Поиск по архиву

29 марта 2013г.

XIV Свято-Пафнутьевские образовательные чтения

Чтения начались с молебна в Благовещенском кафедральном соборе г. Боровска. Традиционно в программу Чтений были включены мероприятия, связанные с системным многолетним преподаванием «Основ православной культуры» в образовательных учреждениях Боровского района, а также Калуги, Кирова, Людинова, Обнинска, Тарусы, с работой священнослужителей с молодежью, а также с отношениями власти церковной и государственной. Работа в этих направлениях рассматривалась на Секциях: «Церковь и школа», «Церковь и молодежь», «Власть церковная, власть государственная: учимся соработничеству».
Впервые в рамках Чтений проходили Секции «Искусство», «Православная книга», «Церковь, государство и СМИ». Международная научно-практическая конференция «Церковное шитье в современной жизни православного храма», состоявшая 20-22 февраля, собрала более ста участников из России, Украины, Белоруссии. Замечательной находкой организаторов назвали участники Чтений включение в программу выставки художника, культуролога Наталии Дмитриевны Овсиенко «Родные мотивы». Есть надежда, что такая выставка украсит Богородично-Рождественские образовательные чтения, которые традиционно проводятся в сентябре в Калуге.
В мероприятиях Чтений участвовало около пятисот человек. Из них около двухсот были участниками пленарного заседания с высоким уровнем представительства государственной и церковной власти, ученых и богословов. Впервые секционная работа не только проводилась в здании администрации г. Балабаново, но готовилась руководством непосредственно в сотрудничестве с представителями Свято-Пафнутьева монастыря.
Некоторые итоги секционной работы удалось подвести при обсуждении вопросов освещения православной темы в средствах массовой информации. Главным итогом является признание своеобразия нынешнего периода в истории нашей страны, когда между Церковью и государством выстраиваются новые отношения партнерства и соработничества, когда каждая сторона имеет свою конечную цель: государство печется о земном благополучии людей, а Церковь - об их спасении для жизни вечной. Но в достижении этих целей государство и Церковь объединены общим стремлением к истине, торжеству добра и ограничению зла, объединены духовным и нравственным смыслом соработничества, в основе которого известный из истории принцип «симфонии властей».
По результатам проведенного опроса участников Секции «Церковь и школа», преимуществом нынешних Чтений явилось то, что организаторы предоставили возможность обменяться опытом работы не только образовательным учреждениям Боровского района, но и ресурсным центрам Калужской области. И не только перед пленарным заседанием, но и во второй день работы в муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Балабаново. Здесь состоялось торжественное открытие и освящение школьного кабинета основ православной культуры, после чего гости побывали на четырех открытых уроках, а затем обсудили вопросы государственно-общественного управления образованием в духовно-нравственной сфере. Тон обсуждения, безусловно, был задан накануне и приветственными словами почетных гостей, и глубокими по содержанию докладами доктора исторических наук Сергея Вячеславовича Перевезенцева «Культурные и духовные смыслы русской истории», протоиерея Олега Стеняева «Христианство и патриотизм», кандидата культурологии Аллы Валентиновны Бородиной «О семейной святости святой Императорской семьи», протоиерея Александра Клещукова «Организация жизни прихода в современных условиях» и другими выступавшими на пленарном заседании, а также продуктивной дискуссией между директорами школ и священнослужителями на Круглом столе «Власть церковная, власть государственная: учимся соработничеству», который состоялся накануне в конференц-зале Миссионерско-просветительского центра Свято-Пафнутьева монастыря сразу же после пленарного заседания.
Именно здесь стал очевиден факт: действительно наступил новый этап соработничества, для которого характерно то, что в настоящее время учатся этому одновременно и священнослужители, и руководство районной власти, и директора образовательных учреждений. Красноречивым подтверждением служат две фразы. Одна принадлежит священнику: «Ну не могу я так сразу прийти в школу, я к этому иду постепенно». А вторая фраза принадлежит директору школы, с которой она обратилась к советнику главы администрации Боровского района по вопросам духовно-нравственного воспитания Т.В.