелетия до н.э. Современные раскопки городов первых цивилизаций, построенных людьми,  позволяют установить дату их создания. Оказалось, что строительство городов началось  c IX-VII  тысячелетий  до н.э.!  Разница между датой, предсказанной  константинопольскими святыми отцами, и исследованиями современной науки при таких масштабах времени, конечно, мизерная!

Календарь  определения Пасхи по летоисчислению от сотворения мира  христиане называли «Миротворным кругом», «Великим индиктионом» или  «Церковным кругом». Основывался он на нескольких еще более древних календарях. Один из них был изобретен в Древнем Египте.

Известно, что своим календарем  египтяне пользовались четыре тысячелетия. Они  заметили, что промежуток времени между двумя утренними восходами  самой яркой звезды - Сириуса - совпадал и с летним солнцестоянием, и с разливом Нила. Он  состоял из...365, 25 суток. Вот когда уже было известно количество суток в  году! Этот календарь основывался на положениях Солнца и потому считался солнечным. А некоторые другие древние цивилизации, например, иудейская, основывали свой календарь по «лунному течению», т.е. по фазам Луны.

Однако вернемся в Византию  Константина Великого. В 325 году н.э. император созвал знаменитый Никейский Собор. Кроме создания некоторых важнейших догматических законов были приняты единые правила для вычисления дат Пасхи. Исторически христианская Пасха должна была исчисляться от ветхозаветной иудейской Пасхи. А она со времен Моисея праздновалась только в полнолуние. И перед Никейским Собором стояли сложнейшие  (астрономическая и математическая) задачи по соединению ритма  Солнца с ритмами Луны. Собор блестяще справился с этой труднейшей задачей, точно установил, когда нужно праздновать Пасху новозаветную, и принял рекомендации, как эти даты Пасхи новозаветной нужно вычислять по правилам  Великого Индиктиона.   Для измерения    пасхального круга служил период в 532 года. Он основывался на определении соединения солнечного и лунного луча, которое и происходит через каждые 532 года.  Мы сейчас живем в пятнадцатом Великом Индиктионе, который начался в 1941 году.

Одновременно в Византии был принят период в 15 лет (вместо века), более удобный для хозяйственных расчетов, например, для изменения суммы налогов. Он  назывался просто индикт.                                      

Все эти разновидности летоисчислений, астрономические наблюдения, вычисления  дат Пасхи и принятые Никейским Собором по этому поводу  законы, конечно, очень сложны для понимания. И в газетной статье я сознательно иду на некоторое  их упрощение. Но если кто-то из читателей захочет разобраться в таких вопросах  более досконально, то им можно порекомендовать ознакомиться с книгой А. Зелинского «Конструктивные принципы древнерусского календаря».

Прошли века, и, приняв от Византии православие, на Руси тоже стали пользоваться летоисчислением от сотворения мира, т.е. Юлианским календарем. По нему  сохранялась традиция празднования нового года 1 сентября (по старому стилю),  Конечно, эта дата для встречи нового года более удобна, чем празднование его в лютый мороз. Кроме того, была и особая атмосфера  у этого времени года. Собран урожай, закончены полевые работы (у хороших хозяев), спала жара, но еще не стало холодно.  На столах - изобилие фруктов, овощей, зелени, круп и напитков, т.е. пищи полезной и здоровой.  В  сентябрьский новый год вступалось легче.  

Но, однако, только Церковь празднует сейчас новолетие в «венец лета». Почему исчез обычай  широко, всем миром отмечать этот чудесный  и боголюбивый праздник?  В результате чего большинство русского народа празднует и новый год в рождественский пост, и буддистский новый год, и прочие даты смены года в различных религиях? Кто отменял и искоренял традиции праздновать его по Христу, проповедовавшему «лето Господне благоприятное»?                                                                                                                                 

Сентябрьский новый год являлся основой усвоения христианской веры и жизни по вере, которые, в конечном счете, и организуют  само время людской жизни. А власть над временем, конечно, дает власть и над самим человеком. Поэтому для всякой политической силы, внедряющей иное мышление, стремящейся установить свой порядок в жизни народа, так важна власть над временем. Но ведь  прежде всего это - календарь! Для новых задач новой власти его надо либо изменить, либо приспособить к своим задачам.  Убедительными примерами этого являются в нашей истории  кардинальные изменения прежних календарей - Петром I и Лениным. Однако новые временные рамки, ритм нового времени могут быть не только спасительными, соответствующими природе человека, помогающими ему, облегчающими организацию жизни, но и разрушительными, калечащими его духовную и телесную природу. Как ни парадоксально, они могут способствовать и сплочению людей, и их разъединению.  Этому тоже  немало примеров в нашей современной истории.                                                                                                                                       

А проверенное  временем, веками благоприятное  сентябрьское Новолетие все же остается с верующими, православными людьми. Я вовсе не призываю отменить признанный официальным Григорианский календарь и новый стиль. Для  ведения дел, для официоза, конечно, удобно использовать стандартный мировой «новый стиль». Но надо понимать и поддерживать Церковь в ее стремлении не забывать «старый стиль», ведь это не просто консервативное упрямство, как твердят «особенно современные» критики Православия. Наоборот, в этом есть глубокое духовное значение и спокойная, уверенная сила веры. Поэтому не забывайте о дате индикта. С  7522-м  новолетием  вас, братья и сестры!

Алла Тагиева

 

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.