Газета "Вестник" №32 - 2013

Таинство, протяженное во времени

Меня всегда интересовало: какая связь существует между таинством крещения и смертью Иисуса Христа. А связь эта очевидна хотя бы из слов апостола Павла: «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились» (Рим. 6: 3).



 

 

Господь говорит: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16:16). Но если мы предполагаем протяженность веры во времени земной жизни, то о крещении обычно говорим в «одномоментном» понимании, то есть в том смысле, что человек должен взять и окреститься. Это конечно так, и момент крещения являет собой духовное рождение, но есть у понятия крещения и другой, «протяженный» во времени смысл.

Апостол Павел говорит что «вера есть осуществление ожидаемого» (Евр. 11:1), не только в том смысле, что верующий получит, в конце концов, то, что ожидал, но и в том смысле, что Царствие Божие мы должны осуществлять, воплощать в своей жизни. То есть вера - это именно делание, исполнение правды Божией. Вот то же можно сказать и о крещении. Крещение - это таинство, распространенное, протянувшееся во времени человеческой жизни, таинство, тесно связанное с верой и образом нашей жизни.

В 20-й главе Евангелия от Матфея рассказывается о том, как мать братьев Зеведеевых просит Господа, чтобы им сеть по правую и левую руку от Него в Царствии Небесном. И вот Господь, между прочим, спрашивает у братьев: «Можете ли креститься крещением, которым Я крещусь»? И на согласие последних отвечает: «Крещением, которым Я крещусь, будете креститься».

Господь на этот момент уже был крещен во Иордане, были крещены и Его ученики, но тем не менее Спаситель говорит о крещении в будущем времени. И хотя мы знаем, что полное крещение «водой и Духом» станет возможно только после Пятидесятницы, но в этом месте речь идет об ином.

Блаженный Феофилакт Болгарский, авторитетный толкователь Евангелия, поясняет, что крещением в данном случае Господь называет собственное страдание и смерть, а так же страдание и смерть Своих последователей. Но не страдание и смерть вообще, а именно те, что претерпеваются ради Истины, по правде Божьей, вопреки «лежащему во зле» миру. Вот именно эти скорби и делают нас причастниками Христа! В известной степени  это и есть содержание, суть таинства Крещения, которое, совершившись однажды, раскрывается и осуществляется во все время нашей земной жизни, даже до последнего ее момента и в вечности!

Как же нам важно об этом помнить особенно сейчас, когда главной «религией» мира стала религия гедонизма; когда наслаждение, удовольствие и комфорт считаются главными критериями полноценной жизни. Но вот в чем главная беда этой «общемировой религии»: стремление избежать, избавиться любыми путями от страданий, трудностей и проблем, достичь «легкой жизни» приводит к тому, что «легкость» эта, возведенная в принцип, оказывается как раз причиной многих безысходных страданий и мук. И скорби эти, в отличие от скорбей «по правде», не спасительны, а невыносимы, губительны для души именно потому, что связаны со стремлением уклониться от Заповеди Божьей.

Господь говорит: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть» (Мф. 11:30). И действительно, христианская жизнь, терпеливое перенесение связанных с ней скорбей, доставляет душе неизреченную отраду, дает почувствовать хоть отдаленно причастность жизни Самого Бога. Это и есть отголосок той «совершенной радости», ради которой Господь пришел в мир и которая способна дать человеку силы в преодолении тягот земного существования.

«Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» - восклицает апостол Павел (Флп. 4:13). Какие ликующие, победные слова! Но силу и глубину этих слов может понять только тот, кто день за днем, преодолевая трудности, продолжает креститься тем крещением, о котором говорит Господь. Только умирая ежедневно для греха, распиная плоть со страстьми и похотьми, мы обретаем надежду на воскресение со Христом.

И эта надежда есть средостение нашей веры!

Священник Дмитрий Шишкин

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.