Газета "Вестник" №34 - 2013

Архимандрит Серафим (Савостьянов): «Люди верующие воспринимают это как чудо...»

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь - известный  духовный центр не только
Калужского региона, но и России. Уже 13 лет  настоятелем обители является
архимандрит Серафим (Савостьянов).


 
 

Как пояснила советник главы администрации Боровского района по вопросам духовно-нравственного воспитания Тамара Анохина, интервью архимандрита Серафима (Савостьянова) главному редактору газеты «Балабаново» Нине Замахиной открывает серию публикаций в муниципальных и региональных средствах массовой информации в рубрике «Слово пастыря». О необходимости такой рубрики говорили все участники «круглого стола» по теме «Церковь, государство и СМИ», проходившего весной этого года в рамках XIV Свято-Пафнутьевских образовательных чтений, посвященных 1025-летию Крещения Руси. Подготовка и проведение «круглого стола» осуществлялись совместными усилиями сотрудников Издательства Свято-Пафнутьева монастыря и представителей органов местного самоуправления.

Продолжение интервью читайте в следующем выпуске и смотрите на сайте Свято-Пафнутьева Боровского монастыря.

 

 

 

- Отец Серафим, в эти дни православный мир отмечает 1025-летие Крещения Руси. Какова значимость этого события для нашего государства?

- То, что произошло в 988 году при князе Владимире равноапостольном, как мы его именуем в Православии, было эпохальным событием в просвещении и объединении народов, в становлении культуры и государства. Если мы обратимся к истории, то увидим параллель между временем пришествия в мир Спасителя и периодом Крещения Руси: римское общество уже не могло дальше развиваться в той духовной среде, в которой оно жило, - в языческом многобожии. Так и в момент принятия христианства Русью: славянские племена вятичей, полян, древлян, кривичей и другие народы, жившие на территории Киевской Руси, тоже были в духовных поисках, они не могли уже удовлетвориться язычеством.

Когда в далеком десятом веке при князе Владимире мы приняли христианство, мы приняли не просто какую-то другую религию, другую веру. Мы приняли другой закон общения человека с Богом, общения человека с человеком, построенный на принципах любви и прощения. На этом основывается христианское учение.

События тех давних лет - естественный ход истории, потому что по природе своей душа каждого человека - христианка. Мы все сотворены по образу и подобию Божию, а, как известно, подобное стремится к подобному. Если Господь нам даровал свой образ, то мы и стремимся к первообразу. Наделяя человека своим образом, Господь наделил его и всеми своими божественными свойствами, поэтому для человека свойственно стремиться к уподоблению Богу.

Долгое время душа человека не могла найти удовлетворение в тех религиозных воззрениях, которые были в язычестве. Но это была своего рода подготовка к принятию самого Христа. То же было и в еврейском обществе: богоизбранный израильский народ после исхода из Египта получил от Господа на горе Синай десять Заповедей. Это был жесткий закон, выраженный в отрицаниях: не сотвори себе кумира, не убей, не лжесвидетельствуй, не пожелай, не воззри и т.д. Этот закон должен был подготовить израильский народ к принятию другого закона - закона любви, который Христос принес в мир.

Господь в своей прощальной беседе сказал ученикам: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга. По тому узнают все, что вы - Мои ученики,  если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34). И вот на такой любви основывается все христианство. Любви жертвенной, которую Господь совершил и нам оставил, взойдя на крест за всех нас, за грехи каждого человека.

С принятием христианства в корне поменялось представление о жизни, это нашло отражение в межличностных отношениях, общественном развитии, культуре. Поэтому Крещение Руси имеет колоссальное значение для нашего народа.

Размышляя о 1025-летии этого события, мне бы хотелось сделать больший акцент не на дате, а на том, какие значимые изменения произошли в отношениях Церкви и государства, Церкви и общества за минувшие двадцать пять лет, когда мы праздновали тысячелетний юбилей. Известно, что 1988 год стали называть «вторым крещением Руси». Люди верующие воспринимают это как чудо. Столько лет Церковь ущемляли в правах, старались вытравить из сердец, из души человека веру в Бога, а люди неожиданно стали  возвращаться в Церковь: все больше верующих приходят на богослужения, молебны, участвуют в  крестных ходах. Вот это и есть новое и значимое достижение минувших лет в нашем государстве.

- Был возрожден и Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Несколько слов об этом. Трудно было возрождать обитель?

- Было трудно, трудно и сейчас. Когда не будет трудностей - развитие прекратится, начнется застой. Напомню, что возрождение обители началось с 29 декабря 1990 года, когда исполком Калужской области удовлетворил ходатайство митрополита (тогда архиепископа) Калужского и Боровского Климента о возвращении Рождества Богородицы Свято-Пафнутьева Боровского монастыря Калужской епархии Русской Православной Церкви. С первых дней восстановления внешнего благолепия обители первостепенное значение придается духовной жизни монашествующих и распорядку дня. В этом сокрыта основная причина расцвета обители преподобного Пафнутия. На сегодняшний день отремонтированы храмы и кельи, восстановлены фрески собора, приведены в порядок крыши корпусов и купола. Насельники обители ведут служение и в приписанных к монастырю двух храмах: в Калуге - в храме в честь Преображения Господня и в Боровске - в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

С 2000 года при монастыре работает воскресная школа для детей, при школе организована театральная студия «Ковчег».  Действует также воскресная школа и для взрослых. С 1998 года издается газета «Вестник», с 2007 года - детский журнал «Кораблик», с 2010 года - газета для учителей и родителей «Боровский просветитель». С 2011 года при монастыре была создана Православная молодежная дружина Боровского края.

