Поиск по архиву

17 апреля 2014г.

Выступление Т.В. Анохиной

 

Анохина Т.В.

Серафим (Савостьянов), архимандрит

Силаева Л.С.

 

ШКОЛЬНЫЙ КУРС «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

КАК ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ РЕСУРС ОБЩЕСТВА

(с докладом выступила Т.В.Анохина на круглом столе 15 апреля 2014 года в рамках Международной научно-практической конференции «Духовно-нравственные традиции в современном образовании» (15-16 апреля, Калуга))

 

В Калужской области накоплен многолетний положительный опыт общеобразовательных учреждений по приобщению детей к основам православной культуры по добровольному выбору родителей и старшеклассников. Опыт складывался с начала 90-х годов прошлого столетия. Например, в Боровском районе впервые предмет ввели в 1993 году в инновационном учреждении, известном тогда как лицей города Боровска. Несколькими годами позже «Основы православной культуры» (далее ОПК) ввели в общеобразовательной школе № 3 города Боровска.

Первые курсы повышения квалификации были организованы ещё в 1996 году на базе Калужского областного института повышения квалификации работников образования (КОИПКРО) по программе, разработанной сотрудниками этого института. Интерес к теме ОПК привел к оформлению региональной дискуссионной площадки для обсуждения в широкой аудитории условий  введения предмета в общеобразовательные школы. В 1997 году в Калужской епархии учреждаются Богородично-Рождественские образовательные чтения, местом проведения определяется наукоград Обнинск. Через полтора года учреждаются Свято-Пафнутьевские образовательные чтения в Боровске. Таким образом, к концу XX столетия в Калужской области вокруг темы ОПК объединились сторонники введения нового содержания в школьное образование, а обсуждение вопросов духовно-нравственного воспитания приобрело культурную норму открытого диалога Церкви, общества и государственной власти.

Дальнейшее заметное расширение опыта происходило вплоть до 2010 года, когда было направлено Обращение по поручению участников Всероссийской конференции «Уроки Смутного времени»  (Боровск, 30 октября 2010 г.) на имя Губернатора Калужской области и Председателя Законодательного собрания Калужской области с просьбой ввести преподавание ОПК на всех ступенях образования.

Стремление учителей повысить свою квалификацию побудило руководство КОИПКРО организовать на своей базе в 2002 году в Калуге второй цикл курсовой подготовки учителей, затем состоялся в 2004-2005 году новый цикл уже с привлечением преподавателей Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Занятия проходили в актовом зале Калужской Духовной семинарии.

Закономерно, что к 2007 году сотрудники КОИПКРО инициируют оформление сети образовательных учреждений, в которых курс ОПК преподается в разных формах. Такие возможности с 2004 года давал базовый учебный план, в котором, наряду с федеральным и школьным компонентом, выделялся региональный. Именно в этот период по благословению Митрополита Калужского и Боровского Климента в Боровском районе реализуется авторский муниципальный проект формирования культурной педагогической среды на основе духовной традиции отечественной культуры (автор Анохина Т.В.). Замысел автора состоял в следующем. Предмет ОПК, при условии системного преподавания с 1-го по класса по учебно-методическому комплекту (программа, учебные пособия, рабочие тетради, хрестоматии, словари, демонстрационные материалы), восполнит подлинными духовными и нравственными ценностями весь уклад школьной жизни (в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности).[4, c. 59; с. 68-69] Результатами, как дальше все убедятся, станут личностный рост старшеклассников, позитивные изменения в отношениях между детьми, а также между детьми и взрослыми. Дети, учителя и родители станут в определенной степени носителями подлинной православной культуры. Заметим, что будет и еще один результат: со временем школьные учебники А.В.Бородиной будут признаны книгами для семейного чтения.[8] Для нас такой результат важен потому, что мы инициировали обсуждение вопроса «Об организации преподавания ОПК в общеобразовательных школах Калужской обл. для формирования установки на традиционные семейные ценности» на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.[5, с. 21-22]

