Поиск по архиву

9 апреля 2010г.

«Возрождение духовной традиции в образовании»

В редакцию газеты продолжают поступать отзывы читателей на статью Т.В. Анохиной «Каковы перспективы?». В ней автор раскрывает уникальные особенности Боровского района, которые позволяют не просто декларировать ориентацию на духовность и нравственность, а делать практические шаги в этом направлении. Правда, не без проблем. Предлагаемый автором боровский вариант решения проблемы духовно-нравственного развития личности имеет непосредственное отношение к средней общеобразовательной ноосферной школе г. Боровска. На базе этой школы Т.В. Анохина совместно с классными воспитателями и администрацией проектирует условия педагогической поддержки как одного из базовых компонентов культурной среды, а также апробирует методику распознавания духовно-нравственного развития личности. Инесса Геннадьевна Харитонова, директор этой школы, оказалась в числе первых, кто высказал свои впечатления о статье «Каковы перспективы?». «Статья правдивая, без прикрас, отражает школьную реальность, что сейчас редко встречается в системе образования. Понравилось, что материал написан доступно. Серьезная проблема изложена простым понятным языком...». Редакция решила продолжить разговор о восстановлении духовной традиции в образовании на примере ноосферной школы. Актуальность теме придает принятое ГосДумой РФ решение о внесении дополнений в Закон РФ «Об образовании». Теперь в статье 14 «Общие требования к содержанию образования» в пункте 2, раскрывающем, что должно обеспечивать содержание образования, появился новый абзац следующего содержания: «формирование духовно-нравственной личности». Теперь это обязанность каждого образовательного учреждения. 

«Образованность живёт старым содержанием, интеллигентность - созданием нового и созданием старого как нового» (Д.С. Лихачёв)

Духовные традиции отечественной культуры состоят в смысловых и ценностных основаниях православной культуры. Однако основы православной культуры оказались недоступны нескольким поколениям соотечественников. Годы официального атеизма привели к насильственному отлучению народа от своего культурного наследия. Это означает, что традиция прервалась в семье, школе, обществе. Хотя она и оставалась непрерывной в Церкви, но в культуре (а значит и в образовании) она прервалась. Прерванность традиции легко обнаруживается в утрате традиционного семейного уклада жизни, в духовном неблагополучии в сфере детства. В школе прерванность традиции проявляется в искаженном и ущербном содержании образования, в обезличенном воспитании, в акультурной педагогической среде, которая напрямую зависит от педагогической культуры учителей, воспитателей, не по своей воле лишенных религиозного образования. Такое положение дел закономерно ведет к снижению качества базового образования, к возрастному регрессу в нравственной сфере, к социальному инфантилизму, к ложной духовности, к деморализации детского сознания, к ущербности детско-взрослой событийной общности.

На рубеже веков детские психологи стали фиксировать новые формы проявления нарушений личностного здоровья детей. Комплекс безродности - притупление способности к сопереживанию, дефицит душевной щедрости и искренности. Комплекс опустошенности - апатичность, скептицизм, скудность и приземленность интересов. Ценностно-смысловая дезориентированность - деструктивные субъективные установки, суррогатные предпочтения, криминальные склонности, бытовой экстремизм, сектантство (А.В. Шувалов).

В психологическом нездоровье особую деструктивную роль стал играть появившийся новый фактор - «Экран» (обобщенный экран многих информационных устройств: экран телевизора, компьютера, мобильного телефона, киноэкран, рекламный щит-экран и т.д.). Значение экрана нельзя недооценивать. Он искажает детскую картину мира в следующих направлениях: меркантилизация - культ денег, телесность, утилитарность; вестернизация - культурная интервенция, порождающая комплекс культурной неполноценности; сексуализация - через развращение, ослабление духовно-нравственного потенциала нации; демонизация - навязывание потусторонних бесовских сил как позитивных, темная или ложная духовность; танатизация - представление о смерти как одной из предпочитаемых стратегий жизни.

Великий русский мыслитель Иван Александрович Ильин даже не мог и предположить такое стремительное скатывание человечества в сторону бездны, какое подтверждается вышеназванными деструктивными изменениями личности современного растущего человека. Тем не менее, как нам близок его взгляд на исторический процесс начала ХХ века! Охватывая сразу единым выражением, он называет основную причину происходящих негативных изменений - развернувшийся единственный в своём роде кризис безбожия. (Кризис безбожия. - М., «ДАРЪ», 2005, С. 4.).

