Газета "Вестник" №26 - 2010 г.

Сильнее смерти любовь

Посвящается Любови Васильевне Родионовой

 

2006460102_51323 мая - день памяти героя-пограничника Евгения Родионова, не отрекшегося от Христа и не предавшего своей Родины перед лицом мучительной смерти. По какому-то таинственному Замыслу дата его рождения совпадает с датой смерти. Как будто бы от рождения ему уготован был мученический венец. В этом году 23 мая Жене исполнилось бы 33 года.

На его могиле в Сатино-Русском, что под Подольском, снова полно людей. Она, похоже, становится одним из самых почитаемых мест современной России. Святость его подвига, как бы пробивая глухую стену непризнания ее официальными церковными властями, обнаруживается в «упорном» почитании русского юноши-солдата простым церковным народом, в мироточении его икон и даже фотографий, в многочисленных случаях чудесной помощи, являемой мучеником Евгением. Простые верующие сердца отвечают своей горячей любовью на его беспримерный подвиг любви ко Христу и Отечеству. Количество икон, посвященных воину-мученику Евгению, перевалило уже за сотню. Во многих храмах России стоят его образа. О нем слагают стихи и песни. О нем снимают фильмы, и не только у нас, но и в других странах. Вот и в нынешнее празднование его памяти к нему на могилу приехала съемочная группа из Голландии. Слава о Жене Родионове давно уже перешагнула за пределы нашей страны. Подвиг русского юноши-солдата обладает какой-то притягательной силой для людей различных стран и исповеданий. Как сказал один проповедник, «подвиг веры не имеет границ, и он славится сегодня по всему миру».

Нынче празднование памяти Жени Родионова совпало с Днем Святой Троицы, с Пятидесятницей. И, наверное, поэтому на могиле его в этот день так радостно и победно светило солнце...

А в прошлом году в этот же день с утра до вечера, не переставая, лил дождь. Помню, когда мы возвращались с кладбища Сатино-Русское, дождь со всей силы хлестал и барабанил по стеклам нашей машины, точно небо вознамерилось тогда пролить на землю все свои слезы. Иной раз казалось, что солнышко вот-вот выглянет из-за облаков: его лучи уже докрасна раскалили тучу, которая сдерживала их нетерпеливое стремление. Но видно слез в облачных сферах накопилось так много, что даже солнцу не удавалось осушить их и утолить небесную печаль.

«Плачь же русское небо! - мысленно взывал я к небу при виде этого ливня небесных слез. - Не о  молодом воине-герое плачь! Он и трое его друзей, вступившие в вечность из мрачного адского подвала боли, пыток и кровавых слез, уже не нуждаются в твоем плаче. О нас, о унылых современниках их, плачь, русское небо! Ибо молодыми и прекрасными жизнями приходится нам расплачиваться за свое духовное бессилие и равнодушие. Если у народа, возлюбленного Господом, охладеет ответная к Богу любовь, то в качестве расплаты за такое охлаждение Господь потребует у Своего возлюбленного народа жертву «чистую и непорочную», жертву из лучших сынов его. Таков непреложный Божий закон, ибо Бог есть «Бог ревнитель» (Исх. 20, 5). И как будто бы к нам, к нынешней России, а не к древнему Израилю, обращены эти грозные слова пророка: «Враги его стали во главе, неприятели его благоденствуют, потому что Господь наслал на него горе за множество беззаконий его; дети его пошли в плен впереди врага» (Плач Иеремии 1, 5).

 Русское небо плакало в день памяти пограничника Евгения Родионова и накануне Дня Пограничника (28 мая). Может быть, оно слезно умоляло своих обитателей Евгения, Андрея, Игоря и Александра - небесных стражей российских границ - помочь своим собратьям-пограничникам в их нелегкой службе.

А труд пограничника в наши дни как никогда тяжел и опасен. Крупных военных операций на Кавказе сейчас вроде бы нет, но постоянная неопределенность и непредсказуемость ситуации - когда нет ни мира, ни войны - изматывает. Затишье то и дело разрывается локальными стычками с боевиками. Каждый второй кавказец из мирного жителя легко превращается в боевика. Внезапный удар ножом из-за угла в спину всегда подкарауливает нашего воина-пограничника.

И это понятно. Развязанная против России война на самом деле ни на минуту не прекращается. «Творцы катаклизмов», форсирующие темпы построения своего мира без границ - государственных, моральных и духовных - давно уже объявили России войну. Великий печальник земли Русской, митрополит Петербургский и Ладожский Иоанн, еще 15 лет назад ясно сказал: «... Против России, против русского народа ведется подлая, грязная война, хорошо оплачиваемая, тщательно спланированная, непрерывная и беспощадная. Борьба эта - не на жизнь, а на смерть, ибо по замыслу ее дьявольских вдохновителей уничтожению подлежит страна целиком, народ как таковой».