Уникальность Боровского опыта в том, что в проектную работу одновременно включились: глава администрации Боровского района, руководство отделом образования администрации района, ряд директоров школ, учителя, автор учебно-методического комплекта А.В.Бородина и, конечно же, отец наместник и насельники Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. Результатом объединенных усилий стал факт значительно возросшего интереса к духовной традиции Православия со стороны учителей, родителей и детей. Спустя три года каждый второй школьник Боровского района станет приобщаться к основам православной культуры, активизируется деятельность школьных и районного методических объединений учителей ОПК, начнется работа по созданию школьных кабинетов для углубленного изучения ОПК, значительное число детей примет участие во Всероссийской олимпиаде «Русь Святая! Храни веру православную!». [3, с. 18-19; с. 21] В дальнейшем приезжающие знакомиться с Боровским опытом учителя и директора школ будут на себе ощущать благоприятную атмосферу школьного уклада жизни, что и подвигнет их на своих местах к более смелому разговору с родителями по поводу введения ОПК.

Известно, что в этот период подобная работа активизировалась и в других районах: Дзержинском, Козельском, Людиновском, Мещовском, Тарусском.А в Людиново будут созданы первые методические пособия по ОПК для работы в дошкольных образовательных учреждениях. Таким образом, в региональной системе образования период до 2007 года характеризуется системными мероприятиями, целенаправленная реализация которых заметно выделила Калужскую область на фоне всей страны. По этой причине и было сделано предложение руководству КОИПКРО: обеспечить знакомство с региональным опытом представителям других субъектов Российской Федерации. Так что20-21 декабря 2007 года в Калуге впервые в истории отечественного образования широко представили региональный опыт на Всероссийской конференции «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся». Организаторами конференции выступили Минобрнауки РФ с участием Русской Православной Церкви. Заметим, что в рамках этой конференции на выездном заседании в Мещовске состоялась первая публичная презентация Боровского опыта проектной работы. Участники Всероссийского форума единогласно приняли и в целом одобрили Концепцию включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» («Основы православной культуры») в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура». Такое решение обнадежило всех. Участники конференции были одухотворены радужными перспективами. Был дан новый импульс расширению преподавания ОПК в общеобразовательных школах. На базе КОИПКРО продолжилось повышение квалификации учителей  ОПК по авторской программе канд. псих. наук Мироновой М.Н. (рецензент – канд. пед. наук Маликова Р.Н.) с привлечением авторов учебно-методических комплектов А.В.Бородиной и Л.Л.Шевченко. На местах началась интенсивная закупка учебных пособий, организация семинаров с авторами учебников, создание школьных и районных методических объединений учителей, преподающих ОПК, материальная поддержка в школах. [3, с. 26; с. 47] Сеть образовательных учреждений стала разрастаться.

Однако на фоне активности «снизу» дальше произойдет заметное охлаждение «сверху», даже растерянность со стороны чиновников системы образования. Причиной послужат публикации в центральной прессе, искажающие реальное положение дел, письма от представителей других конфессий…

Понадобится новый импульс со стороны депутатского корпуса, чтобы привлечь внимание к предмету ОПК как стратегически важному ресурсу, объединяющему всех в незамедлительном обращении к подлинному духовному наследию, содержащему в себе так необходимые нравственные нормы жизни. Новый этап системных мероприятий в Калужской области ознаменован подписанием 26 ноября 2010 года Договора о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской  деятельности между Правительством Калужской области и Калужской епархией. Буквально через полтора месяца на основании этого договора в Боровске нами разработан и подписан уникальный четырехсторонний Договор между двумя благочиниями и двумя муниципалитетами с условным названием «Боровск-Таруса». Договор способствовал консолидации усилий не только по планомерному введению в школах ОПК, но и по вовлечению детей и взрослых в проводимые мероприятия в двух муниципалитетах.[4, с. 69-70; с. 77-76]

2011 год становится знаковым в истории введения в школах ОПК. В этот год в региональной столице с большим успехом прошли два широкомасштабных форума: «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи Калужской области» (21 января, Зал заседаний Администрации Губернатора Калужской области), Богородично-Рождественские образовательные чтения «Духовно-нравственное просвещение в семье и школе: соработничество Церкви, государства и общества» (22-24 сентября).

