27 февраля 2013г.

Международная научно-практическая конференция

 Международная научно-практическая конференция  «Церковное шитьё в современной жизни православного храма»

20-22 февраля 2013 года

г. Боровск

 

Ровно 10 лет назад, а именно 28-30 января 2003 года на базе Православного Свято-Тихоновского Богословского Института прошёл первый научно-практический семинар «20 лет возрождения церковного шитья». С 2004 года стали проводиться Ежегодные православные выставки-конференции «Традиции и тенденции современного церковного лицевого и золотного шитья». Последняя проходила в Вологде осенью 2010 года и поэтому вышивальщицы были очень рады приглашению в Боровск.

 

20-22 февраля 2013 года в рамках XIV Свято-Пафнутьевских образовательных чтений в Боровском историко-краеведческом музее состоялась Международная научно-практическая конференция «Церковное шитьё в современной жизни православного храма».

 

Необходимо отметить особый интерес этого музея к церковному шитью. Дело в том, что с 21 декабря 2012 года по 25 апреля 2013 года в его стенах проходит выставка «Летописные страницы. Церковное шитьё и утварь из Благовещенского кафедрального собора г. Боровска». Большую часть экспозиции составляет  церковный текстиль никогда не закрывавшегося собора. Она включает в себя предметы богослужебного обихода разного времени, XVII века до начала XXI, не только чудом сохранившиеся старинные, но и новые, выполненные вышивальщицами Золотошвейной мастерской собора.

 

Первый день конференции был посвящён встрече гостей и монтажу выставки. Мастерицы привезли Плащаницы, покровы, хоругви, литургические комплекты, пелены, закладки, миниатюры, облачения, митры. Среди них были как новые, так и уже используемые в богослужениях предметы, вышитые в 2000-2012 годах.

 

Высокий технический уровень исполнения работ свидетельствует о завершении этапа восстановления техник церковного шитья. Тридцать лет назад, в самом начале возрождения этого церковного искусства их освоение было самой острой проблемой, так как утрата преемственности сочеталась с недоступностью памятников церковного шитья. Степень церковной и художественной содержательности привезённого церковного шитья говорит об определённом успехе и стремлении мастериц к совершенствованию своего художественного образования. Особенный интерес и вопросы вызвали работы из Киева и Минска.

 

Второй день начался с молебна в Благовещенском кафедральном соборе. Осмотрев храм, гости переместились в музей, где была развернута большая выставка церковного шитья. 100 предметов из ризницы собора, из них 80 -церковный текстиль, и 100 работ, привезённых мастерицами.

 

 

В работе конференции приняли участие более 100 гостей из 26 городов России, Белоруссии и Украины. Приехали не только вышивальщицы, но и историки, искусствоведы, реставраторы по ткани, конструкторы-технологи церковных швейных изделий. Они стремились увидеть последние работы коллег и познакомиться с новыми. Известные, давно сложившиеся и успешно работающие, мастерские поделились опытом своей работы, что с большим вниманием было встречено мастерицами только-только создающихся, а также начинающими вышивальщицами. В течение трёх дней они обменивались мнениями по серьёзным вопросам развития современного церковного искусства, обсуждали актуальные вопросы дальнейшего развития церковного шитья.

 

Список мастерских принявших участие в этой конференции ярко свидетельствует о заинтересованности мастериц в таких встречах.

 

Мастерские учебных заведений:

1.    Мастерская Кафедры церковного шитья Факультета церковных художеств Свято-Тихоновского гуманитарного университета (Москва) - преподаватель Денисова М.Е.

2.    Мастерская Кафедры золотного и лицевого шитья Православного гуманитарного института «Содействие» (Москва) - ректор Кондратьев П.О., преподаватели Дремлюга О.,  Трайнина С.Е.

3.    Мастерская Отделения лицевого шитья Иконописной школы при Московской Духовной Академии (Сергиев Посад Московской области) - преподаватели Бирюкова М. В., Горошко Т.А.

4.    Школа церковной вышивки Золотошвейной мастерской «Убрус» при Успенском подворье Оптиной пустыни (Санкт-Петербург) - руководитель Катасонова Е.Ю., преподаватель Драчева Е.Н.

 

Мастерские, работающие при монастырях:

5.    Мастерская «Покров» при Константино-Еленинском женском монастыре (Санкт-Петербург) - руководитель Казарина В.Б.

6.    Золотошвейная мастерская при Донском мужском монастыре (Москва) - руководитель Староверова И.Э.

7.    Золотошвейная мастерская при Новодевичьем женском монастыре (Москва) - руководитель ин. Ольга (Валкова).

8.    Золотошвейная мастерская при Иверском женском монастыре (Самара) - руководитель мон. Стефана (Вахрушева).

9.    Золотошвейная мастерская при Свято-Троицкий Ионинском женском монастыре (Киев) - руководитель Петрова Е.А.

 

Мастерские, работающие при храмах:

10.     Золотошвейная мастерская при Благовещенском кафедральном соборе (Боровск, Калужской обл.) - руководитель Орлова М.М.

11.     Мастерская при Храме новомучеников и исповедников Российских (Москва) - руководитель Рябенко И.

12.     Мастерская лицевого и золотного шитья при церкви Успения Божией Матери в Колмово (Великий Новгород) - руководитель Лепшина Л.А.

13.     Творческая мастерская «Тавифа» (Минск) - руководитель Зенкевич Е.Е.

14.     Золотошвейная мастерская праведной Тавифы при храме великомученика Георгия Победоносца (Ростов-на-Дону) - руководитель Жилинская Е.