Но разве его слова потеряли актуальность сейчас, в начале третьего тысячелетия? «Человечество стоит перед новыми путями в истории своего духа. Совершились некие сроки. Оборвались и обрываются старые пути. Есть только два исхода: или в бездну, или к перерождению и обновлению духовно-религиозного акта». (Там же. С. 54).

Разве это - не про современность? Обратимся к мнению известных православных психологов-педагогов Ирины Яковлевны Медведевой и Татьяны Львовны Шишовой. Они считают, что в России происходит нечто гораздо более серьезное, чем пренебрежение духовными традициями: попытка разрушить национально-культурный архетип - ту первооснову, те фундаментальные черты, которые роднят самых разных людей, живущих в одной стране и говорящих на одном языке. (Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Разноцветные белые вороны. Изд-во «Христианская жизнь», Клин. - 2007).

Каков будет исход? Зависит от каждого из нас. По крайней мере, если принять во внимание происходящую в последние годы в общественном сознании переоценку роли религии в культуре, в истории России, в образовании, в духовно-нравственном развитии человека и общества, надежда на второй путь всё-таки появляется.

Не ставя под сомнение ключевую роль семьи в восстановлении духовной традиции, мы присоединяемся к тем, кто утверждает, что многое может и должна сделать школа . Та окружающая педагогическая среда, питание из которой позволяет ребенку входить в мир отечественной культуры человеком целостным, духовно и нравственно зрелой личностью. Школа, влияя на мировоззрение человека, может способствовать духовному совершенствованию личности, если дух школы есть дух Истины, Добра и Красоты. Но школа может быть источником конфликтов, как внутренних, так и внешних, если пытается неквалифицированно вторгаться в область духовного бытия. Об этом нас предупреждает игумен Георгий (Шестун). А если школа молчаливо отгораживается от духовного поиска растущего человека? Такое было возможно раньше. А с принятием ГосДумой РФ в конце 2007 г. дополнения в Закон РФ «Об образовании» молчаливому отгораживанию положен конец. Теперь школа обязана взять на себя такую миссию - содержание образования должно обеспечивать формирование духовно-нравственной личности .

Как восстановить духовную традицию в образовании?

Известно, что современная отечественная наука и практика образования признаёт реальность духовной основы человека и реальность духовного мира (субъективную реальность, по В.И. Слободчикову). Духовную жизнь человека нельзя организовать через развитие его психических функций, нельзя прийти к духовному только через развитие интеллекта, воли или чувств, хотя духовная жизнь и опосредована психическим, душевным развитием. Однако соответствующие исследования в нерелигиозной педагогической науке отсутствуют, как точно подмечено И.В. Метликом, поэтому, опережая теорию, думающие учителя-практики, самостоятельно и кропотливо в ежедневной учебной и воспитательной работе восстанавливают единство и преемственность национальной культуры - сначала в своём сознании, а затем и в сознании учащихся. Эта подвижническая деятельность составляет действительную духовно-нравственную, человеческую основу того обновления и развития отечественного образования, о котором давно говорится с высоких трибун. (Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. - М.: Планета-2000, ППЦ «Пересвет», 2004, С. 5.).

Так вот, если говорить о научном подходе, то одним из вариантов восстановления традиции в контексте понимания образования как обретения человеком образа человеческого во времени истории и пространстве культуры (В.И. Слободчиков) может быть проектирование подлинно культурной педагогической среды образовательного учреждения. Подлинность культурной традиции может обеспечить, на наш взгляд, принцип восполняющего дополнения духовными традициями и нравственными ценностями Православия.

Одним из первых шагов на этом пути должно стать системное введение в образовательных учреждениях историко-культурологического курса «Основы православной культуры» по программе «История религиозной культуры» (автор А.В. Бородина).

По такой модели и началась работа в большинстве образовательных учреждений Боровского района. Известно, что в других регионах обращаются и к иным программам. Здесь важно, чтобы выбор программы курса «ОПК» был осознанным и обоснованным, а не случайным или продиктованным узковедомственными интересами чиновников. В этой связи позволю себе рассуждение о наметившейся тенденции разработки региональных учебников и программ, в основу содержания которых положены конкретные исторические и культурные особенности той или иной местности.

Безусловно, любовь к Отечеству начинается с любви к малой родине. Но разве можно не согласиться с тем, что в этой связи говорит игумен Георгий (Шестун): «...но не следует возвеличивать свой край или национальную территорию и ставить их на один уровень выше России. Россия - река, наша малая родина - только ручеёк, а если ручеёк не впадает в реку, он пересыхает. Мы должны различать народное и национальное воспитание и образование». (Протоиерей Евгений Шестун. Православная школа.- Самара: ФГПУ Изд-во «Самарский Дом печати», 2004, С. 228).