Январский  форум  инициировали депутаты Законодательного Собрания Калужской области, но подготовка шла с непосредственным активным участием авторов статьи (как представителей Калужской епархии), концептуальные предложения которых были положены в основу подготовки и проведения форума.

Тогда в январе впервые с высокой трибуны четко прозвучало поручение Губернатора Калужской области Анатолия Дмитриевича Артамонова о создании условий для широкого приобщения детей к основам православной культуры. В сентябре 2011 года Губернатор еще раз напомнил, что «курс «Основы православной культуры» – это не только реакция на желание Церкви дать населению знания о религии и приобщить его к основам православной культуры, которая является стрежнем нашего государства. Это, в первую очередь, проявление потребности самого общества». [4, с. 20-21]

Мы завершаем краткий абрис истории введения ОПК в школах региона, понимая, что необходимо более тщательное исследование и подробное описание каждого периода, и переходим к описанию некоторых факторов, имеющих, на наш взгляд, в контексте идущих в образовании процессов его модернизации,  стратегический характер. Учет этих факторов, надеемся, существенно  поможет на местах консолидировать все здоровые силы, чтобы противостоять негативным тенденциям растления молодежи, падения нравственности, безудержного  стремления к удовольствиям и потреблению через системное и качественное преподавание историко-культурологического предмета ОПК.

ОПК нами рассматривается, вслед за нашими руководителями региональной власти, о чём они неоднократно заявляли и заявляют, как школьный курс, который призван выполнять ключевую роль в воспитании. ОПК, как никакой другой предмет, прямо направлен на то, чтобы восстановить главный ориентир в воспитании – соответствие поведения детей и молодежи нормам духовности и нравственности. Содержание этого курса помогает подрастающему поколению сформировать способность различать добро и зло, дает богатейший опыт нравственного выбора и добрых дел, милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, что, по словам президента РФ Владимира Владимировича Путина, «всегда, во все времена исторически делало нас крепче, сильнее…». При этом В.В.Путин подчеркивает, что «сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп».

Уместно будет напомнить, что в нашем обществе происходят существенные изменения по отношению людей к Русской Православной Церкви. Церковь, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), является в глазах россиян авторитетной организацией, по уровню доверия стоящей намного выше, чем судебная система и правоохранительные органы. Об этом заявил в эфире радио «Вести ФМ» генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров 12 сентября 2012 г. По данным 2013 года, большинство опрошенных жителей  страны (56%)ответили, что Православная Церковь сыграла в истории России значительную роль, оказывала определяющее влияние в поворотные периоды. Вполне закономерно, что в Итоговом документе XXI Международных Рождественских образовательных чтений подчеркнута ключевая роль Церкви в созидании российской государственности, …консолидации общества на основе подлинных духовных ценностей. «Церковь всегда была и остается главной опорой народа, средоточием его здоровых сил, помогая ему выстоять и одержать победы в самые трудные времена, отстаивая государственный и духовный суверенитет, формируя культуру и национальное самосознание». «Православие является основой национальной и культурной самобытности России и важным интеграционным фактором для православных народов других независимых государств». [6, с.6]

Проекция таких отношений ярко выражена в Калужской области, где особый характер современных церковно-государственных отношений соработничества и социального партнерства отмечают ученые и журналисты, побывавшие в качестве участников Богородично-Рождественских чтений [5, с.160]. По достоинству оценивает яркие примеры калужского соработничества руководство аппарата Полномочного представителя президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе. Не может не радовать и тот факт, что высказанной позицией на Чтениях 2013 года первые лица  государственной и церковной власти Калужской области фактически предвосхитили валдайскую речь президента РФ В.В.Путина.[1, с.16-17]

