Газета "Вестник" №2-2012

ДАРЫ ВОЛХВОВ

Как радостно возносятся к Престолу Божию в рождественскую ночь, во время торжественной службы, слова молитвы, которую уже много веков, чувствуя неизмеримое счастье, поют православные: «Христос рождается - славите! Христос с небес - срящите!»

 

Так торжественно празднуется Рождество уже много лет спустя после великого события. d12_12_345

А что происходило тогда, в тот день, когда Христос родился? Кто радовался, кто поздравлял счастливую Богоматерь, кто славил Божественного Младенца? Трудно было ожидать торжества при рождении Младенца, для которого нашлось место только в пещере для скота, в условиях более чем скромных. Тайну, что родился Бог, знали только Пресвятая Богородица и праведный Иосиф. Они не думали, что об этом узнает кто-то еще. И врядли ожидали подарков и поздравлений. Но по воле Божьей получилось иначе. О Рождестве Бога узнали люди. Первыми пришли поклониться вифлеемские пастухи. Им явился Ангел, «и слава Господня осияла их, и убоялись они страхом великим. Но Ангел сказал: «...Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям. Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». Внезапно рядом с Ангелом возникло многочисленное воинство небесное. И впервые прозвучали слова молитвы, ставшей потом знаменитой: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» И пришли они в Вифлеем, и нашли Марию, Иосифа, и Младенца. И рассказали о благой вести Ангела. Мария сравнила эти слова с тем, что слышала Она при Благовещении. Повидав новорожденного Божественного Младенца, пастухи в великой радости пошли рассказывать людям об этом событии. Потому и называют именно этих вифлеемских пастухов... первыми евангелистами. И ведь это - правда! Но о поклонении пастухов написал в своем Евангелии только апостол Лука. Он не указывал, сколько было пастухов, но потом по сложившейся традиции иконописцы стали изображать троих. Столько же пришло и волхвов. Много споров вызывает время, в которое явились волхвы. В некоторых древних рукописях сообщается, что это произошло ни много ни мало, как через два года после Рождества. Господь открыл тайну Рождества Богомладенца вещим волхвам, и они поспешили поклониться Царю всего мира - Иисусу. Но ведь идти-то им было намного дальше, чем пастухам. Кем были волхвы? Волхв - это русский перевод с названий, которые совсем иное означали в древних языках. В русском языке волхв - это жрец, волшебник, чародей. А в древних книгах говорится о «магах», «восточных царях», «звездочетах», «мудрецах-астрологах». Нет единого мнения и о том, откуда они происходили, считается, что один из  Аравии, другой из Персии, третий - из Эфиопии. Во время их дальнего путешествия путеводителем волхвов была яркая новая звезда. Ее назвали Вифлеемской. А по древним представлениям, появление новой звезды было верным признаком рождения великого человека.

Вначале волхвы совершенно справедливо решили, что идти надо в Иерусалим. Где же еще мог родиться Великий Царь Израильский, как не при царском дворе? Но испугался за свою власть, услышав новость, правивший тогда тиран Ирод. Он собрал первосвященников и книжников, которые сказали ему, по пророчеству  Христос   родится в Вифлееме. Ирод  решил принять свои, царские меры: приказал убить в Вифлееме всех младенцев мужского пола от двух лет и младше.

А волхвы отправились в Вифлеем. Их вела яркая звезда. Двигаясь по небосклону, она скользила перед ними и привела их в город Давидов. Она остановилась над тем местом, где укрылось Святое Семейство. И волхвы увидели, что от Младенца исходит спокойное, неяркое сияние. И склонились они перед Ним, и пали ниц. И преподнесли сокровища Ему в дар: золото, ладан и смирну. Почему именно такие дары? Они были глубоко символичными. Золото полагалось Царю как символ власти и царского достоинства (ведь оно никогда не ржавеет и не разрушается). Оно олицетворяет и Божественный свет, благодать которого разливается по всему миру. Золотой дар волхвов был в виде небольших прямоугольных и трапециевидных пластинок-подвесок с орнаментом, всего - 28 пластин. В одной из древних рукописей сказано, что из всех даров золото было «самое молодое». Пластины, видимо, изготовили к Рождеству. Они - ровесники Иисуса и, как ни парадоксально, были ... детскими игрушками для детей богатых родителей. Ладан - редкая и дорогая ароматическая смола, скатанная в небольшие шарики в форме маслины. Ладан, используемый при богослужении, был принесен Христу как первосвященнику. Смирна - благовонное масло, дар для Спасителя, ставшего смертным Сыном Человеческим.

Широко известно, как Святое Семейство уберегло Младенца от смерти. Они успели уйти из Вифлеема до нападения воинов Ирода. Всю свою земную жизнь Богородица бережно хранила дары волхвов. Незадолго до Успения Она отдала их в церковь в Иерусалиме. И начались их странствия в веках. Но самое поразительное, что дары волхвов до сих пор целы!