Анохиной: «Дайте нам священника в школу». Хотя за школой и закреплен священник, но директор, видя его занятость, просит для своей большой школы того, кто бы смог бывать в школе хотя бы один раз в неделю, чтобы с ним можно было системно наладить работу. Уроки есть кому вести, но остается значительный участок внеурочной деятельности, есть огромная потребность у педагогов получить консультацию священнослужителя, есть родители, которые не могут пока пойти в храм, они просят директора устроить им встречу со священником. Конечно же, понятна озабоченность директора, и такая просьба будет удовлетворена. Потребность школьной практики известна и федеральному министерству образования и науки, поэтому есть прямые рекомендации привлекать священнослужителей для разъяснения введения «Основ религиозной культуры и светской этики», для участия священнослужителей в семинарах, курсах повышения квалификации учителей. О том, что задача привлечения священнослужителей для работы в школах решается в масштабах всей Калужской епархии, сказал на Круглом столе архимандрит Серафим (Савостьянов), подчеркнув, что наше общество вступает в тот период, когда в средствах массовой информации появляются статьи, искажающие отношение народа к решению государственной власти закрепить обязательное изучение в школе основ православной культуры. Поэтому так важно сплотиться в разъяснении на местах подлинного социального заказа на приобщение детей к духовным и нравственным ценностям отечественной культуры.
Нельзя не сказать, что приятной неожиданностью для всех участников Чтений явились те позитивные изменения, которые произошли в школе №4 за короткий период, буквально за несколько месяцев этого учебного года, после того, как приказом регионального министерства образования и науки за школой закреплен статус ресурсного центра Калужской области. Теперь на базе школы стажируются работники и педагоги системы образования по теме «Модель государственно-общественного управления образованием в условиях формирования культурной среды Боровского района на основе духовной традиции Православия». Если говорить проще, то в эту школу приезжают для того, чтобы узнать путь, по которому уже много лет идет администрация Боровского района и все педагогическое сообщество района, благодаря тесному сотрудничеству с насельниками Свято-Пафнутьева Боровского монастыря и с духовенством Боровского благочиния. Начало этому сотрудничеству было положено много лет назад, когда социальную сферу в администрации курировала Валентина Игнатьевна Богачева. Однако потом наступил период ослабления внимания к преподаванию «Основ православной культуры» на федеральном и региональном уровне. Именно тогда в системе образования Боровского района произошло заметное оживление, благодаря разработанному Т.В.Анохиной муниципальному проекту «Развитие культурной педагогической среды на основе духовной традиции Православия». Успех реализации проекта был обеспечен тем, что в основу формирования педагогической среды было положено новое историко-культурологическое содержание курса «Основы православной культуры» по программе А.В. Бородиной. Напомним, что исследовательская работа по проекту осуществляется с ноября 2006 года по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента.
Участники нынешних Чтений подчеркнули, что в боровском опыте ярко проявляется стратегическая линия, четко обозначенная Губернатором Калужской области Анатолием Дмитриевичем Артамоновым, который существенно опередил даже административные решения федерального уровня. И теперь в Калугу и Боровск приезжают познакомиться с проверенными временем механизмами реализации этой стратегии. Приезжают не только педагоги, но и руководители органов местного самоуправления.
Подобный опыт работы в духовно-нравственной сфере есть и в других муниципалитетах Калужской области, поэтому своевременными оказались замечательные стендовые доклады перед пленарным заседанием Чтений и оживленная дискуссия об опыте работы школы № 4 города Балабаново, Кировского лицея, лицея «Держава» г. Обнинска, г. Тарусы на Круглом столе. Интересным и полезным было сравнение ситуации в школах нашего региона и Москвы, о чем рассказала ученый Наталья Яковлевна Лактионова.
Поэтичность и одухотворенность боровского края отметил заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Николай Павлович Овсиенко, также присутствовавший в президиуме Чтений, а ранее, в ходе рабочего визита в Калужскую область летом прошлого года, побывавший в Свято-Пафнутьевом монастыре. Николай Павлович сказал, что поддерживает мнение митрополита Климента о том, что боровская земля - это особое место в Калужской области, ведь в Боровске самое большое количество храмов на душу населения, что говорит о духовных традициях, которые эта земля хранит.
Примечательно, что в приветственном слове митрополита Климента говорится, что основанный в 1444 году отцом нашим преподобным Пафнутием монастырь стал оплотом Православия на русской земле и неизменно пользовался благосклонностью и поддержкой венценосной династии Романовых, а короны над крестами Собора Рождества Пресвятой Богородицы свидетельствовали о гармонии государственной власти той эпохи и Русской Православной Церкви.
Будем надеяться и просить Царицу Небесную ходатайствовать пред Господом, чтобы и в наше время не только на боровской и калужской земле, но по всей стране нашей возобновлялось и укреплялось соработничество Церкви и государственной власти в таком важном деле, как духовно-нравственное развитие и воспитание детей и молодежи.