Все это даёт основание поименовать первым стратегическим фактором, влияющим на процесс введения в школах области курса ОПК, открытую его поддержку руководителями региональной власти (церковной и государственной). «К счастью, – сказал Губернатор Калужской области, – в нашей стране к людям приходит понимание, что строить новую Россию без нравственных опор – это все равно, что строить дом без фундамента… Нравственная жизнь многих поколений наших предков имела своим основанием именно Православие. Его свет пронизывает всю нашу культуру… Многие родители и учителя хотят, чтобы детям преподавались «Основы православной культуры»» (21 января, 2011 г.). [7, с.13]

Спустя три года в  унисон зазвучат слова Владыки Климента и Губернатора А. Д. Артамонова. «Богатство нашей страны – люди, – говорит Владыка, –  наша культура, наша православная вера. Вера – не просто понятие, это основа устроения нашей жизни». В продолжение этих слов Губернатор откровенно признается: «Когда мы говорим, что народ приходит к вере – это правда. Приятно видеть, что все больше и больше людей, в том числе молодых, приходят в храмы, участвуют в молитвах, сами творят эту молитву, приобщаются к духовной жизни, постигают ее основы ». [1, с. 16]

Председатель Законодательного Собрания Калужской области Виктор Сергеевич Бабурин, комментируя недавно состоявшееся в Калуге выездное заседание Палаты молодых законодателей при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, еще раз обозначил свою позицию: предмет «Основы православной культуры» играет ключевую роль в духовно-нравственном воспитании молодежи. Он открывает детям мир национальной культуры, духовного наследия и российской государственности.

Подобные заявления напрямую связаны со вторым фактором, играющим ключевую смыслообразующую роль, – богатейшим духовным наследием, бережно хранящимся известнейшими нашими обителями и храмами.

На Руси монастырская жизнь и просвещение были нераздельными понятиями. Известно влияние монастырей на развитие культуры, искусства и архитектуры. В XIXвеке одним из центров русской православной культуры и духовного просвещения становится Оптина пустынь. 

В наши дни возрастает роль монастырей в просвещении педагогов. Справедливо будет заметить, что в нашем регионе есть немало примеров, когда монастыри и приходы брали на себя все финансовые затраты по обучению учителей, преподающих ОПК. Чаще всего в период летних отпусков учителя уезжали на курсы, проводимые Московской Духовной академией в Троице-Сергиевой Лавре, а также в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования в Москве.

Теперь же два монастыря непосредственно участвуют в организации курсов, проводимых Государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Калужский государственный институт модернизации образования»  (КГИМО). Это Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь и Успения Пресвятой Богородицы Калужская Свято-Тихонова Пустынь. Чем же монастыри помогают учреждению, которое фактически единственное проводит курсы повышения квалификации? Церковь помогает сотрудникам КГИМО предоставлением безвозмездно гостиничных помещений для проживания слушателей, координаторов обучения и лекторов-преподавателей. Предоставляются помещения, иногда и аппаратура для аудиторных занятий, слушатели и преподаватели обеспечиваются трехразовым питанием.

Представители комиссии по религиозному образованию и духовному просвещению Калужской епархии организуют встречи слушателей со священнослужителями (благочинными, их помощниками по религиозному образованию, помощниками по культуре). Нами проводятся круглые столы по опыту и перспективам преподавания ОПК, индивидуальные и групповые встречи со священнослужителями, мы организуем экскурсии в монастыри и храмы.[8]

Хорошим подспорьем, по словам учителей, стали аналитические материалы по преподаванию ОПК в школах области, выписки из Протоколов заседаний Координационного совета при Правительстве области, а также издаваемые Свято-Пафнутьевым Боровским монастырем научно-методические сборники докладов и выступлений участников Богородично-Рождественских образовательных чтений (серия «Вера. Образование. Жизнь»). Существенно, по мнению учителей, облегчает работу с родителями, выбирающими модуль ОПК в ОРКСЭ, информационно-просветительский буклет «Наше Отечество – Святая Русь» (тираж 2011 года – 15 тысяч, тираж 2012 года – 10 тысяч). Быстро расходится газета для учителей и родителей «Боровский просветитель», а также детский журнал для детей России «Кораблик». Все эти издания Свято-Пафнутьева монастыря непременно дарятся учителям, повышающим свою квалификацию. Это незаменимое дополнение добротным изданиям, которые выпускает Министерство образования и науки Калужской области и КГИМО.