Чечня - лишь эпизод этой войны. Хорошо известно, какие силы стояли за так называемыми «чеченскими сепаратистами» и вакхабитами. «Это уже начало третьей мировой войны. А вы все строчите, что это Чеченский кризис», - самоуверенно поучал журналистов Дудаев в 1996. Он хорошо знал, о чем говорит, знал, что он лишь одна из фигур в той большой игре против России, которую ведут его могущественные западные покровители и спонсоры. И как пишут, «нашим воинам здесь пришлось столкнуться с невиданным в истории России зверством и террором, направленным против интересов России, русского населения, в результате которых примерно из каждых сорока человек, проживавших ранее в Чечне, в живых остался один» (М.Ф. Бугай и В.Д. Сологуб).

Русский народ строители мира без границ приговорили к уничтожению потому, что он народ державный, то есть такой, который держит свою страну, свою государственность, держит свои границы и вековые культурные устои, выплавленные в Православии. И этим своим держанием он удерживает весь мир от падения в бездну. И когда окончательно будут уничтожены границы между добром и злом, препятствующие завершению процесса глобального всесмешения, тогда наступит конец. Сами творцы глобального хаоса это отчетливо понимают. Полную победу Запада над «империей зла», каковой для него является Россия, главный философ неолиберализма Лео Страусс осмысливает как «конец истории», «закат человечества». Этот пафос обреченности - свидетельство потустороннего характера вдохновения архитекторов хаоса. Они - люди ада. Они управляются из преисподней.

Мы видим, как враг одерживает сегодня одну победу за другой, расшатывая нашу государственность, наше сознание, наши души. Он проникает во все сферы жизни, подтачивает и разрушает несущие конструкции нашего физического и духовного бытия: социум, экономику, культуру, образование, армию. Мы несем значительные потери в этом столкновении двух, как говорят ученые, цивилизационных проектов. Специалисты оценивают наши потери цифрами, во много превосходящими цифры потерь в Великую Отечественную войну.

Также, как в 41-м, война застала нас неподготовленными. Только в отношении к современной глобальной войне приходится говорить о нашей духовной неготовности, а не материально-технической. И вот, казалось бы, лучшие наши части уже выведены из строя ... - в бой бросают необстрелянных. Но «сила Божия в немощи совершается». Я вспоминаю слова из проповеди священника, произнесенной в то дождливое 23-е мая на могиле Жени Родионова: «Ни политики, ни дипломаты, ни другие люди решали там в Чечне. В Чечне решали мальчишки 18-19 лет. Решали мальчишки, которые, может быть, до конца не понимали, что происходит в Первую Чеченскую, но которые встали и вынесли на своих плечах все тяготы той войны, сохранив нерушимыми границы Российской Федерации».

А это было время, когда против наших ребят разворачивалась беспрецедентная информационная компания растления. Режиссеры «реформ» вознамерились вытравить из их молодых душ все святое и героическое, стараясь веру, совесть, долг заменить «рыночными механизмами». Они поставили себе целью вывести породу неких зомби-россиян, эгоистичных и равнодушных к чужой боли, бесконечно потребляющих и наслаждающихся; без родины, без веры, без чести, без любви.

Из всех информационных каналов на нашу молодежь хлынули потоки русофобской злобы, лжи, разврата. 

Когда началась Чеченская война, наши Вооруженные Силы не ругал разве что  ленивый. «Правозащитники» наперебой кричали, что наши солдаты «агрессоры» и «оккупанты». «Ты вырастила убийцу, он пришел убивать мирных жителей», - «вразумлял» маму Жени Родионова главный «правозащитник» Сергей Ковалев. Наши мальчишки, неподготовленные и наспех вырванные из мирной жизни, были практически брошены в Чечне на произвол судьбы. Своими жизнями они вынуждены были расплачиваться за ошибки, халатность, продажность и предательство людей во власти и в военном командовании.

Но вопреки массированной пропаганде жизни без идеалов, принципов и чести там, на «гражданке»; вопреки звериной жестокости чеченских боевиков здесь, на войне, вопреки злобной и циничной компании шельмования армии, развернутой СМИ, вопреки предательству чиновников от армии в тылу - вопреки всей запущенной информационными технологами идеологии «непопулярной войны» - они, наши русские мальчишки, выстояли и победили.

И вот что поражает. Эта страшная «неизвестная» чеченская война вместо того, чтобы духовно добить их - а это главная цель, которую преследуют ненавистники России  - для многих и многих из наших ребят, ушедших на войну, явилась очищением. Война стряхнула с их душ все наносное, всю ту грязь, с которой пришлось им соприкоснуться «на гражданке». Так, небрежно нанесенная на стену храма грязная штукатурка по высыхании отпадает, обнаруживая под собой дивную древнюю фреску. Промыслом Божиим поставленные на грани между жизнью и смертью, они в этих экстремальных условиях обрели подлинных себя, представителей великой России, носителей ее веры, ее высших чаяний и идеалов. Кровавыми чеченскими тропами они вышли на просторы Святой Руси, туда, где, земля соприкасается с небом.

