Газета "Вестник" №18 - 2010 г.
Басма: загадочная и родная
Басма - тонкая и строгая, драгоценная и сдержанная. Этот вид искусства сегодня
переживает второе рождение. Басмой украшают
Икона "Одигитрия"
в басменном окладе из иконостаса
собора Рождества Богородицы Свято-Пафнутьева Боровского
монастыря
отдельные образа и целые иконостасы,
применяют ее и при декорировании церковной утвари, книг. В отличие от золоченой
резьбы, басма не отвлекает внимания от иконы, обрамлением которой является, но лишь
подчеркивает ее благородство. Расскажет о басменном искусстве Юрий Алексеевич Воронов,
руководитель мастерской «Басмикон».
- Как на Руси появилось басменное искусство?
- Басма как способ декорирования была тради-ционной технологией в Византии, где с ее помощью часто украшали алтарные преграды. Оттуда басменное искусство пришло на Русь.
Это очень гибкая, пластичная технология, она позволяет декорировать не только ровные поверхности (иконы, стены), но и объемы: колонны, выступы, карнизы. Само слово «басма» означает давление, натиск - оно отражает технологию басменного мастерства: давление доски-печати на материал, принимающий необходимую форму. Басмить - значит переносить изоб-ражение с матрицы на тонкий пластичный материал. Басмой мы называем и способ производства, и результат - пластину с нанесенным на ней изображением.
- Есть ли что-нибудь общее между названием улицы Басманной в Москве и церковным интерьером?
Улица Басманная в центре Москвы названа так не случайно, хотя производили ее жители вовсе не металлическую басму. Там находилась фабрика по печати, набойке на материале - по-русски мы говорим «набойная, печатная ткань», а на тюркский манер будет «басманная», то есть созданная с применением давления.
- С чего начинается работа мастера-басманщика?
- Сначала надо сделать матрицу с неким орнаментом, рельефным изображением. Можно выполнить ее из дерева, камня, но это недостаточно стойкие материалы, они могут повреждаться при работе. Поэтому и пришли к тому, чтобы отливать матрицу из металла. После отливки догравировывают, дочеканивают, припаивают детали, добиваясь необходимой четкости рисунка. И вот матрица готова, она - эталон, по которому будет строиться рисунок.
- В создании басменного церковного интерьера участвует не один басманщик?
- Безусловно. Для начала следует привлечь профес-сионального
архитектора, который, опираясь на традиции и учитывая пожелания заказчика, разрабатывает
проект. Предлагается эскизный вариант. Если он принят, делаются чертежи архитектурной
деталировки. По ним заказывается «столярка», ведь басма должна набиваться на деревянную
основу. Вместе с архитектором мы «раскидываем»: куда какой орнамент - чтобы все
было гармонично и по масштабу, и по характеру рисунка. Когда это сделано, басмач
(басманщик) приступает к работе. Он изготавливает металлические
Фрагмент иконостаса храма в честь святого Иоанна Предтечи, г. Малоярославец.
Басма — Ю. Воронов,
автор проекта — А. Есинский.
пластины, покрытые
басменным рисунком (собственно - басму), монтирует их на архитектурные элементы,
которые, в свою очередь, потом крепятся на основу - «тело» иконостаса. Часто к работе
привлекается мастер, который выполняет гальванические покрытия по металлу басмы.
Например, портал Царских врат: сами врата, столбики, сень, коруну - нередко заказывают
позолоченными. Кстати сказать, можно покрыть металл и сусальным золотом (серебром)
на лак. Как видите, работа по украшению интерьера басмой - дело многоэтапное и кропотливое.
Оно требует аккуратности и точности - чтобы все совпало и по строю рисунков, и по
цвету... И вот, наконец, все необходимое выполнено и перед нами предстает иконостас
со всей его архитектурой: порталом Царских врат, диаконскими дверями, «гуськом»,
горизонтальными тяблами, иконами. Проект воплощен в «материале». Когда заканчиваешь
работу и видишь результат, испытываешь настоящее творческое удовлетворение.
- Отличалась ли работа древних мастеров от труда их современных собратьев?
- Конечно, у нас сегодня больше возможностей. Так, технологии, которыми владели древние мастера, не позволяли отливать матрицы, выковывать пластины большого размера. Поэтому басму и создавали из небольших пластин. Рисунок делали рапортным, т.е. повторяющимся. Сдвинув его на величину рапорта, вы получаете продолжение орнамента, который удваивается, утраивается и т.д. Впрочем, этот метод с успехом применяется и сегодня.
- Какие технологии близки к басме
и в чем их различие?
Фрагмент басменного оклада
- Пожалуй, ближе всего - резьба и чеканка. Им так же, как и басме, свойственна орнаментальность. Резьба - более глубокая, резкая, выпирающая. Басма же сдержанна и деликатна, она создает фон, на котором выделяются объемные элементы, украшенные тонким басменным орнаментом. В технике чеканки рисунок на изделие наносится единичными ударами молота по гладкому или фигурному чекану. Так - удар за ударом - создается рельефный узор или фигура. Чеканка представляет собой штучную, трудоемкую, скульптурную работу. Басма же - технологическое развитие чеканки. Как тиражная технология, басма позволила удешевить и ускорить процесс декорирования изделий.
Фрагмент Царских врат и иконостаса собора Свято-Пафнутьева Боровского
монастыря. Басма — Ю. Воронов,
автор проекта — А. Есинский.
- Басма - это, в первую очередь,
орнамент. Какова его роль в православном искусстве, где, как известно, каждая деталь
несет в себе духовный смысл?
- Красота и богатство орнамента в церковном убранстве символизируют рай, являя его в виде прекрасного сада. Именно поэтому в орнаментах, в том числе и басменных, преобладает растительный узор. Интересно, что часто в средневековых декорах встречаются противоречивые сочетания: например, и молодой побег, и цветок, и зрелый плод на одном растении. Таким способом передается идея цикличности жизни и постоянного обновления в природе. Украшая храмы,мы в меру своего понимания и возможностей стараемся приблизить их к образу рая, Царствия Небесного.
- А орнаменты, наносимые на басменное изображение, могут быть весьма разнообразны...
- Они бывают геометрическими или растительными, мелкими или крупными, фоновыми или рядными, фигурными и т.д. Архитектурная форма, которая предлагается к убранству, благоприятствует многообразию. Один и тот же орнамент будет различно смотреться на плоскости и, например, на колонне. Кстати, стоит отметить, что басма «любит» объем: колонки, фризы, «гуськи», «дыньки» - убранные басмой выпуклые детали оживляют пространство храма, а мерцающее отражение свечей и лампад разливается бликами невещественного света, в котором пребывают святые...