15.     Золотошвейная мастерская при храме Всех святых в Земле Российской просиявших (Ростов-на-Дону) - руководитель Манхаян Н.В.

 

А также представители: Спасо-Бородинского женского монастыря (Можайск Московской области), храма св. блгв. кн. Бориса и Глеба в Белкино (Обнинск Московской области), храма Всемилостивого Спаса в Красных рядах (Кострома), храма Архангела Михаила (Сасово Рязанской области).

 

Вышивальщицы из городов: Волхова Ленинградской области, Пскова, Боровска, Вологды, Киева, Вязьмы Смоленской области, Химки Московской области, Ставрополя, Егорьевска Московской области, Челябинска.

 

С приветственным словом к гостям конференции обратились:

­       директор Калужского областного краеведческого музея Бессонов В.А.,

­       заведующий Боровского историко-краеведческого музея Морозов А.М.,

­       глава администрации МО «Боровский район» Новосельцев Г.С.,

­       настоятель Благовещенского кафедрального собора протоиерей Димитрий Орлов,

­       насельник Свято-Пафнутьева Боровского мужского монастыря иеромонах Савва (Петрушко),

­       председатель Межвузовского иконописного совета, ректор Православного гуманитарного института «Содействие» Кондратьев П.О.

 

На конференции с сообщениями выступили:

1      «Художественное шитьё в русском храме с XIIпо ХХ столетия» - ст. научн. сотр. Калужского областного художественного музея, искусствовед Пуцко В.Г. (Калуга),

2      «Вклады лицевого шитья царицы Марии Нагой» - ведущий научный сотрудник Отдела реставрации тканей ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря, канд. искусств. Силкин А.В. (Москва),

3      «Пафнутий Боровский в лицевом шитье» - главный редактор журнала «Убрус», руководитель Золотошвейной мастерской  «Убрус» при Успенском подворье Оптиной пустыни Катасонова Е.Ю. (Санкт-Петербург),

4      «Разработка конструктивных параметров деталей стихаря» - доцент Кафедры художественного моделирования, конструирования и технологии швейных изделий  Московского государственного университета дизайна и технологии, канд. техн. наук Холоднова Е.В. (Москва),

5      «Генезис и эволюция композиционных особенностей епитрахилей» - руководитель мастерской «Покров» при Константино-Еленинском женском монастыре, канд. искусств. Казарина В.Б. (Санкт-Петербург),

6      «Анализ конструктивных дефектов фелони» - профессор Кафедры художественного моделирования, конструирования и технологии швейных изделий  Московского государственного университета дизайна и технологии, докт. техн. наук Золотцева Л.В. (Москва),

7      «Нетрадиционные и негативные тенденции в современном церковном текстиле» - канд. искусств. Хребина Т.В. (Санкт-Петербург).

 

Все желающие смогли познакомиться и освоить новые приёмы шитья на двух проведённых мастер-классах.  

Первый - «Технический приём шитья «в прикреп» епитрахили из Ярославского Архиерейского дома (вторая пол. XVII века)» был представлен Кафедрой церковного шитья Факультета церковных художеств Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Со вторым -   «Техника шитья пёрышек ангелов на примере Плащаницы (1598г.) вклада кн. И.И.Голицына в Свято-Троице-Сергиеву Лавру» знакомила Кафедра золотного и лицевого шитья Православного гуманитарного института «Содействие».

 

Завершился второй день конференции представлением руководителями своих мастерских церковного шитья.  Они поделились воспоминаниями о начале творческого пути, рассказали о своих единомышленниках, поведали о радостях и трудностях первых шагов, чудесах и явной помощи Божией в неразрешимых ситуациях. Знакомства и личное общение друг с другом продолжились за горячим чаем. И если бы не предстоящий, насыщенный событиями, день чаепитие продолжилось бы допоздна.

 

Утро следующего дня началось с обсуждения резолюции Боровской конференции. Развернулась острая дискуссия, в результате которой были выработаны конструктивные предложения по самым животрепещущим вопросам, касающимся дальнейшего развития такого вида церковного искусства как церковное шитьё.

 

Результаты конференции 2013 года позволяют сделать вывод о необходимости регулярных встреч вышивальщиц. Они всегда дают пищу для размышлений, ведут к более полному пониманию значения церковного шитья в богослужебной практике, поддерживают мастериц морально и творчески. Позволяют обмениваться опытом, заимствовать новые композиционные приёмы, осваивать сложные техники шитья, знакомиться с оригинальными технологическими решениями. Дают заряд энергии, вдохновляют и служат катализаторами работы над новыми проектами. Всё это способствует привлечению всё большего круга лиц к уникальному виду искусства.

 

Потом гости знакомились с историей Боровска и его окрестностей. После обзорной экскурсии по исторической части города они отправились в Малоярославец, где посетили Военно-исторический музей Отечественной войны 1812 года и Музей-диораму «Малоярославецкое сражение», а также Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь. Во второй половине дня побывали в Пафнутьев-Боровском мужском монастыре. После монастырского обеда в Трапезной палате посетили музей, осмотрели церковь святого пророка Илии и собор Рождества Пресвятой Богородицы, где помолились и приложились к раке с мощами святого преподобного Пафнутия Боровского.

 

Все участники конференции в Боровске отметили высокий уровень организации этого мероприятия и благодарны боровчанам за необыкновенно радушный приём.

 

кандидат искусствоведения Хребина Т.В. (СПб)

Галерея (6)

Другие материалы