Газета "Вестник" №30 - 2013

Тайна примирения

 

В духовном центре «Покровские ворота» состоялась презентация книги «Тайна примирения» протоиерея Алексея Уминского, настоятеля храма Живоначальной Троицы в Хохлах. Это, уже четвертое, издание полюбившейся читателям книги выпущено издательством «Никея».  Книга родилась из приходских бесед, которые уже больше 10 лет проводятся в храме Святой Троицы в Хохлах после Литургии, после общей трапезы. Поэтому книга получилась живой - ведь в ней, прежде всего, ответы на вопросы, поставленные сегодняшней, современной, церковной жизнью.


 

 

Грех шпионажа

Как в начале встречи отметил о. Алексий, тема исповеди у нас «почти не отрефлексирована, не продумана, не взвешена, и на сегодняшний день у нас есть очень мало литературы, которая бы всерьез эту тему поднимала».

- Несмотря на огромное количество книг, посвященных исповеди, многие были скорее вредными, нежели помогающими. Например, одна из них - особо популярная книга «Исповедаю грех, батюшка» священника Алексея Мороза из Питера. Мне кажется, что эта книга не просто душевредная, а книга просто катастрофически извращающая само понятие исповеди и подготовки к этому великому таинству. Я помню, что в этой книге, например, только одно оглавление, перечисляющие грехи, занимает порядка 50 страниц.

Там встречаются такие вещи, которые, конечно, могут восприниматься как карикатуры, как пародии. Например, грех шпионажа против своей Родины. Грех непринятия на работу людей другой национальности, предпочтение людей своей национальности. Какие-то нелепейшие вещи.

Меня очень удивило, что там есть такой грех - дружба с лицом другого пола. Мне даже страшно было себе представить, что батюшке пришло в голову написать, какая же страшная дружба может быть между людьми одного пола.

Над этим всем можно, конечно, сейчас иронизировать, но это совсем не смешно, потому что эта книга,  в отличие от «Тайны примирения», переиздавалась раз сто, и тиражи были, конечно, значительно более серьезные.

Тем не менее, вопрос об исповеди сегодня в приходской общине возник с какой-то новой остротой. Появились некоторые замечательные публикации в «Журнале Московской Патриархии». Отец Павел Великанов опубликовал замечательное эссе об исповеди. Очень многие священники начинают серьезно задумываться о том, насколько уместна постоянная исповедь перед каждым причастием, каким образом это покаяние становится действенной живой силой в жизни христианина.

 

Священник
меня не дослушал

- Что делать, если на исповеди меня не дослушали? Как же причащаться? Я давно хожу в церковь, но даже меня это удивило. Как же тем, кто только начал ходить в церковь?

- Знаете, ничего страшного, если вас на исповеди по какой-то причине не дослушали. Мы все живем в таких условиях, когда священник, который принимает исповедь, находится в очень странном положении. Сама исповедь у нас проходит, чаще всего, во время какого-то другого богослужения. Идет Всенощное бдение вечером или идет Божественная литургия с утра, и кто-то из священников в этот момент совершает таинство. Само по себе это, конечно, грустно, потому что сам священник непонятно где находится в этот момент.

Для меня самого это тоже большая проблема, потому что прихожан, желающих исповедаться, достаточно много, и мне приходится часть Всенощного бдения посвящать исповеди. Я уже в богослужении в этот момент не участвую и, если священник может не дослушать богослужение, и это воспринимается прихожанами нормально, то в какой-то момент священник может также не дослушать кого-то из людей, потому что он человек, и я вам хочу сказать, что на 20-м человеке внимание кончается. Как ни старайся...

Если мы боимся того, что какой-то грех мы до конца не назвали, в этом есть глубокое непонимание того, что происходит во время исповеди и глубокое недоверие самому Богу. Если вы пришли на таинство исповеди, то Христос невидимо стоит и приемлет ваши исповедания. Он примет ваши исповедания не только потому, что вы писали это на бумажке и даже не потому, что вы уже это произнесли, или вас не дослушали, а вы хотели произнести, а потому что он видит устроение вашего сердца. Он видит глубокую серьезность вашего отношения к себе и желание избавиться от грехов. Очевидно, что на исповеди человек никогда в жизни не сможет перечислить своих грехов до конца.