Тамара Викторовна Анохина,
координатор Чтений
Фото: Андрей Сигутин,
Никита Васюков

 

«ЦЕРКОВЬ, ГОСУДАРСТВО И СМИ»: НАЛАЖИВАЕМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

15 марта в рамках XIV Свято-Пафнутьевских образовательных чтений в Администрации города Балабаново прошел Круглый стол «Церковь, государство и СМИ». В дискуссии приняли участие представители СМИ из Боровска, Балабаново, Ермолино, Обнинска. Стоит отметить, что эта секция Свято-Пафнутьевских образовательных чтений впервые проводилась в Администрации города Балабаново. Участников Секции поприветствовал глава Администрации г. Балабаново Евгений Алексеевич Леонов.
Со вступительным словом к присутствующим обратилась советник главы администрации Боровского района по вопросам духовно-нравственного воспитания, научный редактор изданий Свято-Пафнутьева Боровского монастыря Тамара Викторовна Анохина. Она обратила внимание всех присутствующих на то, что успешно завершилась работа участников Секции «Церковь и школа», где обсуждали накопленный многолетний опыт преподавания «Основ православной культуры» не только в школах Боровского района, но и в других муниципалитетах. Тамара Викторовна подчеркнула, что теперь этот предмет, наряду с другими предметами комплексного курса «Основы религиозной культуры и светской этики», введен для обязательного изучения в 4-х классах по всей стране. Это произошло сравнительно недавно, в сентябре 2012 г., после апробации курса в различных регионах. К этому страна долго шла. Однако в некоторых центральных СМИ уже стали появляться публикации, которые вносят смятение в общество. Они заявляют, что якобы многие родители не одобряют введение ОПК в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. И сейчас наступает новый период, когда проверяются на стойкость регионы и школы, в которых давно организован процесс изучения ОПК, а значит, имеются возможности более обоснованно и адекватно говорить о положительных моментах в преподавании этого предмета. Также немаловажен их опыт работы с родителями, которым дано право выбора этого предмета. В этой связи роль местных СМИ - оперативно и грамотно подавать материалы о том, что связано с разъяснением образовательной политики нашего государства в духовно-нравственной сфере, а также с деятельностью православной Церкви в нашем регионе.
Далее слово было предоставлено иеромонаху Макарию (Комогорову), помощнику председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви, а им, как известно, является митрополит Калужский и Боровский Климент.
- Радостно, что здесь собрались представители тех изданий, которые формируют не просто некую информационную политику в районе. Фактически, в ваших руках мечтания, желания, радость и боль всех жителей нашего региона. С одной стороны, это огромная ответственность, а с другой - колоссальный ресурс, потому что здесь, на отдельно взятой территории, вы можете участвовать в формировании мировоззрения, в первую очередь, молодого поколения. Мировоззрения, которое имеет в своей основе созидание. Главная задача - непрестанно говорить об этом всеми имеющимися у нас средствами, чтобы то поколение, которое приходит сейчас, ощущало себя хранителями и созидателями своей земли.
Соведущая круглого стола Нина Александровна Замахина (редактор газеты «Балабаново») продолжила эту мысль:
- То, что сегодня в Боровском районе впервые встретились за одним круглым столом представители светских СМИ и духовенства, думаю, очень здорово. Церковь - это важный общественный институт с огромным влиянием. Не менее важным и влиятельным институтом являются и средства массовой информации. Очевидно, что авторам светских изданий часто не хватает православной культуры и образования, именно включенности в традиционную иерархию отношений Церкви. Думаю, что представителям Церкви нужно чаще встречаться с нашей журналистской братией. Нам нужно сотрудничество, взаимный обмен мнениями, может быть, даже претензиями в адрес друг друга для более плодотворной совместной работы.
Иеромонах Макарий (Комогоров) заметил:
- Сейчас Высшим Церковным Советом готовится к публикации «Сборник методических рекомендаций при подготовке печатных изданий». Думаю, когда он выйдет, мы постараемся, чтобы в первую очередь журналисты, издательства и наши районные СМИ его получили. Это серьезный, проработанный труд, который, к сожалению, еще не утвержден. А потому требовать от журналистов слишком многого пока не стоит. Хотя церковная грамотность - это вопрос повышения культуры каждого представителя СМИ.
Издательский Совет выстроил плодотворные отношения с редакцией газеты «Вечерняя Москва», ведущей муниципальной газетой столицы, учредителем которой является Правительство Москвы. Сейчас владыка Климент - колумнист этой газеты: каждое воскресенье выходит колонка с его проповедью. Возникло интересное взаимодействие с журналистами этого издания. Теперь они в любое время дня и ночи могут звонить мне и по любому событию церковной жизни брать комментарии. В результате, интересная и корректная информация появляется на сайте и в колонке «Вечерней Москвы».
- Мне кажется, - сказала Нина Александровна Замахина, - что Церковь все же остается закрытым институтом для большей части журналистов. Не хватает той доступности, которую нам хотелось бы иметь, получая информацию из первых рук, о том, какой взгляд у Православной Церкви на события, происходящие не только в мире, но и в нашем районе. И было бы неплохо сделать так, чтобы в церковной информации на первый план выходил человек, который служит в Церкви. Это было бы важно для читателя, и приближало бы его к православию.
В беседу включилась Екатерина Александровна Амирова, главный редактор «Студии телевидения Боровского района»:
