Газета "Вестник" №24 - 2013
Золотые слова
Валаамский старец Иоанн (Алексеев)
(1873-1953 гг.)
При молитве надо себя держать в большем непотребстве, и если появятся теплота и слезы, не мечтать о себе что-то высокое; пусть они приходят и уходят без нашего принуждения, но не смущайся, когда они пресекаются, иначе и не бывает.
Молитва самый трудный подвиг... Все же Господь, по своему милосердию, временами дает и утешение молитвеннику, чтобы он не ослабевал.
Святые отцы молитву назвали царицей добродетелей, ибо она привлечет и прочия добродетели. Но насколько она высока, настолько и труда большого требует. Преподобный Агафон говорит: «Молитва до последнего издыхания сопряжена с трудом тяжкой борьбы».
К теплоте сердечной не стремись - она приходит без нашего искания и ожидания; в молитве должен быть наш труд, а успех уже зависит от благодати... В духовной жизни скачки не уместны, а требуется терпеливая постепенность... Признак молитвы в теплоте сердечной и в сокрушении сердца... Наш должен быть труд во всякой добродетели, а успех уже зависит от Божией благодати, а благодать Бог дает не за труды, но за смирение, насколько человек смиряется, настолько и благодать посетит... В Отечнике сказано: «Ученик сказал старцу, что такой-то видит ангелов. Старец ответил, что это неудивительно, что он видит ангелов, но удивился бы я тому, кто видит свои грехи». Хотя это старческое изречение и кратко, но по духовному смыслу очень глубоко, ибо тяжелее всего познать себя самого.
Если будешь строго следить за собой, поистине увидишь себя хуже всех, тогда и хвалящий тебя не повредит, ибо люди смотрят только на внешность человека, а внутренне его не знают, исключая духовную жизнь проводящих.
Молитва требует борьбы, до часа смертного...
...Внимание - душа молитвы. Ежедневно надо прочесть главу Святого Евангелия и главу Апостольских посланий.
Не в нашей власти состоит устоять в добродетели, это дело благодати, а благодать хранит именно только за смирение. Лествичник говорит: «Где случилось падение - там предварила гордость». Великое для нас счастье, что мы имеем книги св. Отцов, ибо у них подробно говорится о духовной жизни. Конечно, хорошо бы духовную жизнь проводить под руководством духовного наставника, но оскудели преподобные, а без наставника очень опасно руководиться только одними книгами... Однако унывать не надо, в основание положим мытарево смирение, и Господь по своей благости поможет нам, грешным, и избавит от напастей на духовном пути. А в немощах будем каяться, ибо все подвижники благочестия держались за смирение и покаяние.
Память надо набивать чтением св. Евангелия и творениями св. Отцов, одним словом, чтобы ум не был праздным. Прежние события надо заменить другими мыслями, и постепенно прежние воспоминания вытеснятся прочь и тоскливость пройдет. В одном сердце два Господина не могут жить вместе.
Грешных страстей никогда не удовлетворишь, чем больше их кормишь, тем больше они требуют пищи.
Не было бы скорбей, не было бы и спасения -
говорили св. Отцы; от скорбей две пользы: первая - усердие к Богу и благодарность
от всей души. Вторая - избавляет от суетных попечений и забот. Из святоотеческих
писаний видно: отцы, подобно нам, тоже унывали и малодушествовали, даже испытывали
то, что не пожелали предать писанию, чтобы нас неопытных в духовной жизни, не смутить
и не привести в отчаяние. Конечно, Господь попускает быть скорбям соразмерно нашим
силам - кто какие может понести. Они (скорби) нас смиряют, у нас есть какая-то
самонадеянность, мы своими силами хотим преуспевать в духовной жизни, а в скорбях-то
и научаемся смирению - наши усилия без Божией помощи не достигают цели. Наш
должен быть труд к добродетели, а успех в добродетели зависит уже от благодати,
и благодать дается от Бога, именно только, смиренным, а без смирительных случаев
не смиришься.
narod.ru