Поэтому, если вы пришли на исповедь и вас не дослушали, вашу записку даже не прочли, а просто разорвали, то это нечего не значит, и это не значит, что это не исповедь, и это не состоялось, потому что вы пришли к живому Богу. Священник свидетельствует о вашем покаянии настолько, насколько ему хватает его физических сил. Может со временем так случиться, что в храмах будет выделен специальный день или специальный вечер, когда будет только исповедь. Во все остальные дни исповедь будет только для тех, кто по инвалидности, по многодетности, по каким-то другим причинам не смог присутствовать в эти дни, для которых приехать лишний раз в храм, составляет большую проблему. Тогда сама по себе исповедь будет по-другому осмысляться. Мы сегодня привыкли к какой-то бухгалтерии. Если я все грехи перечислил, значит, все в порядке, значит, они мне прощены. А если не перечислил, значит, не прощены. Это не так. Это никакого отношения, серьезного отношения к таинству не имеет.

 

Стакан с мутью

- Как справиться с гневом и обидой, если это полностью поглощает меня?

- Здесь у нас есть Евангелие, которое дает нам несколько вариантов, как можно справляться с этими чувствами, и главный  -  это молиться за того, на кого ты гневаешься и прощать, несмотря ни на что.

Гневливость наша часто бывает свойством нашего характера, нашего строения души, но, тем не менее, мне кажется, что здесь очень важно понять, что источник гнева для тебя - это человек, который послан тебе Богом для того, чтобы в тебе что-то произошло. Например, если у нас есть стакан с водой, и в этой воде есть песок, предположим, то понятно, что, когда вода отстоится, песок будет на самом дне, и вода будет казаться чистой.

А когда эту воду размешать, то вода снова станет грязной. Так вот, наше возмущение и наш гнев очень часто связаны с этой мутью, потому что в слове «возмущение» корень «муть», которая находится в глубине нашей души и которую мы в себе бередить не хотим. И когда нам встречается человек, который может нас возмутить, тогда вот эта вся муть со дна начинает подниматься наверх и затмевает наши мозги гневом, раздражением, обидой - чем угодно. И в этот момент очень важно понять, если это случилось, то у нас есть замечательная возможность посмотреть на себя, какие мы на самом деле.

- Какой смысл исповедоваться, если после исповеди люди продолжают грешить?

- Зачем исповедовать свои грехи? Чтобы твоя душа не смердела, чтобы ты был перед Богом и перед людьми, в общем, в каком-то достаточном свежем таком состоянии, и с тем, чтобы ты все-таки от своих грехов избавлялся, не повторял их просто так. Потому что ведь исповедь нужна не как духовная химчистка: сдал грязное - получил чистое, а с тем, чтобы мы избавлялись от грехов, чтобы мы исцелялись от грехов. Мы с вами прекрасно знаем, как тяжело жить с хронической болезнью.

Вот грехи человека - это такие хронические заболевания. И эти хронические заболевания могут человека сопровождать всю его жизнь. Вот так и грех человека может сопровождать его всю жизнь, даже если человек с ним активно и серьезно борется. Ведь исповедовать еженедельно один и тот же грех - не значит с ним бороться. Потому что нельзя к исповеди так относиться, что вот я просто исповедаю грехи так, как я моюсь каждый день-два. А грехи все-таки исповедаются так, как лечатся болезни. С болезнью жить тяжело, и от болезни человек хочет избавиться. И человек эту болезнь старается как-то лечить, ему тяжело с этой болезнью жить, он хочет, очень хочет от нее избавиться. И вот когда есть горячее желание от чего-то избавиться, то, в конечном итоге, это получается.

Протоиерей

Алексий Уминский

 

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.