- У нас сложились хорошие отношения с монастырем: часто меня приглашают туда сделать репортаж о том или ином событии. Но хорошо бы монастырю, верстая очередной номер православного «Вестника», готовить небольшой пресс-релиз для СМИ, то есть делать рассылку, наподобие той, какую мы получаем, например, от пресс-службы губернатора области.
Тамара Викторовна Анохина заметила:
- Конечно, отец Иосиф как главный редактор хотел бы, чтобы и от нашего монастыря в СМИ поступала подобная рассылка. Но у нас пока нет ресурса, чтобы решать эту задачу.
Хорошо бы редакторам наших светских изданий организовать серию интервью со священнослужителями Боровского благочиния, репортажи о жизни священнослужителей, о том, что нового происходит в духовно-нравственной сфере в школах...
Отец Макарий добавил:
- Представители СМИ, приходя в храмы и монастыри, каждый раз открывают для себя и Церковь, и духовенство. Нам надо чаще встречаться, общаться.
Александр Константинович Гладкий, заместитель главы администрации по социальной политике-начальник отдела молодежной политики и спорта Боровского района, согласился с этой мыслью:
- Я присутствовал на двух секциях Чтений. Во всех выступлениях - один и тот же лейтмотив: надо чаще встречаться и общаться. И когда есть движение навстречу с одной стороны и с другой - мы достигаем цели. Хочу сказать спасибо представителям СМИ за освещение тех мероприятий, которые мы проводим совместно с нашим монастырем. Это и деятельность православной дружины, и проведение всевозможных праздников, и уроков ОПК. Замечу, все мероприятия освещаются в наших СМИ довольно грамотно. Чем больше будет информации о духовно-нравственном воспитании, патриотизме, тем лучше - мы это только поддержим. Я полностью согласен с предложением Тамары Викторовны о репортажах и интервью.
К обсуждению присоединилась Нина Сергеевна Филатова, заместитель главы Администрации г. Балабаново:
- Говоря о Православии, нельзя забывать о духовно-нравственных традициях, лежащих в основе очень многих мероприятий, которые мы с вами проводим. Считаю, что эти события не только надо отражать, но и постоянно приглашать на них представителей Православной Церкви. Например, на последнем мероприятии «Лыжня Балабаново» отец Димитрий Антоновский мало того, что благословил нас на это благое начинание, но и сам вместе со своей командой принял участие в соревновании. В итоге, самым ярким впечатлением у всех участников было: «А вы знаете, с нами даже отец Димитрий бежал!..» То есть это очень благотворно влияет на взрослых и детей, когда в любом деле мы друг друга поддерживаем.
Что касается СМИ, то мы всегда открыты к сотрудничеству, так как для себя определили, что обязательно в нашей муниципальной газете будут рубрики и колонки, посвященные Православию.
А вообще очень здорово, что, собравшись сегодня вместе, мы подняли эту проблему. Хотя из разговора выяснилось, что проблемы этой у нас и нет. Мы уже встали на этот путь сотрудничества, ведущий к созиданию, к совместной работе.
Отец Макарий продолжил:
- В газете о Православии нужно писать так, чтобы не утомить читателя, а заинтересовать его. И результатом публикации должно стать его желание пойти в храм - узнать то, о чем недосказано. О вере иногда лучше промолчать или недосказать, чем сказать много и скучно...
После этого батюшка высказал интересную мысль:
- Существуют же пресс-конференции глав Администрации района, города. Хорошо бы и нам, может быть, к Пасхе подготовиться и провести пресс-конференцию архимандрита Серафима (Савостьянова). Давайте не будем затягивать с этим, готовьте ваши вопросы. Причем, представители СМИ не должны переживать о том, какие можно задавать вопросы, а какие - нет. А вот священник должен будет найти ответы на все ваши вопросы. Мы ни в коем случае не должны диктовать кому-то: об этом спрашивайте у нас, а об этом - ни в коем случае. Нет, вы спрашивайте обо всем, что вас интересует, а мы уже будем готовиться так, чтобы найти ответы на эти вопросы. Наверное, это будет интересным событием, к которому необходимо хорошо подготовиться, - подытожил отец Макарий.
Присутствующие единодушно поддержали это предложение: «Мы будем ждать этой пресс-конференции». Как выразился Александр Константинович Гладкий, «мне кажется, что эта пресс-конференция с отцом Серафимом станет мостом, соединяющим духовенство и представителей «четвертой власти». Думаю, это будет хорошим началом нового этапа взаимодействия Церкви, государства и СМИ».
Итог круглого стола подвела Тамара Викторовна Анохина:
- Мы выполнили поставленные перед нами задачи. С одной стороны, обсудили проблему освещения православной темы в СМИ, а с другой - подвели итоги работы всех наших шести секций. Более того, мы ушли от поверхностного взгляда на вопрос взаимодействия Церкви, государства и СМИ. Самое главное, что участники Круглого стола признали, что в Боровском районе проблемы, связанные с падением нравственности детей и взрослых, решаются всем миром - не формально и не декларативно, и что без участия православной Церкви с этим не справиться. Издательством нашего монастыря выпускается детский журнал «Кораблик», газета для учителей «Боровский просветитель» и еженедельник «Вестник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря». И это хорошее дополнение нынешним средствам массовой информации нашего региона.
Слава Богу, что сегодня состоялся наш диалог. Благодарю всех, кто участвовал в заседании, в особенности, наших ведущих: Нину Александровну Замахину, Андрея Викторовича Сигутина, а также Александра Константиновича Гладкого и Нину Сергеевну Филатову. Надеюсь, такие встречи в Администрации Балабаново станут традиционными.

