Газета "Вестник" №35 - 2013

«Миссия не терпит формализма»

Калужский миссионерский приход при храме в честь вмч. Георгия Победоносца «за лавками» известен своей активной деятельностью: это и волонтерское движение, и поддержка нуждающихся, и противодействие абортам, и помощь восстанавливающимся храмам. И вот с мая этого года прихожане в прямом смысле слова пошли в народ. Рядом с кинотеатром «Центральный» на многолюдной улице несколько активистов этого прихода сидят за столом и беседуют о Православии с каждым из прохожих, кто к ним обращается. Одним из таких интересующихся оказался и я. Отец Георгий Казанцев, настоятель этого миссионерского прихода, попросил провести журналистский эксперимент и обратиться к ребятам за столом как обычный прохожий. Общение с миссионерами мне понравилось: они были весьма корректны, тактичны и ненавязчивы, подарили мне памятку «Если ты покрестился и не знаешь, как жить дальше». В ней есть такие слова: «Многие думают, что все крещением и заканчивается. Но это совсем не так. С крещения все только начинается. В тебе посеяно семя Вечной жизни, и его надо взращивать...». Ребята хотели было подарить мне еще и Евангелие, но тут подошел улыбающийся отец Георгий и раскрыл наш секрет. Сделав несколько фотоснимков, я задал отцу Георгию, секретарю Комиссии по миссионерской работе Калужской епархии, ряд вопросов.


 

- Батюшка, что для вас миссия, как лично вы ее понимаете?

- Миссия - это неотъемлемая часть личной церковной жизни православного христианина, такая же, как исповедь, причастие, пост, молитва.

- Какова основная цель вашей миссии?

- Если человек живет не по заповедям Божиим, а по мирским жизненным стереотипам, то своей душой и наведением в ней порядка не занимается. В этом случае богослужебная жизнь воспринимается им на языческом уровне. Соответственно, первая задача миссии - это обращение к уму человека, чтобы он осмыслил свою жизнь, осознал бессмысленность потребительского бытия и начал смотреть на мир с позиции вероучительных истин христианства. Вторая задача состоит в том, чтобы человек начал наводить в своей душе порядок, стремиться к чистоте и святости, а третья - чтобы от языческой, суеверной обрядовости он перешел к сознательному участию в Таинствах Церкви. У человека в церковной жизни должны быть три составляющих: правильное миропонимание, основанное на догматах Церкви, внутренняя аскетическая жизнь и осознанная богослужебная жизнь. Главная задача миссионера состоит в том, чтобы человек из состояния духовной дикости пришел в состояние чада Христова.

- Что для Вас макро- и микромиссии?

- Миссию, которая работает над внутренним изменением человека, я называю микромиссией, поскольку она обращена к каждой конкретной личности. Соответственно, крупные православные мероприятия (фестивали, конференции и т.д.) - макромиссия. Микромиссия невыполнима в рамках массовых акций. Они необходимы, но после них обязательно должен быть переход к микромиссии, когда личность работает с личностью.

Миссионерская деятельность находится сейчас в состоянии поиска адекватных способов миссии. Есть даже такое мнение, что в Православной Церкви миссии нет вообще. На самом деле исторически именно Православная Церковь обращала целые народы в христианство, накоплен огромный миссионерский опыт. Но проблема в том, что этот опыт не используется, миссия остается делом единиц, ощутивших особое призвание.

В ситуации, когда нет единого взгляда на то, что такое миссия, возникает вопрос, как понять, насколько эффективна наша работа. Считаю, что в любой деятельности важно правильно выбрать точки приложения усилий. Сейчас миссионерскую деятельность понимают очень широко: к ней относят и конференции, и круглые столы, и мероприятия культурного плана. Пытаясь понять, что такое миссия, пришел к выводу, что эти мероприятия имеют косвенный миссионерский результат. Но собственно миссией их назвать невозможно, потому что там не ставится основная цель - обращение человека от безбожной мирской жизни к духовному преображению во Христе. Та миссия, в рамках которой человек берется из мира и приводится в Церковь, где он становится полноценным христианином, весьма узка и ориентирована на каждую конкретную личность. А это требует больших усилий. Иногда провести конференцию или фестиваль легче, чем обратить к православной вере конкретного человека. Задача любого мероприятия меньше, чем задача миссионера. Если мы собрались и сделали некое общее дело, то при этом не требуется проводить над собой внутреннюю работу. А в результате работы миссионера у человека в душе должно произойти настоящее изменение, благодаря которому он станет другим человеком, станет христианином.

- Батюшка, сколько времени вы уже занимаетесь миссионерской деятельностью?

