Поиск по архиву

19 декабря 2021г.

Лоцман душ человеческих: памяти схиархимандрита Власия (Перегонцева)

Схиархимандрит Власий (в миру Анатолий Владимирович Перегонцев) родился 8 февраля 1934 года в деревне Кушлянщина Смоленского района Западной области (ныне Смоленская область) в крестьянской семье. По воспоминаниям самого о. Власия он был десятым ребенком у родителей, однако все его братья и сестры умерли в младенчестве. Рано потеряв отца (погиб на Советско-Финской войне в 1939 году), до четвертого класса мальчик воспитывался бабушкой, схимонахиней Михаилой, о которой о. Власий до конца своих дней вспоминал с большой теплотой. Еще до войны вместе с бабушкой ему доводилось пешком за двадцать верст ходить в Смоленск на большие церковные праздники в древний Успенский кафедральный собор, впоследствии ставший местом начала церковного служения будущего схимника и духовника.

В условиях распространения богоборчества и разрушения традиционного уклада, именно наставления бабушки помогли сохранить веру и благочестие. О. Власий вспоминал: «С детских лет меня дразнили и обзывали попенком, потому что бабушка моя была монахиней. Мне хотелось бегать и играть, как все, а она подзовет и скажет, “Иди-ка, милый голубь, присядь со мной”, и от себя не отпускала. Хотя горение, желание служить Богу было во мне с детства, но настоящей духовной жизни научила меня моя любимая бабушка Михаила. До сих пор помню ее рассказы. Вот она станет рассказывать, какие службы раньше в храмах были, какой батюшка служил, как хор пел, как праздники всей деревней отмечали. Я на улицу смотрю, бежать скорей и озорничать, а она мне жития святых читает или духовные наставления разные».

После отличного окончания Трудиловской средней школы он твердо решил поступить в медицинский институт Смоленска (ныне Смоленский государственный медицинский университет). Поступление выпало на тяжелые послевоенные годы и с первой попытки сдать экзамены не удалось. Целый год Анатолий продолжал подготовку к вступительным испытаниям, одновременно работая на кирпичном производстве, а затем в типографии. По воспоминаниям о. Власия, послевоенный Смоленск в то время представлял собой весьма плачевное зрелище. Множество домов было разрушено, жилья не хватало, людям приходилось ютиться в подвалах в самых стесненных условиях.

Успешно поступив в институт, юноша посвятил всего себя изучению медицинской науки. Однако при этом будущий монах находил возможность посещать дорогой его сердцу Успенский собор: «В Смоленске собор – огромный и величественный, как орел над городом парит, – вспоминал о. Власий. – В то время было большой смелостью в храм прийти, многие боялись, ходили тайком. Молодежь в храмы не ходила, они бегали по клубам на танцы, поэтому меня никто на службе не замечал. Если молодого человека увидят в храме, сразу доложат в органы и будут проблемы. А я ходил на службы, потом стал в храме помогать, прислуживал в алтаре».

В этот период двадцатичетырехлетнему молодому человеку довелось пережить горечь предательства и мощное давление атеистического общества. Как рассказывал сам о. Власий, девушка, с которой он дружил, узнав, что Анатолий посещает церковь, сообщила об этом в деканат, чем вызвала волну травли в отношении верующего студента. Его высмеивали в стенгазетах, судили товарищеским судом, препятствовали сдаче зачетов и экзаменов. Пережив страшное потрясение, Анатолий в один момент оставил все и ушел пешком из Смоленска. В беседе с протоиереем Николаем Агафоновым в 2015 году о. Власий вспоминал, что он шел пешком несколько суток, пока весь запыленный и истрепавшийся, в разбитой обуви, не остановился на окраине города Мичуринска у ограды небольшого домика, где попросил у хозяев напиться воды. Промыслом Божиим этот дом принадлежал сестре замечательного священника, иеросхимонаха Илариона (Рыбаря) (†1969).

О. Иларион предложил юноше отправиться вместе с ним в Закарпатье, где Анатолий стал насельником одного из мужских монастырей в с. Дубовое Тячевского района Закарпатской области Украины и был пострижен в рясофор с именем Петр. В то время это был подлинный оазис духовной жизни. В Закарпатье действовали монастыри, в которых подвизались десятки монашествующих. Иеросхимонах Иларион (Рыбарь) в 20-30-е годы подвизался на Святой Горе Афон, а позднее вернулся в родное Закарпатье. На протяжении одиннадцати лет, будущий о. Власий был его ближайшим помощником. «Я многому научился у своего батюшки, духовного отца иеросхимонаха Илариона, у которого долгое время был келейником в монастыре в Закарпатье, – делился воспоминаниями о. Власий. – Он много претерпел за Христа, в ссылке был… Батюшка рассказывал мне, как в лагере в дни святых праздников они, сосланные монахи и священники, отказывались работать, их загоняли в ледяную реку и держали целый день под дулами автоматов, пока не одумаются. А они стояли в воде и молились Христу. И Дух Святой их согревал, и они не чувствовали холода. Конечно, у него потом открылся страшный артрит, суставы на руках и ногах извело, по всему телу были раны, из них текла кровь, потом началась гангрена. Он испытывал нечеловеческие муки, но никогда не жаловался, не роптал, стойко все переносил и только говорил: “Слава Богу за все!” После медицинского института у меня были некоторые врачебные навыки, и я как мог, облегчал его страдания, промывал раны, делал ему перевязки».