Евгений и трое его друзей отстояли свои внутренние, духовные рубежи. Пусть они не смогли отбить нападение на охраняемый ими пограничный блокпост. Они выполнили гораздо более важную стратегическую задачу. «Кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16, 25). И Господь прославляет сегодня Своего мужественного воина, победившего в брани, куда более жестокой и опасной, чем сражение с врагом в открытом поле.

Обычный парень, ничем особенно не выделявшийся из круга своих сверстников, Евгений Родионов не был «профессиональным верующим». Особенным благочестием он не отличался. Не рассказывают, чтобы он часто ходил в храм, усердно молился, ездил в паломничество по монастырям. Просто однажды, когда ему было 11 лет, он вернулся из церкви с крестом на шее, и ничто - ни насмешки сверстников, ни настойчивые требования матери, ни, в конечном итоге, зверские пытки  боевиков, - не смогли заставить его снять его. Голову сняли, а креста не сняли. Так с усеченной головой, но с крестом на шее он и был найден.

Но почему, спросит, быть может, кто-то, ореолом святости народная молва окружила только имя Жени Родионова? Ведь история Чеченской войны знает и многие другие имена. Принять ислам предлагали практически каждому нашему военнопленному. И большинство из наших молодых ребят, которые раньше, живя своей обычной молодой жизнью, со всеми ее увлечениями, ошибками и грехами, может быть, редко задумывались о Боге, когда перед ними встал выбор между смертью и жизнью ценой предательства родной веры и Родины, выбрали смерть. И вот одно из подтверждений этого поразительного факта: «16 апреля 2002 года в Ростове-на-Дону был закрытый суд, - вспоминает Любовь Васильевна Родионова. - Судили семнадцать российских солдат, воевавших на стороне боевиков... Среди них были двое рядовых, не выдержавших побоев, перешедших в ислам уже на третий день. Эти двое расстреляли тридцать девять наших пленных солдат, своих товарищей». Двое и тридцать девять - вот таким соотношением, а не количеством ракет,  определяется мощь России.  

Мне кажется, что народ почитает сегодня Евгения Родионова  не потому, что он явление исключительное, а потому что он один из многих. В его лице страна и Сам Господь прославляет всех воинов, сложивших головы свои за веру и отечество в современной войне за право оставаться русскими. Его слава - свидетельство того, что его мученический подвиг находит отклик в сердцах его современников, что идеалы Святой Руси остаются дороги для них, несмотря на все соблазны, падения, измены и поражения в войне глобальных сил тьмы против России. Как говорил прот. Александр Шаргунов, «иногда случается так, что реально живший человек становится своего рода символом, средоточием чувств, господствующих в определенный момент в душе народа, и становится в его сознании святым». В сегодняшней удушающей атмосфере «рыночного существования» с его культом наживы, разлагающего комфорта и холодного эгоизма, многие молодые люди сгорают, как бенгальская свеча, в пламени страстей, искусственно распаляемых служителями зла. Многие живут сегодня без идеалов, без будущего, не находя применения своим силам. Женя возвращает своим современникам и сверстникам Смысл, великий и древний, как сама Россия. Он - выразитель сокровенных чаяний, надежд и нереализованных стремлений современного молодого поколения. Поэтому он  так дорог нашим современникам. Он - святой нашего смутного безвременья. Женя Родионов вместе с другими мучениками Кавказской войны является олицетворением русской национальной идеи, которую постоянно ищут и никак не могут найти российские идеологи и политики. 

Очень хорошо сказал архимандрит Петр из Боголюбова: «Сатана за то ненавидит нашу землю и лютует против нее, что каждый русский - потенциальный православный, ибо сегодня еще лба не знает как перекрестить, а завтра он уже церкви строит».

Вот этого-то потенциала больше всего и боятся стратеги мировой закулисы. Они понимают, что пока существует этот потенциал, русская душа останется для них непредсказуемой и в этой своей непредсказуемости страшной и опасной. Всякий раз, когда она обращалась к этому своему природному потенциалу, вступали в действие какие-то непонятные для врагов России законы, и ... несметные полчища Тамерлана, некогда осадившие беззащитную Москву, вдруг поворачивали вспять; непобедимые армады Наполеона и Гитлера, покорившие полмира, находили свою погибель на просторах России, а сама она, казалось бы, окончательно уничтоженная Великой Смутой, вдруг воскресала, как феникс из пепла, на удивление всей Европы.

 

Продолжение следует

Инок Максим (Смирнов)

 

 

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.