После долгих скитаний священных даров по разным странам и храмам их в XV в обнаружила в шахской сокровищнице в Константинополе вдова султана Мурата II Мария (Мара), по происхождению сербская царевна. Она не сменила веру и осталась на всю жизнь христианкой. Можно только представить ее волнение, когда, по промыслу Божьему, она нашла величайшую святыню, которой касались ручки Богомладенца.

Мария справедливо решила, что лучшего места для сохранения реликвии, чем афонский монастырь, не найти. Она хотела сама передать святыню монахам. Выбрала монастырь святого Павла, который до середины XVIII был сербским. С большой охраной она в 1470 году отправилась в путь, не собираясь отступать от своего намерения побывать в запретных для женщин афонских храмах. Но! У входа на Афон услышала она глас небесный, который напомнил Марии, что такова была воля Богоматери, чтобы женщины не нарушали покой Афона. Раскаявшаяся султанша встала на колени и поклонилась монахам, передавая им шкатулки с реликвиями.

На том месте уже более пяти веков стоит крест, названный «Царицынским», и часовня с фресками, изображающими коленопреклоненную Мару с дарами волхвов. Вскоре, по преданию, монахи монастыря святого Павла решили пожертвовать одним из драгоценных шариков. Половину его положили в кадило и воскурили фимиам, чтобы узнать, какой запах был у древнего ладана. И были очарованы райским ароматом. Конечно, они хотели сохранить на века этот божественный аромат. Но как узнать рецептуру? Монахи терпеливо и осторожно подыскивали нужные пропорции. Так возник знаменитый Афонский ладан, который повторяет аромат древней реликвии.

А дары волхвов иноки монастыря святого Павла после ночного богослужения ежедневно выносят из ризницы для поклонения всем молящимся.

Так, по воле Господа, сложилась судьба драгоценных даров. А что стало с волхвами?

Считается, что их было трое и звали их Гаспар, Мельхиор и Бальтазар. Они, исполнив свою миссию, вернулись в родные края, стали рассказывать народам об Иисусе, возводили храмы и часовни, украшенные фресками, на которых изображались Богородица, звезда над крестом и Божественный Младенец.

Существует предание, что апостол Фома посвятил их в епископы. Жили они долго. Похоронены были в персидском городе Сава. Церковь причислила их к лику святых. Мощи их были обретены равноапостольной Еленой и перенесены в Константинополь. Кельнский епископ Рейнальд, получив мощи волхвов в подарок от короля Фридриха I Барбароссы, по Рейну переправил их в знаменитый кельнский собор. Здесь их стали называть «три святых короля», а на гербе Кельна с тех пор красуются три короны.

К святым мощам веками не иссякает поток паломников. В 1220 году для мощей волхвов знаменитым немецким ювелиром фон Верденом из Мааса был изготовлен уникальный ковчег. Он до сих пор считается самым выдающимся произведением искусства Средневековья. Вальтер Скотт в романе «Квентин Дорвард» описал, как проходило поклонение мощам волхвов в кельнском кафедральном соборе.

Тема «Дары волхвов», или «Поклонение волхвов» из-за своей значимости для человечества и поэтичности была излюбленной не только в литературе, но и изобразительном искусстве. Практически, нет ни одного из выдающихся живописцев Средневековья и Возрождения, в творчестве которых не было бы картин с этим сюжетом. Приведу хотя бы самый краткий список  авторов картин о Рождестве и поклонении волхвов: Леонардо да Винчи, Питер Брейгель, Босх, Боттичелли, Рембрандт, Рубенс, Эль Греко, Веласкес, Мурильо... Можно продолжать очень долго.

Произведения с этим сюжетом известны и в русском искусстве. Икона новгородских иконописцев «Рождество» начала XV века считается самой красивой из древних икон по цвету. Сейчас она в Третьяковской галерее. Фрески с «Поклонением волхвов» писал Дионисий (в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря), М.В. Врубель ( Кирилловский храм в Киеве), В.М. Васнецов (Владимирский собор в Киеве). Много выдающихся по мастерству иконописцев фресок с темой «Дары волхвов» было написано, к сожалению, оставшимися неизвестными художниками. Из них самые прославленные - фрески Похвальского придела Успенского собора в Кремле (предположительно, созданные иконописцами школы Дионисия) и фреска «Поклонение волхвов» из Богородичного ряда, на северной стене собора Рождества Пресвятой Богородицы в Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре.

Знаменитый композитор А.Н. Скрябин написал симфоническую поэму «Поклонение волхвов». В.И. Суриков еще в юношестве создал картину «Дары волхвов».

А что дары волхвов значат для нас, современных людей? Если вдуматься, понимаешь, что золото - оно и есть золото: кто-то из-за него теряет разум, другие понимают, что это - суета сует. А ладан... ни одно богослужение не обходится без каждения. Благоухание ладана - это наши молитвы к Богу. В то же время священник всегда кадит и молящихся в храме верующих, подчеркивая, что на них нисходит Святой Дух. И хочется сказать, что вот так, сохраняясь века и столетия, действуют и на нас волшебные дары волхвов.

Алла Тагиева

 

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.