Сильное впечатление на юного инока произвела та любовь к людям, которую являл духовный наставник: «К нему народ отовсюду шел с утра до ночи, и он их принимал, – рассказывал впоследствии батюшка. – Время было страшное, народ голодал. Своих мучений он никому не показывал, терпел, всегда был радостен, весел и приветлив. Я видел, как он принимал народ, видел его безграничную любовь, доброту к людям, сострадание. Все это потом я по крупицам собирал в свою сокровищницу душевную».

В монастыре, кроме всего прочего, молодой инок исполнял послушание уставщика. Отсюда навсегда утвердилась в сердце будущего пастыря любовь к чинному уставному богослужению, благолепному пению и чтению. Обладая от природы сильным и звонким высоким голосом, он прекрасно канонаршил и исполнял богослужебные песнопения, хотя не был обучен нотной грамоте.

В период хрущевских гонений 1960-х все монастыри в Закарпатье были упразднены и разогнаны. 23 февраля 1966 года иеросхимонах Иларион совершил постриг о. Власия в мантию с наречением имени в честь священномученика Власия Севастийского. Однако уделом новопостриженного инока стали скитания – у него не было документов, внешность выдавала в нем церковнослужителя. В этот период о. Власию пришлось побывать в разных городах, находя временное пристанище, но нигде не задерживаясь подолгу. Когда на несколько дней он приехал в родную деревню, пересуды об этом не утихали многие месяцы. Отношения с отчимом не ладились.

В конце 60-х монах Власий смог продолжить служение в родном Успенском соборе Смоленска. Уполномоченный по делам религии предложил ему восстановиться в медицинском институте в обмен на отказ от служения, на что получил твердый отказ: «Я черный халат на белый больше не променяю».

Правящий архиерей Смоленской епархии епископ Гедеон (Докукин) (†2003) обратил внимание на молодого монаха, прислуживающего в алтаре и принял решение о рукоположении его в диаконы. Хиротония была совершена 27 декабря 1970 г. в Троицком соборе г. Вязьмы. Иеродиакон Власий стал исполнять послушание келейника епископа, а также диакона-псаломщика Спасо-Окопной церкви г. Смоленска.

В 1972 году епископ Гедеон был переведен на Новосибирскую кафедру, которая в то время охватывала гигантскую территорию. К новому месту служения епископа сопровождал и о. Власий. В Новосибирске он получил назначение на должность штатного иподиакона в Вознесенский кафедральный собор и продолжал исполнять обязанности келейника епископа, сопровождая его в продолжительных поездках по просторам Сибири.

На праздник Рождества Христова в 1974 году иеродиакон Власий был рукоположен епископом Новосибирском и Бердским Гедеоном в сан пресвитера в Вознесенском кафедральном соборе г. Новосибирска. Начался пастырский путь будущего знаменитого духовника. В это время к о. Власию приехала мама. Она была уже в преклонном возрасте и нашла упокоение в Новосибирске.

В 1976 году епископу Гедеону было поручено временное управление Омской епархией после зверского убийства архиепископа Омского и Тюменского Мефодия (Мензака). В этот короткий период управления епархией владыка Гедеон назначил иеромонаха Власия настоятелем Покровского собора г. Тобольска – духовного центра Сибири. Благодаря усилиям митрополита Варфоломея (Городцева) (†1956) в 1947 году мощи святителя Иоанна Тобольского были возвращены из музея в Покровский собор и к ним стало стекался народ со всех концов Сибири, с Урала и даже из столицы. На новом месте о. Власию пришлось много сил и времени уделять паломникам, жаждущим исповеди и причащения у великой святыни. Батюшка рассказывал, как на первой седмице Великого поста в Тобольск съезжались крещеные ханты, манси и другие представители коренных народов, чтобы исповедоваться и приступить к Таинству Причащения. Приходилось совершать исповедь практически круглые сутки, поскольку служил о. Власий в Тобольске поначалу один. Позднее вторым священником в Покровский собор был назначен иеромонах Борис (Храмцов). Уже тогда стал складываться характер духовнического служения батюшки Власия. Многие верующие, приезжая в Тобольск, прилеплялись сердцем к молодому и ревностному служителю Алтаря Господня, находили утешение в скорбях и утверждение в вере.