 

А.В. Сигутин
Фото:

 

Новый этап соработничества

 

ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО
УПРАВЛЯЮЩЕГО КАЛУЖСКОЙ ЕПАРХИЕЙ
ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ИЗДАТЕЛЬСКОГО СОВЕТА РУССКОЙ
ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО КЛИМЕНТА УЧАСТНИКАМ
XIV СВЯТО-ПАФНУТЬЕВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ

Дорогие братья и сестры!
Сердечно приветствую гостей и организаторов XIV Свято-Пафнутьевских образовательных чтений, посвященных 1025-летию Крещения Руси и 400-летию Дома Романовых.
Эти события - ключевые в истории великой державы и в развитии российской государственности. С Крещения Руси 1025 лет назад началось объединение славянских народов, просвещение их светом Христовым. С тех пор наше Отечество с честью выдержало много испытаний и потрясений. Единство на основе веры в святые идеалы Православия позволило русскому народу выстоять, сохранить свою идентичность. Россия переживала периоды взлетов и падений, которые были неразрывно связаны с духовным состоянием общества: следование заповедям Христовым приводило к годам благоденствия и процветания, отступление - к годам испытаний и войн. 400 лет назад, когда страна задыхалась от внутренних междоусобиц и иностранной интервенции, венчание на царство Михаила Федоровича - первого царя из династии Романовых, стабилизировало и сплотило общество. Из небольшого Московского царства, которое стояло на грани исчезновения в Смутное время, в период правления Романовых оно стало сильным государством и вошло в семью европейских держав. За время правления династии Романовых Россия стала сильной державой, которая добилась благоденствия и процветания своих граждан, уважения зарубежных стран. Правители династии Романовых неизменно радели о распространении Христовой веры, созидании храмов, стремились содействовать сохранению духовных традиций русского народа и его национальной самобытности.
И сегодня важно вспомнить эти памятные даты именно здесь. Ведь в 1444 году на боровской земле был основан отцом нашим преподобным Пафнутием монастырь, который стал оплотом Православия на русской земле и неизменно пользовался благосклонностью и поддержкой венценосной династии, а короны над крестами Собора Рождества Пресвятой Богородицы свидетельствовали о гармонии государственной власти той эпохи и Русской Православной Церкви.
И ныне я призываю участников Чтений непредвзято осмыслить историю России и осознать тот факт, что экономическое процветание государства возможно только на твердом фундаменте исполнения Христовых заповедей.
Призываю Божие благословение на всех, уповая на то, что стремление к поиску исторической правды и непреложной Истины станет залогом плодотворного соработничества Церкви и государства.
От всего сердца желаю всем собравшимся помощи Божией в трудах на благо Матери Церкви и Отечества нашего!

 

Митрополит Калужский и Боровский

 

 

ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ XIV СВЯТО-ПАФНУТЬЕВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ, ЧЛЕНА КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ ГАЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ДОНЧЕНКОВОЙ

 
Уважаемые участники Чтений!
Разрешите мне поприветствовать вас от имени депутатов Законодательного Собрания Калужской области.
1025-летие Крещения Руси и 400-летие Дома Романовых - две судьбоносных даты в истории нашего Отечества, заслуживающие самого пристального внимания, потому что, не зная своего прошлого, не почитая его, нельзя построить достойное будущее.
Отмечу, что Калужская земля много раз оказывалась вовлеченной в самые драматические события нашей истории. Вечно будет жить в памяти народной подвиг защитников Свято-Пафнутьева Боровского монастыря во главе с князем Михаилом Волконским в 1610 году во время польско-литовской интервенции.
Сегодня как никогда остро стоит вопрос обращения общественности, государственных и церковных структур к духовному наследию русского народа, к истории, культуре и образованию как к мощным средствам консолидации здоровых сил общества в укреплении Российского государства.
Мы говорим о духовности русского народа, который, даже в самые трудные для России периоды, окормлялся, прежде всего, Русской Православной Церковью. Сегодня это тот институт, который консолидирует, укрепляет российское общество. Русская Православная Церковь - это хранитель наших национальных ценностей.