Отвечая на вопрос о трудностях возрождения обители, я хотел бы сказать вот о чем: хорошо, конечно, что у нас в стране возрождаются и строятся новые храмы и монастыри. Однако главное - не закрыться в этих стенах, чтобы это не стало целью.  Стены - как были стенами, так и останутся. Возрождение Святой Руси - это, прежде всего, возрождение души человека. А что такое возрождение души? Это изменение ментальности человека, изменение восприятия мира.

Еще раз обращаюсь к истории израильского народа. Когда израильтяне вышли из египетского пленения и Господь повел их в землю обетованную, какие чудеса явил Он!  Днем шел  перед ними в столпе облачном, ночью - в столпе огненном, перевел их через Красное море. Это же явное чудо, когда вода расступилась перед людьми и стояла стеной с одной и с другой стороны. А сколько было других чудес! И вот этот народ, долгое время пребывавший в  другой культуре, в языческой среде, настолько огрубел, что для него внешние, телесные потребности оставались на первом плане. Люди начали роптать на Бога. Вспомним, что Господь им давал все необходимое для жизни: горькую воду превращал в сладкую воду, готовую к употреблению человеком; манну посылал каждый день, и трудиться для этого не нужно было. А в субботний день Он сразу на два дня давал им пищу, чтобы только в день покоя они ничего не делали. А что же израильтяне? Стали заготавливать манну впрок, и то, что заготавливали, пропадало. Господь их вразумлял, спрашивая: «Зачем, если Я даю вам манну каждый день?».

Какие бы чудеса Господь ни совершал перед ними, они уже настолько укоренились в грехе, что по-прежнему продолжали  роптать. Даже Моисей, который был избран Богом для того, чтобы привести свой народ в землю обетованную, где текут мед и молоко, и тот усомнился. В сомнении своем, проявив маловерие, не один раз ударил жезлом по скале, а два, чтобы вода потекла. Господь тогда сказал ему: «И ты не войдешь в землю обетованную».

Сорок лет ходили израильтяне по пустыне Синайского полуострова. Почему Господь не допускал их в землю обетованную? Он ждал, чтобы выросли младенцы, родившиеся в земле египетской, чтобы они за сорок лет хождения по пустыне обрели новое мировоззрение, с которым и вошли бы в землю обетованную. Важно было, чтобы они росли под воздействием совершаемых Господом на их глазах чудес, чтобы они утверждались в вере в Бога. Вот и ходил богоизбранный народ до тех пор, пока не вымерли люди роптавшие, с устоявшимися воззрениями, мешающими постигать смысл явленных Господом чудес. Поэтому, мне думается, что 25 лет возрождения Русской Православной Церкви можно сравнить с половиной сорокалетнего периода хождения по пустыне. Хотя мы и перешли рубеж двадцати лет, нашему обществу, которое воспитывалось на протяжении 70-ти лет в совершенно другой идеологии, тяжело измениться. Конечно, определенные результаты достигнуты, но есть еще много проблем, их предстоит решить.

- Тем не менее, вы с оптимизмом смотрите в будущее?

- Да. Если мы не будем с оптимизмом смотреть в будущее, то каков же смысл нашей жизни? Апостол Павел говорит: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:14). Оптимизм должен быть у человека всегда.

- Есть люди, которые заходят в храм для того, чтобы показать, что и они причастны к духовной жизни. Можно ли до них достучаться, чтобы они шли по зову сердца, души, а не отдавая дань времени, моде?

- Думаю, что можно и нужно. Господь сказал: «Стучите - и отворят вам» (Мф. 7:7).

- А Вы ощущаете, что такие люди есть?  

-  Конечно, есть. За двадцать пять лет, начиная с 1988 года, в нашей стране мы восстановили стены храмов, монастырей, крестили всех пожелавших креститься. Но привели ли мы людей в храм? Теперь пора бы уже переходить от количества к качеству, то есть заниматься непосредственно самими людьми, особенно работать с молодым поколением, помогая каждому осознать, что основная задача христианина - спасение своей бессмертной души. И какие бы препятствия у нас ни возникали - ничто не должно нас останавливать. Господь с нас спросит (я говорю про пастырей Церкви) за каждого человека, который к нам приходил, приходит или придет. И, осознавая эту ответственность за душу каждого человека, мы обязаны больше внимания уделять просвещению людей, раскрывать смысл заповедей Евангелия. И так будет освящаться путь к единению, миру среди людей.

 

Записала Нина Замахина

Впервые опубликовано в газете
«Балабаново» http://gazeta-balabanovo.ru

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.