С 2013 года курсы с дневным пребыванием проводятся в Духовно-просветительском центре при храме Рождества Христова г. Обнинска.

Таким образом, в Калужской области создан уникальный в своем роде прецедент, когда благодаря Церкви слушатели курсов погружаются в ту культурную среду, которая и дает эффект ощущения Божиего присутствия в жизни человека. И ранее сомневающийся человек встает на путь к Богу. Фактически педагог мягко входит в культурную традицию и становится носителем православной культуры. А это и есть желаемое условие успешного приобщения детей к духовной культуре  в общеобразовательной школе, а также яркий пример плодотворного соработничества власти церковной и государственной.

Третий фактор связан с созданием в 2011 году специального органа при Правительстве Калужской области: Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи. Такому решению способствовали участники форума (21 января 2011 г.). Немаловажным был и многолетний положительный опыт работы подобных муниципальных Советов, появившихся в период с 2000 по 2008 гг. Одним из примеров является Совет при администрации Боровского района. Основной задачей Совета является координация деятельности по реализации районной программы «Духовно-нравственное воспитание жителей Боровского района».[3, с. 31-33]

Создание регионального Совета послужило сигналом и для других сфер. На региональном телевидении появляется в 2012 году замечательная программа «Родной образ», в региональной прессе проходит ряд публикаций по теме ОПК, печатаются интервью Владыки (практикуется и прямая трансляция богослужений). Такие региональные новшества существенно дополняют широко известные и обладающие огромным потенциалом замечательные церковные выставки: «Мир и Клир», «Радость Слова», Международный Сретенский кинофестиваль «Встреча», Оптинский форум, а также череду мероприятий, посвященных Дню православной книги.

По рекомендации членов Советазаключены  аналогичные Договора и Соглашения в г. Калуге, Кировском, Козельском, Мещовском и других районах. В каждом из названных документов обозначена роль и место курса ОПК, что существенно помогает в организации на местах приобщения детей к богатому духовному наследию, которое раскрывается на страницах учебников и учебных пособий этого курса.[2, 9-13]

Заметим, что совсем недавно внесены изменения в Положение и состав Координационного совета при Правительстве Калужской области. Теперь Совет возглавляют два авторитетных человека: Губернатор и Глава митрополии, при Совете создана экспертная группа.

Четвертый фактор касается изменения формата проведения главного церковного форума Калужской митрополии – Рождественско-Богородичных образовательных чтений, а также разработки концептуального подхода к формированию содержания Чтений. Огромный положительный эффект производит личноеучастиев мероприятиях Чтений первых лиц региональной власти и членов Координационного совета, а также известных отечественных ученых, авторов учебников ОПК. Важным оказываетсярасширение географии выездных заседаний, вовлечение представителей учреждений культуры, а также награждение Архиерейскими Грамотами учителей по результатам многолетнего успешного преподавания ОПК.

Пятый фактор касаетсяоформления в статьях, сборниках, учебных пособиях прецедентов многолетнего системного приобщения детей к основам православной культуры. В первую очередь следует отметить уникальный опыт Людиновского района, взращенный Геннадием Викторовичем Найдёнковым, талантливым педагогом, руководителем, настоящим подвижником, незадолго до своей кончины принявшим монашеский постриг. Опыт системы образования Боровского района, в котором по авторскому проекту успешно формируется и развивается культурная педагогическая среда на основе духовной традиции Православия. Опыт Дзержинского, Козельского, Мещовского, Тарусского районов, а также опыт ряда отдельных образовательных учреждений. Важно, на наш взгляд, отметить, что опыт оформлен самими образовательными учреждениями, что и позволяет быстро транслировать его через Федеральную стажировочную площадку Министерства образования и науки РФ по направлению «Духовно-нравственное воспитание и повышение педагогической культуры родителей». Известно, что Калужская область в 2011 году стала победителем открытого конкурса, проводимого в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, на предоставление субсидии из федерального бюджета для организации деятельности стажировочной площадки Калужской области.[5, c. 29]

Таким образом, нами обозначены стратегические факторы, определяющие понимание ключевой роли предмета ОПК в духовном развитии и нравственном воспитании подрастающего поколения.