Большая часть жизни моего поколения прошла в советский период истории нашей страны, тем не менее, ценности, традиции Православия сохранялись в наших семьях и передавались из поколения в поколение.
Однако меня беспокоит современная молодежь, наши дети и внуки - будущее России, будущее нашей благословенной Калужской земли. Неужели мы растим поколение «иванов, не помнящих родства»? О каком инновационном развитии страны можно говорить, если молодежь не связывает перспективы своей жизни с Россией, с малой родиной. Конечно, решение экономических проблем молодежи очень важно, но важнее духовная жизнь, нравственные ориентиры молодежи.
Сегодня всем понятно, что строить Россию без нравственных основ - это все равно, что строить дом без фундамента. Хочу особо отметить, что по инициативе Губернатора Калужской области Анатолия Дмитриевича Артамонова в школах области введено преподавание «Основ православной культуры». Это не только культурологический предмет, но и мировоззренческий.
Для молодого человека важен положительный пример, образ, идеал, чтобы создавать собственную картину мира, выстраивать свои отношения с другими людьми, с окружающим миром, с самим собой.
Воспитание детей - это ещё и патриотическое воспитание, изучение истории родного края, уважение к старикам, к родителям.
Уважаемые участники Чтений!
Наша Калужская земля славится не только своим богатейшим историческим наследием: здесь расположены уникальные историко-культурные памятники, знаменитые монастыри и церкви, города, слава которых не меркнет в веках. Здесь живут и работают гостеприимные и трудолюбивые люди, искренне любящие свой родной край. Это главное богатство нашей земли, ныне справедливо именуемой священной и благословенной!
Историческая память, связь времен - фундаментальная основа продолжения духовно-нравственных традиций нашего государства, каждого субъекта Российской Федерации, в том числе и нашего Калужского региона.
Важнейшее значение в сохранении нравственных основ общественной жизни всегда имело Православие. Сегодня Русская Православная Церковь в тесном взаимодействии с представителями других традиционных религий и вероисповеданий прилагает значительные усилия для укрепления духовного здоровья нации, воспитания у наших сограждан чувства патриотизма, упрочения гражданского мира и согласия. И эта деятельность заслуживает самого глубокого уважения и поддержки со стороны государства, в том числе и на законодательном уровне.
Взаимодействие Русской Православной Церкви и Законодательного Собрания Калужской области характеризуется следующими показателями.
Русская Православная Церковь являлась участником многих областных целевых программ, посвященных духовно-нравственному воспитанию населения Калужской области, таких как «Об областной целевой программе «Патриотическое воспитание населения Калужской области на 2008-2010 годы», утвержденной законом Калужской области от 27.12.2007 N 395-ОЗ, целевых программ, посвященных государственной поддержке соотечественников за рубежом, таких как «О региональной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Калужскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2007-2012 годы», утвержденной законом Калужской области от 06.11.2007 N 364-ОЗ.
В целях государственной поддержки духовно-нравственной и просветительской деятельности Русской Православной Церкви Законодательное Собрание Калужской области принимает законы, предоставляющие преференции церкви, в частности, налоговые льготы.
Так, Законом Калужской области от 10.11.2003 N 263-ОЗ «О налоге на имущество организаций» религиозные организации, в отношении имущества, используемого ими для осуществления деятельности, не указанной в пункте 2 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождены от уплаты налога на имущество; а Законом Калужской области от 26.11.2002 N 156-ОЗ «О транспортном налоге на территории Калужской области» религиозные организации освобождены от уплаты транспортного налога.
Государственная поддержка Русской Православной Церкви выражается и в установлении случаев бесплатного предоставления в собственность религиозным организациям земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с Законом Калужской области от 03.07.2003 N 234-ОЗ «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Калужской области».
Несомненно, наше сотрудничество будет крепнуть и развиваться дальше.
Спасибо за внимание! Желаю всем успешной работы!