- Всю свою деятельность рассматриваю как миссионерскую. Когда я начинал заниматься катехизацией, то уже ставил перед собой миссионерские  задачи. К сожалению, современная катехизация зачастую не соответствует своей сути. Судите сами: катехизация перед Таинством  крещения должна как раз выполнять миссионерскую задачу. Человек уже обращенный, мотивированный к церковной жизни приходит на катехизацию, чтобы получить там знания о том, как он будет жить в Церкви. А у нас на катехизацию приходят люди абсолютно не мотивированные, не обращенные, не желающие жить церковной жизнью. В результате, внутренняя работа в них  совершается на беседах перед крещением, венчанием, освящением квартир, машин и прочих священнодействий. Смысл в чем - как только выбран момент перед Таинствами и обрядами Церкви, человека нужно сразу пригласить на огласительную беседу. С этого момента начинается миссионерская деятельность.

- Если посмотреть в динамике, то каковы  результаты этой деятельности?

- Положительные результаты миссионерской деятельности заключаются в выборе консервативных методов работы, основанных на канонах Церкви (это не рок-концерты, не общение с неформалами и прочее),позволяющих  реально воцерковить людей. А отрицательным результатом можно считать то, что этих воцерковленных все-таки мало. Если мы проводим миссионерскую встречу на 100-150 человек, то чаще всего только  пять человек из них впервые приходит к исповеди, причастию и так далее. Малочисленность - это отрицательный результат. А также то, что серьезная системная работа с представителями нетрадиционных организаций и других религий у нас так и не началась.

Выскажу свое мнение, которое не поддерживается и оспаривается многими священнослужителями, по поводу того, что на  данный момент мешает миссии. Считаю, нам мешает расслабляющая психология монополистов, когда православные ощущают себя монополистами в религиозной жизни страны. Мы являемся, действительно, наиболее сильной Церковью, которая может противостоять многим деструктивным явлениям в общественной жизни, у Православия есть настоящий авторитет, есть сила, но вопрос в том, что по количеству активных людей, исповедующих веру, у нас на самом деле нет преимущества. Если взять в совокупности разные религиозные направления и посчитать активных людей, то их там будет если не больше, то столько же, сколько и православных. И по количеству активных, а не сочувствующих людей, мы монополистами не являемся. Их преимущество также в том, что наши активные чаще всего не нацелены на определенный результат. Активные православные «тепличные», как тепличные растения. А активные представители сект и нетрадиционных религий нацелены на выживание их сообществ. Они прилагают огромные  усилия, чтобы добиться результата. Они борются за каждого человека. Микромиссия у них сильно развита. Там есть и акции, и мероприятия, но основанные исключительно на микромиссии, - у них очень эффективно выстроена система привлечения в свою организацию каждого конкретного человека. Они знают,  как его «взять», как к нему подойти, в какой ситуации и как к нему обратиться. У нас единицы из прихожан способны расположить к вере своих родственников. А любой представитель нетрадиционной религии или секты прорабатывает всех своих родственников, весь круг знакомых. Он четко знает: кто придет к ним в «церковь», а кто не готов к этому. Он мониторит окружающую среду вокруг себя. То есть если есть в Калуге подобная организация из ста человек, то она постоянно мониторит вокруг себя тысячу или даже несколько тысяч человек. Они нацелены на то, чтобы найти нового человека и привести к себе. Причем их активность не всегда нормальная, здоровая...

- Почему иной раз даже известные миссионеры либо отходят от церковных канонов, либо вообще уходят в раскол?

Как-то один из разочаровавшихся миссионеров на одном из собраний отчитывался, что его миссионерская деятельность от Церкви никого не отвратила... Он отстаивал убеждение, что вся миссионерская деятельность сегодня должна состоять в укреплении приходской общины.

Конечно, община должна быть обязательно, лично я над этим работаю и считаю, что без общины не может быть полноценной церковной жизни. Однако он пришел к выводу, что вообще нет смысла заниматься миссионерством,  пока не укреплена община. И когда в его приходе община стала высшей ценностью, то она превратилась в секточку. При этом интересы Церкви ему стали мешать, он стал считать недостатком церковные циркуляры и отчеты, которые требует епархия. Более того, даже прихожане этого храма стали негативно реагировать на требования епархиального управления. Не должно быть диктата отчетности, но нормальная отчетность обязательно нужна.

Если община начинает противопоставлять себя Церкви, то рано или поздно она неизбежно выродится в секту. Община должна быть, но ей нельзя замыкаться на себе.

