Газета "Вестник" № 21 - 2015 г.

Храм Архангела Михаила

Ещё в начале XIX в. в пределах Калужской губернии большинство сельских церквей оставались деревянными, сооружёнными преимущественно в конце XVII либо в течение следующего XVIII столетия. Судя по сохранившимся их описям, они нередко имели очень традиционное, оформившееся типологически в средневековый период, внутреннее убранство, со строгим тябловым иконостасом и устойчивой иконографической системой, с многочисленными серебряными венчиками и привешенными ювелирными украшениями. Каменные церкви встречались сравнительно редко, главным образом в богатых помещичьих вотчинах. Положение заметно меняется после Отечественной войны 1812 г.: место деревянных стремительно начинают занимать построенные из кирпича, причём иногда они оказываются буквально рядом с продолжающими существовать, вопреки предписанию консистории, прежними деревянными. Всё же в целом процесс вытеснения церковного деревянного зодчества каменным в Центральной России затянулся вплоть до начала 1900-х гг. Примером тому может служить доныне сохранившаяся, несмотря на минувшее лихолетье, церковь Архангела Михаила в с. Красном близ Боровска, построенная в 1910 г., рядом с деревянным храмом 1774 г.

История самого с. Красного прослеживается с середины XV в., когда оно являлось княжеским и переходило от одних владельцев к другим. Не исключено, что где-то невдалеке мог существовать и княжий Красный двор, подобно тому, как это имело место в древнем Киеве, вблизи от основанного князем Всеволодом Ярославичем в 1070 г. Михайловского Выдубицкого монастыря. Выбор для постройки столь неудобного места над днепровской кручей, опасного и близкого к обрыву, как выясняется, не был случайным: киевляне строили храм по образцу раннесредневековых ораториев архангела Михаила, являвшегося на горных высотах. Таким образом, учитывалась усвоенная архангелу «исключительная роль в союзе неба и земли в борьбе светлого и тёмного начала в космосе истории». Как в Византии, так и в средневековой Руси архангела Михаила почитали как пособника христианам в их борьбе с неверными, покровителя города и правителя. Отсюда обилие посвящённых архангелу Михаилу храмов: в Киеве, Переяславле, Чернигове, Смоленске, Новгороде, Владимире и позже — в Москве. Именно, для последнего из них в 1466 г. дочь боровского князя Ярослава и жена верейского князя Михаила Андреевича Елена вышивает замечательную плащаницу-воздух, в память о своём семействе. К счастью, это произведение чудом сохранилось до наших дней в числе немногих образцов лицевого шитья середины XV в. Таким образом, за названием села и за посвящением его церкви, возможно, тоже восходящим к тому самому времени, стоит давняя традиция. Село явно должно было иметь свой храм.

При отсутствии данных письменных источников очень трудно (если только вообще возможно) реконструировать историю села и его прихода. В этом плане с. Красное — не исключение. Казалось бы, утрачено всё: документы, исторические предания, прежняя церковная постройка со своей утварью. Однако всё же сохранились принадлежавшие храму царские врата рубежа XVI–XVII вв., благодаря тому, что в 1897 г. оказались переданы в только что организованный в Калуге Исторический музей. Совсем недавно они явились предметом специального изучения, результаты которого позволяют говорить о существовании в с. Красном храма значительно раньше того, чем появляются о нём первые упоминания. Судя по иконографии и стилю живописи врат, Боровский уезд около 1600 г. не был в культурном отношении захолустьем. Вероятно, в определённой мере сказывалась и близость Пафнутьева монастыря, древности которого в своей сохранившейся части всё еще ждут своего внимательного и вдумчивого исследователя.

Удивительно подробно документирована история сооружения существующего храма архангела Михаила в с. Красном, позволяющая судить вполне объективно о светлых и теневых сторонах приходской жизни прошлого, о социальной предопределённости некоторых явлений, о столкновении индивидуальных характеров. Порой важным оказывается даже не то, что написано, а читаемо между строк. Порой подобные мелочи повседневной жизни как бы заслоняют главное, то хорошее, что существует в жизни, что побуждает людей прилагать значительные усилия во имя благой цели. Этой целью было сооружение храма, органически связанного с природным рельефом, и видимого уже издали. За время строительства в приходе сменилось четыре священника, но прихожане остались те же, и сегодня живы их потомки, хочется надеяться, способные оценить подвиг своих предков. Приходится лишь пожалеть о том, что в течение Синодального периода русской церковной истории было утрачено прихожанами чувство собственности относительно своего храма: иначе вряд ли удалось бы одному из «наёмников» выкрасть и продать иконостас, выполненный в 1910 г. именно для с. Красного, теперь оказавшийся на Орловщине.

Прошлое нельзя вернуть, но из сделанного можно извлечь урок. Сегодня научились ценить не только древние церковные сооружения, но и возведённые в начале 1900-х гг.: среди них есть достаточно красивых, просторных, изящных, заслуживающих высокой оценки. Церковь Архангела Михаила в с. Красном несомненно принадлежит к их числу. Грустно лишь, что она дошла до настоящего времени опустошенной, причём не во время военных действий, и даже не в ходе антирелигиозных кампаний. Совершено святотатство в мирное время, а этого явно можно было избежать.

Храм за столетие своего существования многое успел увидеть и пережить, стоя на виду у древнего Боровска. Хочется пожелать его приходу более счастливой судьбы. Да сохранит его Господь Бог, предстательством архистратига Михаила и святителя Николая, которым посвящены алтари этого святого храма!

И последнее, о чём надо сказать. Никогда буквально всё не исчезает бесследно. Должно было что-то сохраниться и из утвари церкви Архангела Михаила в с. Красном: в соседних боровских храмах или в домах прихожан. Обычно особенно бережно относились к древней храмовой иконе, и при стихийных бедствиях её выносили первой, равно как и передавали в новосооружённый храм. Был ли этот обычай соблюдён в данном случае, — нам неизвестно. И всё же хочется надеяться, что со временем удастся прояснить судьбу утвари, не из драгоценных металлов, которая уничтожается первой, а тех икон, перед которыми молились многие поколения.

 

* Все даты до 1918 г. каждой статьи даются по старому стилю, соответственно последующие – по-новому.

 

В. Г. Пуцко, научный сотрудник

Калужского областного художественного музея

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.