Вывод напрашивается сам собой. Нам не следует забывать, что русский народ по сути своей многонационален. Русским называет себя каждый, кто любит Россию, кто верит в неё, почитает её самобытную историю, кто считает своим домом именно Россию, а не только свою малую родину. Поэтому так важно сначала решить сверхзадачу - заполнить пробел в знаниях детей по основам культурообразующей религии России. А уже потом в построенном доме отводить и украшать место малой родины. На мой взгляд, такая логика заложена в учебниках А.В. Бородиной, где автор как не возвеличивает, так и не ущемляет культурную традицию и историю того или иного региона. Ценность подхода А.В. Бородиной как раз и состоит в том, чтобы решить сверхзадачу, единую для всех территорий Российской Федерации.

Восстановление ущемленного права ребёнка знать историческую и культурную традицию Отечества открывает возможность восстановить главный ориентир в воспитании - органичное соответствие поведения человека нормам духовной традиции и нравственности. Известно, что в основе нравственности лежит безусловное и внеисторическое религиозное начало (Т.И. Петракова). Это устои. А устои для того и существуют, чтобы придавать устойчивость, стабильность (человеку, обществу). В авторском варианте восстановления духовной традиции в образовании приоритетным является духовно-нравственное развитие личности ребёнка и взрослого, а поэтому в качестве базовых компонентов культурной среды видятся: саморазвитие педагогического сообщества; детско-взрослая событийная общность; педагогическая поддержка ребенка, дополненная духовными категориями сакральной сферы; педагогические традиции; педагогические новации, укрепляющие качество образования и образовательной среды. Задача это не простая, но вполне реальная для тех мест, где не ждут указаний «сверху», а используют местные ресурсы для совместной деятельности органов муниципальной власти, органов управления образованием и Русской Православной Церкви.


Одно из зданий ноосферной школы - городская усадьба, памятник архитектуры XIX века

На примере средней общеобразовательной ноосферной школы г. Боровска Калужской области просматривается попытка обновления развития школы в направлении подлинно культуросообразного образования, которое обеспечивается новым типом педагогики - «педагогикой поддержки», дополненной духовными категориями сакральной сферы. Есть все основания утверждать, что в школе уже сложился прообраз культурной педагогической среды, а в перспективе детско-взрослое сообщество способно вырастить уникальную модель школы полного дня.

Что повлияло на обновление развития школы?

В организации повседневной жизни школы, как справедливо замечено Л.С. Силаевой, доминирует не административная структура, а сплоченное детско-взрослое сообщество, владеющее универсальной формой организации обновления образования - совместной деятельностью педагогов, учеников, родителей. (Л.С. Силаева. Школа нового поколения /Серия «Новое в образовании Боровского района», Вып. №2, Боровская ноосферная школа - школа педагогического поиска/. Обнинск: ОГИЦ, 2004). Поэтому давно сложилось правило: прежде, чем что-то в школе изменится, сначала пройдут специальные исследования, потом организуются открытые дискуссии по их результатам.

Так было и весной 2004 г., когда в Программе развития школы на период 2004-2008 гг. было решено выделить в ряду других основополагающий принцип организации жизнедеятельности школы «Ориентация на русские национальные традиции и ценности» . Появление такого принципа стало результатом осмысления педагогическим сообществом десятилетнего опыта работы в эколого-этнографическом направлении и опыта преподавания в рамках дополнительного образования предмета «Духовная культура». Дополнительную уверенность в необходимости данного принципа принесло участие в конкурсе «Лучшие школы России - 2004», когда эксперты задавали Инессе Геннадьевне Харитоновой, директору школы, вопросы, среди которых были близкие по смыслу. «А что изучается в предмете «Духовная культура», если у вас учатся дети разных национальностей и разного вероисповедания?». «Почему предмет не назвали «Основы православной культуры»?». «Какие три позиции характеризуют своеобразие школы?». «Какое место отводится духовной культуре в ноосферной концепции?».


Инесса Геннадьевна Харитонова - директор ноосферной школы, Почетный работник общего образования РФ, кандидат биологических наук

Главной целью введения предмета «Духовная культура» всегда было и остается духовно-нравственное развитие детей на основе вековых традиций русской культуры, считает Инесса Геннадьевна Харитонова. И это действительно так, ведь известно, что в процессе уроков через знакомство с православным миропониманием перед детьми раскрывается традиция - образ жизни, нравственный закон, религиозная личная свобода и ответственность христианина перед Богом. Школьники знакомятся с выдающими событиями христианской истории, с основными дефинициями Православия. Дети узнают истинный смысл главных государственных символов России - герба, флага, гимна, лозунга русского воинства: «За Веру, Царя и Отечество», высшей государственной награды России - ордена Андрея Первозванного.