В 1976 году в день празднования шестидесятилетия со дня открытия мощей свт. Иоанна Тобольского по представлению епископа Омского и Тюменского Максима (Крохи) «за примерное пастырское поведение» Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом иеромонах Власий был удостоен сана игумена. Это было очень тяжелое время для Церкви, когда под давлением властей в 1961 году были внесены изменения в Устав Русской Православной Церкви. Эти изменения спровоцировали тотальный контроль за церковной жизнью и доходами церкви со стороны старост и приходских советов, являвшихся полновластными «хозяевами» храмов. Настоятелей фактически отстранили от управления церковным хозяйством, и они должны были довольствоваться совершением богослужений и требоисправлением. Причем совершение треб вне территории храма воспринималось властями как грубейшее нарушение и грозило снятием с регистрации. На этой почве между отдельными лицами в приходском совете Покровского собора Тобольска и молодым ревностным настоятелем возникло глубокое разногласие, которое привело впоследствии к изменению отношения к о. Власию правящего епископа и его перевода на должность псаломщика сначала в Тюмень, а позднее в г. Ишим.

В это тяжкое время испытаний о. Власий прибегал к духовной поддержке известных пастырей, с которыми поддерживал добрые отношения. Он рассказывал о встречах с преподобным Зиновием (Мажугой) (†1985), митрополитом Тетрицкаройским, архимандритом Тихоном (Агриковым) (†2000), поддерживал переписку со схиигуменом Саввой (Остапенко) (†1980), но более всех духовно поддерживал о. Власия архимандрит Серафим (Тяпочкин) (†1982). Батюшка часто вспоминал о своем духовном наставнике с большой любовью и теплотой. Нуждаясь в поддержке и духовном подкреплении, о. Власий приехал в село Ракитное Белгородской области к архимандриту Серафиму. Старец поддержал его в непростое время и совершил тайный постриг игумена Власия в Великую схиму. «Отец Серафим после пострига мне сказал, – вспоминал батюшка, – “Чтобы не было нареканий, чтобы было тихо, спокойно, ты, как был Власием, так Власием и остаешься. Но в мантии ты Власий в честь священномученика Власия Севастийского, а в схиме – в честь мученика Власия Кессарийского!” И отец Серафим рассказал мне про схиигумена Савву (Остапенко), которого я тоже хорошо знал, что его небесным покровителем был преподобный Савва Сторожевский, а в схиму он был пострижен в честь святого Саввы Освященного». Новый образ монашеского делания необыкновенно воодушевил батюшку, вспоминая это событие он рассказывал: «Когда я принял схиму, это меня укрепило и вдохновило. Теперь я был и Осляба и Пересвет, броня духовная у меня есть, и теперь могу идти на битву и с Челубеем и с кем угодно!»

В 1981 году милостью Божией о. Власий переходит в Калужскую и Боровскую епархию, где архиепископ Никон (Фомичев) (†1995) назначил его настоятелем храма в честь великомученика Димитрия Солунского в селе Рябушки Боровского района. Во время служения в этом храме о. Власий пережил новое тяжелое испытание. Банда похитителей икон напала на священника и псаломщика, а затем совершила ограбление церкви, в результате чего игумен получил серьезную травму головы и в тяжелом состоянии попал в больницу.

На протяжении 1980-х годов о. Власий служил в Благовещенском храме города Мещовска и в Благовещенском соборе Боровска. Десятки духовных чад приезжали к батюшке в Калужскую область из Сибири, останавливались в доме священника, исповедовались и причащались, все вместе делили скромную трапезу и пели духовные канты, которые батюшка очень любил.

В конце 80-х по представлению епископа Калужского и Боровского Илиана (Вострякова) о. Власий был награжденом указом Святейшего Патриарха Пимена крестом с украшением, а в 1990 году возведен в сан архимандрита.

В 1991 году Пафнутьев Боровский монастырь был возвращен Церкви. Отец Власий стал первым его насельником. Исполняя на протяжении многих лет обязанности настоятеля различных храмов, батюшка твердо решил отказаться от должности наместника монастыря и принял послушание духовника обители. Постепенно число братии увеличивалось, за духовным окормлением стали обращаться миряне, постепенно духовных чад и просто желающих получить совет батюшки становилось все больше. С 1994 года по благословению архиепископа (ныне митрополита) Калужского и Боровского Климента (Капалина) о. Власий стал вести прием паломников.

