Газета "Вестник" № 21 - 2016 г.
Неведомый фронт
Одиннадцатого марта 1941 года Конгрессом США был принят закон о ленд-лизе. По этому закону Соединённые Штаты Америки передавали союзникам по антигитлеровской коалиции (Советскому Союзу) взаймы или в аренду военную технику, оружие, боеприпасы, снаряжение, стратегическое сырьё и продовольствие. В годы Второй мировой войны американский народ протянул руку помощи советскому народу, сражавшемуся с фашистской Германией.
Герой рассказа, военный лётчик Павел Фёдорович Морозов, перегонял по ленд-лизу (договору) американские самолёты союзников на советскую территорию.
Историей о военном лётчике и фотографиями из семейного архива поделились его родственники, семья Суворовых из села Белкино Боровского района, его сын, член Союза Писателей СССР Морозов А. П., племянница лётчика Заболотная Е. В.
Павел Фёдорович Морозов родился в 1909 году в Харькове и трагически погиб в 1943 году на «особом» фронте «ленд-лиза».
«Он был военным лётчиком и гордостью нашей православной семьи. Служил примером во всём. Его ясные голубые глаза светились каким-то необыкновенным светом доброты», – вспоминает его племянница Елена Вацлавовна Заболотная.
…Павел служил в Москве, в лётном полку. Поздно возвращался домой из лётной части, снимал лётный мундир, выходил на кухню и говорил всем: «Добрый вечер», а потом добавлял: «Какой же я голодный!» Мать суетилась вокруг него и ласково ворчала каждый раз: «Паша, когда ты женишься? Какой мужчина вымахал, а всё у материнского подола трёшься. Мне нужна помощница на кухне».
Павел отвечал: «Когда мне женится, мама? Я редко по земле хожу, всё в небесах летаю. А девушки по облакам не гуляют. Разве мало у тебя помощников?» После ужина Павел засыпал, уставший, мёртвым сном. Все переходили на шёпот, стараясь его не беспокоить.
Однажды Павел пришёл домой взволнованным: «Я получил новое место назначения – в Крым. Буду служить в Ялте, в морской авиации».
«Ялта – это хорошо, но это значит, что мы тебя не скоро увидим…» – сказала мать печальным голосом. – В Крыму всегда было неспокойно.
Десять лет после гражданской войны прошло – и не знаешь, чего там ждать… Паша, ты там осторожнее…»
«Мама, мы люди военные, самые осторожные из всех осторожных, и 1931-й год это не 21-й», – успокоил её Павел.
Улетел наш лётчик на новую базу. Варвара тосковала о сыне. Но её печаль вскоре превратилась в радость. Наш Павел женился. В отпуск вернулся с женой Изабеллой Николаевной Корниловой, которую кратко называл Изой, но чаще всего, с любовью, просто Белкой.
После приезда домой и торжественного ужина, молодая пара вскоре отправилась на каток, что находился на Петровке, а дедушка и бабушка долго и взволнованно шептались между собой на кухне. Снохе они уделяли особое внимание, как новому члену семьи.
Павел сиял от счастья, а вся семья – три сестры и два брата – немного ревновала его к жене.
У жены Павла, Изабеллы, была непростая жизненная история и имя, несвойственное для русских девушек. Предки её матери Виктории Карловны были родом из Прибалтики. Отец, по фамилии Римша, служивший полковником в медицинском полку царской армии, имел благородное австрийское происхождение – был дворянином. Но семейное счастье рухнуло в одночасье.
После Октябрьской революции 1917-го года и свержения самодержавия большевиками в стране началась гражданская война. Высшие чины пошли за безбожниками и предали совестливого православного царя. Николаю II пришлось отречься от престола, хотя он держал Россию на высоте. Шла Первая мировая война. Успехи на фронте после Брусиловского прорыва были очевидны. Германцев, наконец-то, погнали. Но революция всех взбудоражила. Фронт упустили. Царя потеряли.
Солдаты – люди подневольные. На верность царю и Отечеству много веков присягали. Верой и правдой Отечеству служили, воюя за свободу России. Всё перевернулось. Люди не знали, куда кинуться, за кем идти. После поражений белых армий Юденича под Петербургом и Деникина на Украине вся питерская интеллигенция бежала в Крым спасаться, думая, что юг останется под контролем Врангеля, который спасёт остатки белой гвардии (царской) от разгрома. Белогвардейская армия Колчака воевала за Уралом, отступая к Омску.
В это страшное время в Крыму оказалась семья Виктории Карловны Римша. Муж её, воевавший в армии генерала Врангеля, пропал без вести во время военных действий. Виктория с маленьким ребёнком оказалась брошена на произвол судьбы.
Армия Врангеля отступала к Чёрному морю. Её остаткам пришлось спешно садиться на корабли и навсегда покинуть страну. Плакали те, кто уплывал, прощаясь с родными берегами навсегда. Отчаялись те, кому не хватило места на корабле, потому что их ждала расправа красноармейцев. Тяжёлое было время. Не сразу народ разобрался, что делать, куда идти, за кем идти, как спастись от расстрела, в каких краях искать правду? Пострадало много безвинных людей.