Если заглянуть в историю школы, то оказывается, что в 1994 г. Нина Захаровна Зуб, директор воскресной школы Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, фактически оказалась в числе первопроходцев. Она взяла на себя благородную миссию внести основы православной культуры в общеобразовательную школу.

«Конечно же,- рассказывает Инесса Геннадьевна Харитонова,- это сделать было нелегко. Например, не сразу догадались, как быть с детьми другой веры? Как объяснить существование в обществе разных взглядов на возникновение жизни на земле? Как выдержать историко-культурологический подход и не увлечься вероучительным? Особенно много нареканий среди родителей вызывало отсутствие учебных пособий для детей и целостной образовательной программы. Однако на сегодня эти и подобные трудности преодолены во многом благодаря тому, что отдел образования обеспечил школу учебно-методическим комплексом».

Это позволило Н.З. Зуб перейти на системное преподавание историко-культурологического курса «Основы православной культуры» по программе «История религиозной культуры» (автор А.В. Бородина).

Кроме названного историко-культурологического курса, уже много лет в ноосферной школе успешно реализуются авторские программы эколого-этнографических и культурологических курсов с элементами краеведения. В 1-4 классах это программа «Дом», в 5-6 классах - «По меридианам и параллелям», в 7-8 классах - «Дерево земли, на которой я живу». В этих курсах в процессе разнообразной исследовательской и проектной деятельности школьников конкретизируются связи природных условий, образа жизни и культурных традиций народа. (И.Г. Харитонова, Т.В. Анохина, Т.И. Климкина. Система экологического образования в ноосферной школе /Серия «Новое в образовании Боровского района», Вып. №2, Боровская ноосферная школа - школа педагогического поиска/. Обнинск: ОГИЦ., 2004). Успешной реализации названных программ во многом способствовало участие школы в областном эксперименте по формированию у детей основ экологической культуры.


«Вот она - малая родина» - почувствовала Настя во время экскурсии

Есть еще одно уникальное своеобразие школы - это институт классных воспитателей, который не просто отличает школу от других, а несёт в себе огромный потенциал для духовно-нравственного воспитания и развития личности.

В системе образования Боровского района на сегодняшний день есть реально сложившийся прообраз современной культурной педагогической среды. Это средняя общеобразовательная ноосферная школа г. Боровска, где с 2004 г. просматривается обновление развития школы в направлении восстановления духовной традиции, что отражается в Программе развития на 2004-2008 гг. Есть все основания утверждать, что в перспективе детско-взрослое сообщество способно вырастить уникальную модель школы полного дня. При условии, правда, что не возникнут внезапные форс-мажорные обстоятельства...

Итак, школа уже много лет работает в режиме продленного дня - с 8.00 до 17.00 часов. Каждый ребёнок имеет возможность гибко сочетать академические занятия (общие для всех) и студийные (добровольные - по интересу, то есть по личному выбору и выбору родителей). Поскольку в каждом классе учится небольшая группа детей, то это позволяет учителям эффективно организовывать работу на уроках, часто применять индивидуальные именные задания, совместно с детьми выполнять проекты и исследования.



Есть важное отличие на начальной ступени обучения - смена динамических поз. Что это такое? Часть урока ребенок сидит за партой, а другую часть - стоит за конторкой. Зачем это нужно? Чтобы предупредить закрепощение двигательной активности на уроке. Ведь учеными давно доказано негативное влияние на формирование опорно-двигательного аппарата продолжительного статического сидения за партой.

Но не только смена динамических поз составляет методику доктора В.Ф. Базарного, по которой школа работает уже 7 лет. Есть и другие приемы, направленные на то, чтобы предупреждать переутомление детей. Например, глаза детей отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям. Это так называемая зрительная гимнастика с помощью нарисованных концентрических кругов на потолке. Ещё одним обязательным элементом методики является хоровое исполнение народных песен. Коллективное пение - это нравственно значимый сигнал гармонично звучащего пространства. Так формируется коллективная чувствительность, сонастроенность, сорадование, сопереживание...