Авторы статьи, являясь членами Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи при Правительстве Калужской области, непосредственно участвуют в продвижении ОПК в школы, постоянно изучают ситуацию вокруг этого. Исследование проводится на основе материалов регионального министерства образования и науки, протоколов заседаний Совета, а также материалов, предоставляемых помощниками благочинных по образованию и катехизации. Неоднократно авторы выступали с аналитическими материалами не только на заседаниях Совета, но и на Чтениях разного уровня, в Епархиальном собрании, в Епархиальном совете, а также в СМИ. [2, с. 9-13; 4, с. 84; 4, с. 53-61; 5, с. 18]

В завершение приведем небольшую статистику. Если в 2008 году на добровольной основе изучали ОПК только 10 000 учащихся из 130 школ Калужской области, то на сегодняшний день эти показатели выросли. В прошлом учебном году в 329 школах изучали ОПК 24194 обучающихся, что составило 36% от общего числа обучающихся. [5, с. 28] Есть значительное число школ, и даже муниципальных систем образования, где на всех ступенях образования в разных формах изучают курс ОПК: это и уроки, и факультативные и кружковые занятия, и элективные курсы по выбору старшеклассников. Уже не говоря о том, что в школах нашего региона стабильно высокий процент выбора модуля ОПК в комплексном предмете «Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКСЭ). В текущем учебном году 71% четвероклассников изучает ОПК в результате свободного выбора их родителей. О положительной динамике выбора модуля ОПК в ОРКСЭ свидетельствует рост на 3,15% выбравших ОПК для изучения в 2013-2014 учебном году при снижении на 3% выбравших «Основы светской этики» (далее ОСЭ), при сравнении ситуации выбора в 2012-2013 учебном году. Что такое три процента от общего числа школьников Калужской области? Это 629 четвероклассников, или 21 класс-комплект!

Откуда произошел прирост? Анализ показывает, что за счет уменьшения числа выборов  ОСЭ, по сравнению с 2012 годом.

Стабильная ситуация по выбору ОПК в Барятинском, Боровском, Дзержинском, Думиническом, Кировском, Куйбышевском, Людиновском, Мещовском, Спас-Деменском, Сухиническом, Ульяновском, Хвастовичском районах. Следует отметить позитивную динамику в Перемышльском, Жуковском, Износковском, Малоярославецком, Юхновском районах. В каких муниципалитетах родители стали чаще выбирать ОПК? Если сравнивать по процентам, то больший прирост дали, в сравнении с предыдущим выбором,Износковский, Малоярославецкий, Перемышльский, Жиздринский, Юхновский районы. Сравним: в Малоярославецком районе изучали в 2012 г. «Основы светской этики» 345 чел, а в 2013 г. – 225 чел. (меньше на 23,22%).

Напомним, что Калужская область не вошла в число регионов по апробации «Основ религиозных культур и светской этики». Почему? Педагогическое сообщество нашей области шло своим путем, решая задачу в муниципалитетах и отдельных школах по организации системного приобщения детей к основам православной культуры. Региональная власть помогла тем, что в ответ на социальный заказ появился серьезный документ – Договор о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской  деятельности между Правительством Калужской области и Калужской епархией. Этот стратегический шаг был подкреплен рядом общественно значимых законов в сфере молодежной политики, таких как, например, защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию.