 

Работа «вовне» позволяет приходской общине избежать сектанского соблазна. Повторюсь, сейчас очень немного успешного опыта миссионерства, поэтому мы двигаемся вперед маленькими шажками. Медленно, но уверенно, все более укрепляясь. Не противопоставляем себя другим общинам, стараемся взаимодействовать со всеми церковными подразделениями.

Миссионерская деятельность настоятеля заставляет перестраивать жизнь общины. Об этом можно судить и по нашему приходу. У нас народное пение на молебнах. На Литургии и всенощной пока еще не получается, но мы к этому стремимся. Обязательно объясняется Евангелие. Более того, наши прихожане стараются читать по три-четыре главы в день, после чего они отвечают на вопросы по прочитанному. Можно заглянуть в социальные сети «фейсбук» и «вконтакте» на страничку «Библия в Калуге», где приводится наша программа изучения Священного Писания (http://vk.com/biblia_kaluga, https://www.facebook.com/groups/1403846646498501/). Некоторые наши ребята способны самостоятельно вести дискуссии с иноверцами. Но это не должно быть основанием для тщеславия - вот у нас, мол, правильный приход. Миссионерство требует, чтобы человек, с одной стороны, все правильно выстраивал, а с другой - чтобы эта «правильность» не противопоставлялась окружающим.

- Какими качествами должен обладать священник-миссионер?

- Мне кажется, если священник любит Писание, то он обязательно будет миссионером. Естественно, Писание должно быть понимаемо в православной традиции. Слово Божие выводит нас на аксиомы нашей веры, а мы часто погрязаем в частностях. Когда священник живет Евангелием, то он всегда видит короткий путь ко спасению. Например, пришел к нему человек освятить квартиру - батюшка будет стараться привести его ко Христу. А если мы видим только частности, то освящение машины или квартиры становится основной задачей. В этом случае священник превращается в работника сферы услуг. 

- Миссионеру надо настраивать себя на то, что не все будут одобрять его взгляды?

- Надо сознавать, что те, кто с недоверием к тебе относятся, могут быть на самом деле правы. А ты со своими правильными низиданиями можешь ошибаться. Искренность намерений и ревность по Богу не застраховывают нас от ошибок. Миссия - это сфера, где очень легко совершить ошибку. Мы и в церкви-то умудряемся служить не по уставу, поститься не по уставу, а когда ты выходишь во внешний мир, то там вообще нет никого миссионерского канона. Естественно, на каждом шагу тебя ждут опасности, поэтому, наоборот, надо благодарить тех людей, которые тебе что-то подсказывают. Обычно время показывает, как правильно надо было поступить. Например, когда я начинал заниматься катехизацией и огласительными беседами, то у нас в епархии не было ни циркуляра, никаких распоряжений на этот счет, и я выглядел этаким выскочкой.

- Эта работа велась по вашей инициативе?

- Поначалу и среди священников было  непонимание, а потом, когда из Патриархии пришло распоряжение об обязательной огласительной деятельности приходов, из епархии циркуляры пошли. То есть ситуация созрела,  и оказалось, что тогда я был прав. Но это не значит, что я всегда прав. Были случаи, понимаю спустя время, когда я начинал что-то новое делать, а меня, слава Богу, ограничивали в этом, ограждая тем самым от ошибок. А если что-то несправедливо потерпеть - это тоже во благо. К непониманию надо быть готовым: ты ведь тоже не всегда понимаешь другую сторону. Да, у них своя позиция, охранительная, - и они правы, и ты прав по-своему, а Господь покажет, как нужно.

- Ваши пожелания как священника-миссионера.

- Хочется собрать единомышленников воедино. На самом деле миссия - дело не отдельных инициативных людей, а задача Церкви. Хочется, чтобы Церковь себя явила как апостольская. Когда мы говорим, что верим «во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь»,  мы имеем в виду не только то, что не исказили веру апостолов, но  и то, что следуем их служению.  И заповедь «идите и научите все народы» остается для нас актуальной. Как сказал один богослов, преемниками апостолов являются миссионеры. Хотелось бы, чтобы это преемство выражалось в полноте. Моя заветная мечта заключается в том, чтобы жизнь Церкви изменилась так, чтобы епископы лично могли больше времени уделять миссионерской деятельности. На меня большое впечатление произвел «Час о Православии» с митрополитом Климентом, который прошел в Вербное воскресенье. Мне кажется, что таких миссионерских встреч должно быть больше.

И еще, мне кажется, что каждый настоятель сам должен заниматься миссией, тогда и его приход будет активным и миссионерским. Если же он всю миссионерскую работу перекладывает на плечи катехизаторов и пономарей, то, как правило, результат будет хуже. Миссия не терпит формализма и «галочных» мероприятий.

                                          

                                  Беседовал Андрей Сигутин

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.