Но не будем перечислять все дидактические находки педагогов школы. У нас иная задача. Поэтому дальше речь пойдет о тех, кто гарантирует нормальные безопасные условия образования, позволяющие ставить и решать задачу духовно-нравственного развития личности. Это институт классных воспитателей - детище заслуженного учителя РФ Алины Дмитриевны Жестокановой. Она хорошо понимает, что продленный день предполагает не только развивающие программы и современные технологии для академических и студийных занятий. Это ещё и горячее питание, и прогулки с играми на свежем воздухе, и самоподготовка, и танец, и разнообразная коллективная воспитательная работа, и индивидуальная педагогическая поддержка, и яркие незабываемые школьные праздники. Будучи лично знакома с Олегом Семеновичем Газманом, известным учёным, педагогом, общественным деятелем-реформатором, который ввел новую фигуру в образовании - классного воспитателя, она с первых дней работы ею созданной школы определяет главный приоритет - разностороннее целенаправленное воспитание ребенка. Чтобы это не осталось декларацией, сразу же появился главный педагог - классный воспитатель. Исторически так сложилось, что учёный О.С. Газман одним из первых увидел в воспитателе-профессионале большой потенциал духовного наставничества, а ноосферная школа в числе первых школ страны убедилась в этом на практике. Сегодня институт классных воспитателей не просто отличает ноосферную школу от других, а несёт в себе огромный потенциал для восстановления духовной традиции в образовании.

Педагогическая поддержка самоопределения

Духовно-нравственное развитие личности предполагает не только сообщение учащимся знаний, ценностей, норм и правил поведения в обществе. Это понятно учителям и воспитателям и они хорошо это умеют делать. Но есть и другая важная составляющая, которая слабо осознается педагогами и почти не используется в образовательной практике - это задача освоения переданного.

Вот как об этом рассуждает О.С. Газман: «Так, совершенно очевидно, что если мы будем передавать духовные ценности от одного поколения к другому в готовом, завершенном виде, то ни о какой культуре не может быть и речи. Так, скорее, можно заложить конфликт поколений, а потом гасить его дисциплинарными мерами... Учёный предлагает совместную выработку ценностей, норм, задач, социальной деятельности, то есть духовное творчество старших и младших, продуктом которого является жизненная позиция. При таком подходе процесс воспитания и педагогической поддержки саморазвития начинается не с постановки перед детьми целей (как утверждают наши учебники), а с совместной выработки целей, актуализации идеалов, осмысления способов самоопределения в жизненной практике. Таким образом, освоение переданного взрослыми происходит через личностный выбор и самоопределение. Важнейшим механизмом его запуска является помощь ребенку в понимании себя, в предъявлении себя себе; в формировании умения рассказывать о своих чувствах, переживаниях; в фиксации причин возникновения тех или иных состояний; в выборе реальных шагов для изменения своего менталитета, в определении плана собственных действий для достижения нравственного результата». (О.С. Газман. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М., 2002).

Без умения выбирать, то есть способности к самоопределению, человек теряет возможность обрести культуру, осуществить себя как человека самобытно-индивидуального и активно преобразующего окружающую общественную жизнь.

В архивных материалах по результатам первой проектной Игры «Педагогическая поддержка ребёнка в образовании» (г. Боровск, 1995 г.) сохранились более поздние мысли ученого, где он прямо говорит о самостроительстве человека по образу и подобию Божьему, о том, что «...есть некоторые нормативные ценности. Не убий. Не укради. Не сделай другому того, что ты себе не желаешь... Тут выбирать нечего!..».

Как же в школе педагогически обеспечить личностный выбор и самоопределение? Тем более в сфере духовного самоопределения, где свобода личности нравственная (абсолютная). Не забывая при этом, что школа становится лишь преддверием Церкви, а не её заменою. Так вот, в данной школе учителя и классные воспитатели придерживаются понимания личности как человека, свободно и ответственно определяющего свое отношение: к миру, к людям, к самому себе. Из этого следует, что каждый ребенок и взрослый свободно и ответственно выстраивает свое отношение к Богу и с Богом. Создание такой атмосферы духовной свободы и нравственного самоопределения позволяет сначала взрослому научиться выбирать, чтобы потом педагогически обеспечить нравственный выбор ребенка, его родителей. Эту задачу призвана решить новая норма профессиональной деятельности - педагогическая поддержка. В ней центральное место занимает личностно значимая проблема ребенка, а не взрослого. Этим она выделяется из практики глубинного воспитания, в котором наряду с детскими проблемами решаются проблемы взрослых - педагогов, родителей. Проблема становится отправной точкой общения педагога и ребенка, а поэтому так важно не пропустить, вовремя заметить переживание ребенком чувства неудовлетворенности собой. Помогая ребенку, классный воспитатель поддерживает в нем внутренние силы, подвигает к самостоятельным мыслям и нравственным поступкам.