На состоявшихся XV Свято-Пафнутьевских образовательных чтениях (28 февраля – 13 марта 2014 г.) участники были единодушны в необходимости и дальше привлекать внимание к теме ОПК как инновационному образовательному ресурсу, воспитательный и развивающий потенциал которого слабо просматривается в  мероприятиях принятой Государственной программы развития образования в Калужской области, а также в обсуждаемой на федеральном уровне Стратегии развития и воспитания подрастающего поколения. Участники высказались за обращение к власти государственной и церковной с тем, чтобы они всячески способствовали сохранению и развитию многолетнего накопленного в муниципалитетах опыта, а также позаботились о расширении (при добровольном выборе родителей) преподавания ОПК на всех ступенях образования в условиях действия нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Ни у кого не вызывает сомнения, что Калужский регион – это регион экономически стабильный и успешно развивающийся. Но далеко не все связывают материальные успехи с духовностью проживающих здесь людей, а также с той культурной нормой церковно-государственных отношений, которая обеспечивает экономическое процветание региона. Формирование этой нормы как раз и происходит при выполнении социального заказа на введение ОПК, ведь подавляющее большинство жителей региона крестят новорожденных.

Еще раз подчеркнем особенность современных церковно-государственных отношений в Калужской области: мы стремимся возродить подлинный смысл соработничества и социально ответственного партнерства: каждая сторона имеет свою конечную цель: государство печется о земном благополучии людей, а Церковь – об их спасении для жизни вечной. И  приобщение калужских  детей к основам православной культуры – яркий пример подлинного соработничества. Сформулированные факторы, имеющие, на наш взгляд, стратегический характер, создают предпосылки для объединения общества, чтобы через духовную основу культуры и образования укрепить семью и государство.

 

Список литературы

 

  1. Анохина, Т.В. «Образовательные чтения как главный церковно-государственный форум». Газета для учителей и родителей «Боровский просветитель» №7-2014. – 36 с.
  2. Анохина, Т.В. Доклад на годовом Епархиальном собрании клириков и мирян Калужской епархии. Журнал «Православный Христианин» №3-2013. –38 с.
  3. Возрождение духовно-нравственной традиции отечественной культуры в системе образования: материалы круглого стола по программе Международной научно-практической конференции «Духовно-нравственные традиции в современном семейном и общественном воспитании (Калуга, 30 марта – 1 апреля 2010 г.). Вып. №4 серии «Новое в образовании Боровского района». /Под редакцией Т.В Анохиной. – Боровск: МУП «Полиграфист», 2010. – 102 с.
  4. Духовно-нравственное просвещение в семье и школе: соработничество Церкви, государства и общества : доклады и выступления на XIV Епархиальных Богородично-Рождественских образовательных чтениях (Калуга, 22-24 сентября 2011 г.) Выпуск 1 серии «Вера. Образование. Жизнь.». Научно-методический сборник / сост. Анохина Т.В. – Калуга: Свято-Пафнутьев Боровский монастырь Калужской епархии РПЦ МП, 2013. – 168 с.
  5. Историко-культурное наследие и образование. XXI век: доклады и выступления на XV Епархиальных Богородично-Рождественских образовательных чтениях (Калуга, 24-26 сентября 2012 г.). Выпуск 2 серии «Вера. Образование. Жизнь.». Научно-методический сборник / сост. Анохина Т.В. – Калуга :Свято-ПафнутьевБоровский монастырь Калужской епархии РПЦ МП, 2013. – 192 с.
  6. Итоговый документ XXII Международных Рождественских образовательных чтений. Газета «Вестник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря». №7-2014. – 8 с.
  7. Наше Отечество – Святая  Русь. Информационно-просветительский буклет. Свято-Пафнутьев Боровский монастырь,  2012. – 18 с.
  8. Серафим (Савостьянов), архимандрит. «Через книги люди заново открывают для себя христианство». http://www.pravmir.ru/arximandrit-serafim-savostyanov-cherez-knigi-lyudi-zanovo-otkryvayut-dlya-sebya-xristianstvo/ 
Православный календарь