Газета "Вестник" № 42 - 2015 г.
Духовная связь Никиты Серпуховского и Пафнутия Боровского
15 (28 по новому стилю) сентября Церковь празднует день памяти преподобного Никиты Костромского, Серпуховского и Боровского, ученика и родственника преподобного Сергия Радонежского, а также духовного отца, учителя и наставника преподобного Пафнутия Боровского.
Преподобный Никита родился примерно в 60-е годы XIV века (по некоторым источникам, в 1365 году) в Подмосковье, в семье благочестивых христиан. Считается, что его семья состояла в родстве с преподобным Сергием Радонежским. Имея перед собой пример святого старца, отрок, нареченный при рождении именем Иоанн, возрастал в благочестии, ходил в Троицкий монастырь, выполнял там послушания, а затем был пострижен в монахи с именем Никиты. Преподобный Сергий благословил ученика словами: «Отныне, монах Никито, предаю тебя в руки Божии. Всемилостивый Господь да будет тебе Заступником. Гряди в Серпуховскую Высоцкую обитель. Господь призывает тебя к трудам, а после отшествия моего к Богу гряди на север, для основания в Костроме Святой обители». По слову своего учителя монах Никита начал свой монашеский путь в Высоцком Богородицком Зачатьевском монастыре близ Серпухова.
В 1396 преподобный Никита стал третьим игуменом Высоцкой обители, после кончины второго игумена – преподобного Афанасия Высоцкого Младшего, и успешно управлял монастырем в течение девятнадцати лет. Как и его предшественники, он проводил жизнь в строгом подвиге и непрестанных заботах о благоустроении обители. После разорительных набегов Едигея в 1408 году и литовского князя в 1409 году настоятельские попечения преподобного Никиты еще более умножились. От непомерных трудов, перенапряжения физических и духовных сил он начал терять зрение и в 1414 году удалился на покой в Боровск, в недавно основанный там монастырь.
Место для боровского монастыря было выбрано на высоком обрывистом берегу реки Протвы и так же, как и в Серпухове, называлось Высокое. Основателем и первым духовником Высоко-Покровского Боровского монастыря по преданию был еще один ученик Сергия Радонежского – преподобный Никифор. Старец Никифор был уже преклонных лет и прожил в обители приблизительно четыре года; на смену ему и пришел преподобный Никита, ставший старцем и духовником братии, а также духовным отцом и наставником молодого инока Пафнутия, будущего основателя и первоигумена Рождества Богородицы Боровской обители.
Ученик преподобного Никиты, нареченный во Святом Крещении Парфением, от рождения был тих и смиренен, любил уединение и молитву, чтение Священного Писания и жития святых Божиих угодников. По достижении восемнадцати лет он оставил мир и поступил в Боровский Высоко-Покровский монастырь, где принял от игумена Маркелла монашеский постриг с именем Пафнутий. Игумен Маркелл, распознав в молодом иноке будущего подвижника, отдал его в послушание старцу Никите.
Это благодатное послушничество продолжалось около семи лет. Вот как пишет об их жизни преподобный Иосиф Волоцкий, ученик преподобного Пафнутия: «Видехом святаго отца нашего Пафнутия, иже бяше ученик ученика Сергиева, старца Никиты, архимандрита монастыря Высоцкого, с ним же и довольна лета пожихом и видехом его труды и злострадания, подвиги и поты и худость ризную, твердую к Богу веру и любовь, и еже к Пречистой Богородице известную надежду».
В 1421 году преподобный Никита оставил боровскую обитель, чтобы по благословению своего учителя преподобного Сергия направиться на север, в Кострому. Он звал с собой и своего любимого ученика, но игумен Маркелл не отпустил его. Инок Пафнутий по благословению настоятеля остался в Высоко-Покровской обители. Постепенно Пафнутий из юного послушника превратился в опытного монаха, подвижника и был избран братией и Боровским князем в игумены обители. Возведение его в игуменский сан совершил преосвященный Фотий, митрополит Киевский и всея Руси.
Духовное чадо преподобного Никиты, преподобный Пафнутий стал истинным духовным внуком святого Сергия. Он так же, как Троицкий игумен, воспитывал братию собственным примером, с любовью и смирением врачевал их духовные недуги, заботился о необходимых припасах, о строительстве новых келий. Во всех монастырских трудах он был первым и брал на себя самую трудную и нелюбимую братией работу. Вот как описывает эти годы жизни святого Пафнутия его ученик, святитель Ростовский Вассиан (Санин): «Усердствуя в подвигах, преподобный Пафнутий во всем искусен был, как подобает пастырю, о пастве заботясь, и во всем примером был стаду, и всегда неправды уклонялся, правде прилежал, беспрестанно работал Господу день и ночь: днем в монастырских службах прежде всех находил работу, ночь в молитвах проводил. Были многие труды его к Богу исполнены подобающего опасения и благоговейного страха. Блаженный весь источал радость, с трепетом растворенную видя сие старание и усердие, Всесильный и Всевидящий Бог не только почтил его даром рассуждения, но и другими сокровищами Духа: так, по виду некоторых он мог познавать страсть их души, иные во сне представлялись его духовному зрению».
Т. Шаибова