В ноосферной школе освоение технологии педагогической поддержки самоопределения происходит в проектном семинаре «Теория и практика педагогической поддержки». Опыт показывает, как трудно бывает педагогу, во-первых, научиться различать проблему ребенка и проблему свою (равно как и других), во-вторых, выбрать того ребенка, которому в первую очередь будет оказывать педагогическую поддержку, в-третьих, воспринимать возраст детства как полноценный период земной жизни человека.

Справиться с третьей трудностью помогает знакомство с православно ориентированным воспитанием в контексте социализации, где рассматривается отношение человека к Богу и с Богом. Здесь снимается извечный вопрос воспитательных систем - ребенок готовится к жизни или уже живёт здесь и сейчас.

Почему? По учению Православной Церкви человек призван к богообщению в течение всей своей земной жизни. В процессе личностного общения человека с личностным Богом актуализируются все три сферы бытия человека - духовная, душевная и телесная. В христианстве главным событием в жизни человека является Евхаристия. И тот факт, что Православие (единственное из христианских конфессий) допускает детей к полноправному участию в Таинстве Евхаристии практически от рождения, содержит в себе однозначный ответ - ребенок уже живёт здесь и сейчас. Православное миропонимание признает за ребенком все права полноценной личности, и в качестве основного права - право на общение с Богом. (Т.В. Склярова. Православное воспитание в контексте социализации: М.: Изд-во ПСТГУ, 2006.).

Признание значимости и ценности возраста детства для духовно-нравственного развития личности дает однозначный ответ родителям и педагогам, которые сомневаются, когда ребенка знакомить с основами православной культуры. Позиция взрослых: вырастет - сам решит, во что и как ему верить, демонстрирует ущербность детско-взрослой общности, то есть нарушение связей и отношений между детьми и взрослыми. Родителям, так поступающим, напомним слова Святителя Иоанна Златоуста, что нерадение о детях своих есть величайший из всех грехов...

Способна ли семья восстановить традицию?

Недавно в интервью журналу Семья России Министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Сергеевич Соколов доступно объяснил своё понимание идеальной семьи. Это три поколения, живущих вместе: бабушка, дедушка, папа, мама и дети. Вот тогда и снимаются злополучные проблемы отцов и детей. Бабушка и дедушка обязательно отрегулируют отношения. Это три разных взгляда на один мир - и они начинают друг друга обогащать... На вопрос о его образе духовно здоровой семьи будущей России министр ответил так: «Я не думаю, что мы что-то новое будем находить вдали от десяти Заповедей, потому что семья - это то, что зиждется на этих ценностях - они уже давно и окончательно сформулированы...».

Педагоги школы, разделяя такой подход, столкнулись с новой тенденцией. Недавно классный воспитатель получила неожиданный результат проективного рисунка «Моя семья», который регулярно применяет в своей работе. В классе есть большая группа детей, о которых заботятся бабушки, не проживающие вместе с внуками. Бабушки с утра приводят внуков в школу, забирают их в конце дня, охотно интересуются учебными достижениями, выполняют все поручения классного воспитателя, присматривают за внуками до прихода родителей, а то и позже... Вечером, как правило, они уходят в свой дом или квартиру. Спрашивается, только ли по этой причине дети не нарисовали бабушек в составе своей семьи? Или за этим фактом скрываются глубинные нарушения отношений и связей взрослого и ребенка, то есть налицо ущербность детско-взрослой общности, в которой выросло уже не одно поколение без Бога в сердце и без царя в голове, как говорят в народе. Как следствие безбожия стали выявляться новые, ранее не встречавшиеся разрывы межпоколенных связей, которые, по мнению ученых, могут характеризоваться как пограничное состояние детско-взрослой общности: событийная оккупация; событийная депривация; событийная лабильность (А.В. Шувалов, 2000).

Как реабилитировать детско-взрослую общность? Очевидно, что нужны усилия самих взрослых - родителей, педагогов. Поэтому классными воспитателями ищутся новые способы работы с родителями, предлагаются групповые и индивидуальные консультации, где раскрывается значение и роль родителей и прародителей в духовно-нравственном развитии детей. Родителям учащихся первого класса и родителям вновь прибывших учеников всегда рассказывают о предмете «Духовная культура», показывают программу и учебники А.В. Бородиной. С нынешнего учебного года отдельные классные воспитатели участвуют в проекте «Традиционный образ семейной жизни в отечественной культуре». Под руководством классного воспитателя Екатерины Владимировны Шининой идет полным ходом совместная работа детей и родителей по созданию родословной, по описанию жизнедеятельности выдающихся родственников.



Как можно распознать духовно-нравственное развитие личности?