Однако в 1997 году у о. Власия было обнаружено онкологическое заболевание. По благословению митрополита Климента с 1998 по 2003 годы о. Власий пребывал на Святой Горе Афон. «Когда я жил на Афоне, - вспоминал о. Власий, - я общался со иеросхимонахом Иаковом, монахом высокой духовной жизни. Как-то в разговоре я сказал ему: “Батюшка, немощи и болезни одолевают, и народ досаждает! Какой ты счастливый, что здесь пребываешь, в уделе Пресвятой Богородицы, под Ее святым омофором! Никто тебе не досаждает, никто не отвлекает от молитвы!” А он улыбнулся, погрозил мне пальчиком и сказал: “Отец Власий! Каждому свое! Раз дал тебе Бог это место и нести этот крест, значит, Он знает, что тебе нужно, и тебе нужно пройти этим путем. Запомни! Никому выше сил Крест не дается! Неси Крест, что Господь тебе вручил, достойно и не ропщи!” Эти слова меня очень укрепили и утешили».

В январе 2003 года батюшка, наконец, прибыл в обитель. С возвращением духовника поток посетителей настолько увеличился, что ждать приема желающим приходилось подолгу, иногда по несколько суток. Раз в году старцу приходилось покидать обитель для прохождения лечения, курсов химической терапии, поскольку онкологическое заболевание и другие немощи не оставляли его до конца жизни. Он стойко переносил нестерпимые боли, а в своих наставлениях призывал терпеливо и смиренно относиться к болезням, которые Господь попускает человеку: «Как сказано в псалмах Давидовых, - учил о. Власий, - “Поболех, отчаяхся, помолихся, Бога призвах”. И Бог послал Давиду исцеление. Некоторые святые просили болезни для исцеления своей души. Например, преподобные Киево-Печерские, преподобный Иосиф и Пимен многоболезный. Они так болели, так их плоть источалась, что через них чуть ли мухи не пролетали! А они благодушно терпели, благодарили за все Бога, сами спасались и других приводили ко Христу. Не даром говорится, что, будучи сам искушен, может и искушаемому помочь. Болезни очень полезны для нас. Через болезни человек смиряется. Будучи гордым, он приходит к покаянию и осознанию своих грехов. Крапива как больно жалит – не смей подойти! А морозец только ее накроет, как она становится мягкой, податливой как шелк. Так и человек от болезни смиряется и становится податливым для благодати Божией. Он уже не мнит о себе невесть что, а плачет и просит у Господа исцеления: “Господи, только исцели, только помилуй! Я больше не буду грешить, буду послушным, буду исправлять свою жизнь, только не оставь, исцели!”»

Во время пребывания в монастыре батюшка вел прием с четырех утра до девяти вечера, не посещая трапезы. В дни полиелейных праздников он всегда первым приходил на братский молебен к пяти часам утра, а затем служил Божественную Литургию. В воскресные дни и по большим праздникам о. Власий исповедовал паломников с шести утра и до поздней Литургии. После ужина с братией на повечерии он читал акафист и участвовал в чине прощения.

На пути в храм отца Власия всегда обступали многочисленные прихожане, желающие получить от него благословение, и батюшка никому не отказывал, щедро делясь своей любовью с окружающими.

За советом и духовной поддержкой к старцу приезжали священнослужители со всей России и зарубежья. Для духовной беседы к батюшке приезжали и архипастыри. В последние годы жизни в монастырь часто приезжал архиепископ Клинский Лонгин (Талыпин) (†2014). Бывая в обители, он проводил много времени в общении с батюшкой. Молитвы старца поддерживали владыку во время тяжелого заболевания в последние дни жизни.

В конце октября 2021 года отец Власий заболел пневмонией. Врачи боролись за жизнь батюшки в реанимации, но спасти его не удалось. 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, которую он очень почитал, отец Власий отошел ко Господу. В дни прощания со старцем в его родную обитель пришли тысячи людей, чтобы принести последнее целование своему духовному отцу и наставнику. За ночной Божественной Литургией, которую возглавили митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) и епископ Кинешемский и Палехский Иларион (Кайгородцев), с о. Власием простились несколько сот насельниц и игумении женских монастырей, а на следующий день отпевание старца в сослужении сонма духовенства совершили наместник монастыря епископ Тарусский Иосиф (Королев) и епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий (Гажу). Схиархимандрит Власий погребен за алтарем соборного храма Боровской обители в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Вечная память труженику Христову!

Иеромонах Макарий (Комогоров)

 

Обсуждение
Пока нет ни одного сообщения

Добавление сообщения

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения на нашем сайте. Зарегистрируйтесь или осуществите вход.

Войти через:
 
Другие материалы
22 мая 2022 года
В Пафнутиевом Боровском монастыре прошло братское собрание
14 мая 2022 года
Престольный праздник в обители преподобного Пафнутия Боровского
13 мая 2022 года
Праздничный молебен Пафнутию Боровскому
4 мая 2022 года
В Боровском монастыре почтили память схиархимандрита Власия
29 апреля 2022 года
Пятница Светлой седмицы. Живоносный источник
Православный календарь