Газета "Вестник" №25 - 2013
Комиссары новой культурной революции
Со времен перестройки мы, казалось бы, уже привыкли к тому, что деятели так называемого андерграунда (или, говоря по-русски, подпольного искусства) вышли из своего подполья и обрели достаточно большие возможности публиковаться, выставляться, ездить за границу, получать гранты. Нельзя, правда, сказать, что вместе с перечисленными возможностями к ним пришло широкое признание, но его нехватку легко было компенсировать уверением себя и друг друга, что элитарное искусство всегда было, есть и будет достоянием вовсе не большинства, а узкого круга утонченных ценителей. Да и новый креативный класс (который, впрочем, так себя тогда не именовал), а также поддерживавшие его чиновники на большинство внимания не обращали. И большинство постепенно смирилось с тем, что элитарным искусством теперь называется всякая мура, а за другое (которое молодые представители креативного класса презрительно называют «отстой») денег особо не платят и международным признанием не балуют. Но и гонениям не подвергают. В общем, установился некий пусть аномальный, но все же баланс.
Однако в последнее время этот баланс явно стремятся нарушить и уже существенно нарушают. Причем, отнюдь не в сторону восстановления нравственной и эстетической нормы, как можно было бы предположить по заявлениям Президента о необходимости выработать идеологию на основе нашей тысячелетней традиции.
Во всяком случае, в Москве вдруг стали отдавать крупные театры, а также Дома культуры, выставочные залы и т.п. под начало тех деятелей культуры и искусства, которые, похоже, поставили перед собой цель разрушить последние, уже порядком истончившиеся, но все еще сохраняющиеся моральные преграды, не позволяющие человеку превратиться в нелюдь.
Революционное искусство
Очень показателен в этой связи скандал, возникший в театре имени Гоголя из-за назначения новым художественным руководителем Кирилла Серебренникова. Практически вся труппа была возмущена этим назначением и не пожелала участвовать в постановках, подобных тем, которыми прославился режиссер. Упомянем лишь некоторые. Спектакль «Пластилин». С него Серебренников начал свое восхождение. Герой пьесы - мальчик 14 лет, изнасилованный матерью и двумя мужчинами. В «Полароидных снимках» явлено «органичное сочетание» некрофилии и педерастии, поскольку на сцене совокупляются два представителя мужского пола, живой и мертвый. В «Голой пионерке» (само название чего стоит!) фигурирует девочка, попавшая на фронт, изнасилованная советскими солдатами и ставшая фронтовой проституткой. В спектакле «Отморозки» молодежь на сцене устраивает беспорядки, швыряет ограждения, пинает ОМОН и милиционера. В спектакле «Клеопатра и Антоний» декорации изображают сцены совокуплений. В конце спектакля действие переносится в бесланскую школу.
Но не только «Гоголь-центр» становится рассадником всякой мерзости. На сцене МХТ, одного из самых известных театров Москвы, возглавляемого О. Табаковым, идет постановка Серебренникова «Человек-подушка». Это о том, как некий сказочный герой по имени Человек-подушка приходит к детям и подстрекает их к самоубийству: подсовывает баночку с таблетками, показывает, как натянуть на голову полиэтиленовый пакет. Но одна девочка не поддается на его уговоры. И очень зря, потому что вскоре в отсутствие мамы ее начинает насиловать какой-то мужчина. И жизнь девочки становится столь печальной, что однажды она решает-таки внять доброму сказочному советчику и кончает с собой. Для усиления эффекта на сцене появляется реальная девочка 8 лет, облитая (надеемся, бутафорской) кровью и символически распятая на кресте.
В творческих замыслах Серебренникова мюзикл «Пробуждение весны» - о подростковой сексуальности в самых разных ее проявлениях, включая гомосексуализм и садомазохизм, перформанс «Вокзал» (участникам-актерам рекомендовали записывать матерщину на вокзале), приглашение столь же креативных единомышленников из-за рубежа. Например, Корнеля Мундруцо, прославившегося постановкой спектакля в Перми, в котором актеры бегают по сцене в чем мать родила и обмазывают друг друга экскрементами (опять-таки надеемся, что бутафорскими). Планируется также киноклуб, фильмы для которого будет отбирать кинообозреватель «Комсомольской правды» Стас Тыркин, человек, с мягко говоря, специфическим вкусом. Скажем, он высоко оценивает фильм «Любовь как яд». Будучи членом жюри «Рандеву с французским кино»», проходившем в Париже, Тыркин, по его собственному признанию, отдал фильму «Любовь как яд» второе место. Фильм (цитируем кинообозревателя) «про маленькую девочку, которая возвращается в родное гнездо и равно привлекательна как для своих сверстников, так и для умирающего дедушки, который, несмотря на то, что умирает, как настоящий француз, сохраняет завидную потенцию и все остальное. Для своего сверстника девочка раздевается от пояса сверху, а для дедушки от пояса снизу». « Главный приз, которым мы наградили этот фильм, - добавляет Тыркин, - это демонстрация на борту самолетов «Эйр Франс». http://orel.kp.ru/radio/stenography/24494/
Понравился Тыркину и фильм «Моя маленькая принцесса» - про девочку, которую мать с четырех лет использовала в качестве порномодели. «Сейчас понятие возраста сместилось, - рассуждает Тыркин, - и стало почти не актуальным... Это может быть интересно».
Про фильм «Что-то не так с Кевином», который не могут смотреть даже многие продвинутые любители современного искусства, эксперт говорит: «Дорогие мои, в кино интересны экстримы... Мальчик может убить хомячка домашнего и не поморщиться. Выбить глаз собственной сестре. Это фильм... в качестве предостережения против заведения собственных детей. Это очень интересная тема... Мы как страна вымираем... поэтому у нас призывают всячески размножаться... <Однако> нужно думать не только о своей стране. Нужно думать о планете. Потому что если планете будет плохо, мы в одной стране тоже не выживем, если планета будет загибаться от перенаселения...» (там же).
Не только Серебренников трудится на ниве пропаганды разврата под маркой современного искусства. В том же МХТ режиссер Давид Бобе поставил спектакль «Феи», в котором полуголые актеры плюхаются в ванны и, как написано у одного восторженного театрального критика, «неудержимо тянутся друг к другу». То есть показывается промискуитет, которым молодые люди занимаются якобы от одиночества, недолюбленности и пустоты жизни.
Летом 2012 года в Москве разразился скандал в связи с постановкой в Московском академическом Музыкальном театре имени К.С.Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко оперы Бриттена «Сон в летнюю ночь» по одноименной пьесе Шекспира. Поскольку искусство современное, то действие происходит в закрытой школе, где преподают педофилы. Из письма возмущенной общественности: «Второй и третий акты спектакля пронизаны развратными сценами совращения, садомазохизма, пропаганды употребления алкоголя и наркотиков, мата, мочеиспускания на сцене». В спектакле задействованы дети от 6 лет. Уже после того, как вспыхнул скандал, опера стала номинантом четырех премий. Тем самым москвичам дали понять, что на их мнение плюют.
В мае 2011 года на сцене Театриума в рамках престижного Чеховского фестиваля был показан спектакль Кастеллучи «О концепции лица Сына Божьего», вызвавший волну негодования даже в прогрессивной Европе. Лик Спасителя в этом спектакле пачкался нечистотами.
Ирина Медведева, Татьяна Шишова