Внутренний духовный мир человека - сфера глубоко личностная и интимная, что не может быть измерено. Однако проявляться духовно-нравственное развитие личности может в отношении человека, например, к базовым ценностям современной отечественной культуры. Распознать это классным воспитателям помогает методика «Личностный рост» (Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Методика педагогической диагностики (Ж. Классный руководитель 6, 2003 г.)). Здесь в качестве базовых ценностей рассматриваются такие феномены современного общества как Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура.

Известно, что воспитание может быть как ориентирующим ребенка на позитивные ценности, так и на негативные. Исходя из трех основных сфер бытия человека (окружающий мир, другие люди - общество, сам человек) используется идея личностного роста - личностного регресса. Противопоставляются показатели ценностного и антиценностного отношения личности к базовым ценностям. Например, отношение к семье может проявляться уважением семейных традиций, гордостью за свой род, свою фамилию. Это ценностное отношение. Противоположным будет социальная беспочвенность, игнорирование ответственности за продолжение жизни. Это уже антиценность. Личностный рост позволяет сравнивать ребенка не с другим, а с самим собой, подчеркивая тем самым позитивные или негативные изменения, произошедшие в нем.

Ещё классные воспитатели пользуются методикой Робинзон, «Золотая рыбка», проективными рисунками «Моя семья», «Дом», «Дерево», «Человек», «Весь мир», «Самый добрый человек» и др. Иногда детям предлагается написать сочинение на тему «Моё будущее», «Я через десять лет» и др. Вот какие данные предоставлены Светланой Александровной Селезнёвой, зам. директора по воспитательной работе.



По методике «Личностный рост» классные воспитатели выявили главные приоритеты выпускников 2006 г.: создание семьи, воспитание достойной смены, достижение своих целей без нарушения главных заповедей, постоянное самосовершенствование. И уже следующее место заняли: реализация себя в профессии, создание успешной карьеры.

Развитие педагогической культуры учителя

Учителя школы всегда участвуют в районных историко-культурологических семинарах кандидата культурологи А.В. Бородиной. Зам. директора по воспитательной работе С.А. Селезнева в 2007 г. повысила квалификацию при КОИПКРО по программам «Православная культура и образование», «Психолого-педагогические аспекты» (автор М.Н. Миронова) и «Основы православной культуры в светском образовании» (автор А.В. Бородина).

Сейчас Светлана Александровна посещает занятия районного методического объединения учителей, преподающих курс «Основы православной культуры». Фактически всем интересующимся классным воспитателям Светлана Александровна оперативно сообщает основное содержание занятий, иногда это превращается в дискуссию.

Директор Воскресной школы Свято-Пафнутьева Боровского монастыря Нина Захаровна Зуб, преподающая в школе «Духовную культуру», периодически повышает свою квалификацию по курсу «Основы православной культуры».

Представители школы участвуют в Международных Рождественских Образовательных чтениях и Свято-Пафнутьевских Образовательных чтениях. Дважды (2003 г. и 2005 г.) учителям и воспитателям предоставлялась возможность повышения квалификации при КОИПКРО по проблеме «Педагогическая поддержка ребенка в образовании» (автор Т.В. Анохина), где педагоги не только осваивали технологию педагогической поддержки ребенка. Они самостоятельно определяли личностно-смысловые детерминанты собственного профессионализма (по методике М.Н. Мироновой).

Такое самораспознавание помогает понять, ради чего педагог делает новую работу, в чем смысл выполняемых действий, во имя Кого осуществляется служение на педагогическом поприще. Самое трудное для педагога сердечно принять, что ребенок - это отдельная, неповторимая, уникальная свободная личность - образ и подобие Божье. Но ещё надо осмыслить, что и личность педагога, также как и личность ребенка, по сути, одно - образ и подобие Божье. Образ личности дан, а подобие задано.

Как только педагог в этом определится, сразу меняется его отношение к ребенку и к своему профессиональному предназначению. Он ребенка не унижает, не оскорбляет, не провоцирует, а с любовью, кротостью, смирением, нежностью помогает взращивать способность различать добро и зло, жить по совести.

Не воспитатель спасает души воспитанников, это делает Бог. А вот от того, как педагог относится к своим воспитанникам, напрямую зависит его спасение. И возрастные ограничения здесь недопустимы. Обычно в педагогике учитель знает свой предмет и учит этому ребенка. В духовном возрастании истинным учителем является тот, кто имеет мужество признать свою немощь. Такой человек постоянно работает над собой, и его образ жизни является поучительным для ребенка.