Крым был переполнен войсками. И белыми, и красными. Везде рыскали красноармейцы, добивали остатки царской армии. Везде патрули, проверка документов…
Выбраться с полуострова было не просто. Тысячи людей осаждали вокзалы. Начался голод. Те, кому удалось вырваться, радовались, что остались в России и вернулись к семье.
Виктория Карловна с маленькой дочерью Изабеллой пыталась сесть на поезд, заполненный военными, но это не удалось. Один из офицеров наблюдал из окна поезда за отчаянными попытками женщины с ребёнком пробраться к вагону, чтобы покинуть голодный край. Толпа оттесняла её. Малышка плакала, кричала, сдавленная напирающей толпой.
Военный крикнул из окна: «Давайте я увезу вашего ребёнка. Мы с женой удочерим её, спасём от голода, а потом вернём вам. Это лучший выход. Она умрёт здесь от истощения. Я живу в Москве. Запоминайте адрес: улица Новослободская… Я – честный офицер русской армии». Окно вагона опустилось вниз до упора. Офицер протянул руки за ребёнком.
Что оставалось делать Виктории Карловне? На вокзале творилось что-то страшное. Бедная женщина доверилась офицеру и не пожалела об этом в дальнейшем. Девочку удочерили, дали ей фамилию Корнилова, выучили в школе. Приёмные родители-москвичи держали связь с родной матерью Изабеллы. Со временем стали возможны частые встречи двух семей. Девочка выросла и осталась жить в Москве. Виктория Карловна – в Крыму. Она была женой военного и, поэтому устроилась на работу в привычную ей атмосферу, в лётную воинскую часть, которая находилась в Ялте. Работала в буфете.
Однажды увидела в части нового лётчика. Загорелый голубоглазый мужчина выделялся необыкновенной красотой и выправкой. Он зашёл в буфет и приветливо побеседовал с Викторией Карловной. «Кто это?» – спросила женщина у сослуживца. Тот ответил: «Это Павел Морозов. Мировой парень! Первоклассный лётчик! И – главное, очень ответственный человек. Такого можно и вне очереди обслуживать. Между прочим, ещё не женат».
«Вот бы девочке моей такого мужа», – мечтательно подумала Виктория Карловна. – Чудеса иногда случаются, если Господь благоволит».
Она отбила срочную телеграмму дочери: «Ищи денег и немедленно приезжай. Твоё личное счастье может здесь состояться».
Изабелла доверилась материнскому чутью. Прилетела лёгким пёрышком. Вбежала к матери. Обнялись… Столько лет порознь...
«Деточка, я хочу, чтобы ты была счастлива. Твой суженый здесь, и ты узнаешь его, как только увидишь. Я уверена, что он тебе понравится. Это ангел. Его не спутаешь ни с кем. Он – особенный! Лётчики – народ занятой. Никуда из части не выходят. Ты будешь здесь единственной королевой».
Никто из лётчиков не знал о приезде Изабеллы. Шли учения.
…Они всё-таки познакомились. Случайно – не случайно?
Мать не описала внешности Павла. Изабелла сама догадалась, кто этот человек, когда с аэродрома прибыли военные лётчики.
Несколько мужчин одновременно вошли на территорию части. Но один из них почему-то сразу остановился, увидев Изабеллу. Их взгляды встретились…
Эти два незнакомых человека не могли отвести глаз друг от друга. Сердца замерли в радости от встречи и одновременно трепетали в каком-то небывалом страхе предполагаемой возможной потери. Павел понял, что медлить нельзя. Душа почувствовала своего, родного человека. Интуиция, как Божий знак, не дала ему обмануться.
«И она это почувствовала!» – мелькнула мысль у Павла.
Юноша и девушка, не замечая окружающих, устремились навстречу друг другу, будто много лет ждали этой встречи. Любовь вспыхнула обоюдно с первого взгляда.
Товарищ Павла, Михаил, недоумённо пожали плечами: «Только вчера он говорил нам, что у него нет девушки…»
«Наверное, в кабине бомбардировщика привёз», – засмеялись парни.
«Пошли, пошли, – потянули Михаила за рукав лётчики. – Нечего на чужое счастье смотреть. Он намеренно не открылся нам, чтобы никто не увел его прекрасную блондинку».
Павел даже не оглянулся на шутки товарищей. Он ничего не слышал и не чувствовал под собой ног, устремляясь к той, о которой мечтал всю жизнь.
«Вы ко мне?» – просто и естественно спросил Павел у девушки, будто другого варианта не могло существовать. Радость сияла в его голубых глазах.
«К вам…» – ответила изумлённая Изабелла…
…Девушка осталась в Ялте.
Окончание следует...
Татьяна Квашнина