Подобные педагогические размышления чаще происходят на индивидуальных консультациях, которые проводит автор статьи. Эти консультации необходимы не только для преодоления препятствий детей на пути образования их личности, и не только для решения профессиональных проблем классных воспитателей, учителей, администрации. У них есть сверхзадача - актуализировать мировоззренческие проблемы людей, которые переживают трудности в профессии (часто и в личной жизни) и не соотносят их с целостным контекстом жизнедеятельности, где ещё не произошла Встреча с Творцом. Поэтому консультации напоминают больше поддерживающий исповедальный диалог, который описан автором как специфическое средство в педагогике поддержки. (Анохина Т.В., 2006.)

Достижения и проблемы

Достижения детско-взрослого сообщества школы признаны на самом высоком уровне. Это получение в 2007 г. миллионного гранта по результатам участия в Приоритетном Национальном Проекте «Образование». Это победа в конкурсе «Лучшая школа России - 2004» в номинации «Школа педагогического поиска». И, конечно же, неоднократные победы учеников во Всероссийской олимпиаде по экологии (учитель И.Г. Харитонова) и многочисленные победы детей и педагогов в олимпиадах и конкурсах районного и областного уровня.

В этой связи небольшая ремарка. На сегодняшний день в системе образования района отсутствует современный мониторинг достижений школ. Достаточно увидеть в ежегодном информационно-статистическом сборнике указание количества побед без соотнесения с количеством детей школы (или детей, изучающих данный предмет). Ноосферная школа при таком подсчете теряется среди больших школ. Тем не менее, образовательные результаты школы правильно осознаются детьми и взрослыми, что открывает им путь к дальнейшему совершенствованию и развитию. А вот где требуется приложение сил, указывают проблемы, которые по предложению автора статьи обсуждались и формулировались директором школы И.Г. Харитоновой и зам. по воспитательной работе С.А. Селезнёвой.

Здесь приводятся не вообще проблемы школы. Речь идет о духовно-нравственном развитии личности педагогов, поскольку это есть фундаментальное условие нормального образования личности растущего человека. Это им, педагогам, не по своей воле лишенным религиозного образования, приходится самостоятельно и кропотливо в повседневной жизнедеятельности восстанавливать единство и преемственность национальной культуры - сначала в своём сознании, а потом только в сознании детей.

Проблема 1. Упрощенное понимание духовности учителями гуманитарного цикла, что не позволяет им в полной мере раскрывать духовный и нравственный потенциал содержания базовых предметов.

Проблема 2. Осмысление нынешней концепции ноосферной школы в свете православного миропонимания.

Проблема 3. Случайный характер интегрированных связей базовых предметов и предмета «Духовная культура», а также слабое развитие внеурочной деятельности по предмету «Духовная культура».

Проблема 4. Недооценивание классными воспитателями, учителями и родителями влияния на личностное здоровье ребенка, а значит и на духовно-нравственное его развитие, ущербности детско-взрослой общности.

Проблема 5. Отсутствие опыта конструктивного противостояния некоторым социальным институтам г. Боровска и района в массовых развлекательных и конкурсных мероприятиях, смысл организации которых зачастую весьма далек от ориентиров на Добро, Истину, Красоту...

Приглашаем к разговору

Конечно, названные проблемы, будут обсуждаться внутри школы и наверняка найдутся оптимальные решения. Однако некоторые из проблем целесообразно обсуждать в более широкой аудитории, например, на специальной секции учителей гуманитарного цикла Свято-Пафнутьевских Образовательных чтений, или на круглом столе по развитию культурной педагогической среды школы. Участниками круглого стола могли бы стать учителя, которые давно ведут предмет «Основы православной культуры», а также лучшие учителя - победители конкурса в Приоритетном Нацпроекте «Образование». Разумеется, на Круглом столе крайне необходимо участие священнослужителей, которые уже сотрудничают со школами и детскими садами или хотят внести свой вклад в восстановление духовной традиции в системе образования Боровского района.

Ещё в начале 90-х годов О.С. Газман называет приоритетной задачей создание вокруг ребенка атмосферы духовной свободы и нравственного самоопределения. Так должно стать, надеется учёный. Её должны брать на себя и учителя, и родители, и любой зрелый человек. Тем более эту задачу должен решать профессионал - учитель, воспитатель.

Сегодня смысл такой задачи уже заложен в Законе Об Образовании, где указана задача формирования духовно-нравственной личности. Насколько это изменит ситуацию в школе, семье и обществе? Будет ли сделан Министерством образования и науки РФ следующий шаг, гарантирующий на федеральном уровне введение в общеобразовательных школах предмета «Основы православной культуры»?

Поможет ли государство тем школам, которые действительно захотят восстановить духовную традицию отечественной культуры, понимая и веря, что твердая опора на прошлое - залог всех устремлений в будущее?

Православный календарь