 

О СЕМЕЙНОЙ СВЯТОСТИ ПОСЛЕДНЕЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ СЕМЬИ ВЫСТУПЛЕНИЕ АЛЛЫ ВАЛЕНТИНОВНЫ БОРОДИНОЙ НА XIV СВЯТО-ПАФНУТЬЕВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЯХ, ПОСВЯЩЕННЫХ 1025-ЛЕТИЮ КРЕЩЕНИЯ РУСИ
И 400-ЛЕТИЮ ДОМА РОМАНОВЫХ 14 МАРТА 2013 Г.

Великое искусство жить вместе, любя друг друга нежно.
Святая императрица Александра

 

Мы все хорошо знаем, что главная функция школы - передача культуры и социального опыта - осуществляется двумя способами: обучением и воспитанием в культуре. Воспитание в культуре всегда предполагает овладение духовно-нравственными нормами, выработанными в обществе, приобщение к идеалу (или идеалам) данной культуры. Идеал семьи также должен входить в учебный материал школы, поскольку организационную основу благополучия и культуры общества и государства представляет именно семья. Не случайно разные типы культуры выработали такие ценностные формулировки семьи, как «семья - малая Церковь», «семья - ячейка общества».
XX век принес нам большие потери в области устоявшихся ценностных ориентиров, причем дважды это происходило в катастрофической форме крушения государственной идеологии и системы государственного устроения. Вместе с тем, в такие периоды общество, теряя привычный уклад, обращается к анализу происходящего и получает импульс к духовным поискам в целях адаптации, и как результат - к сознательному отношению к религии и культуре. В такие периоды при, казалось бы, полном разрушении культуры происходит концентрация духа в отдельных творческих личностях, свободных от должностного, карьерного и другого гнета, и находит яркое выражение в новых произведениях, в новых творческих формах, концепциях культурного развития, образования и т. д.
Одним из достижений XX века стало оформление исследований культуры в науку культурологию. С ее развитием в теоретическую гуманитарную науку, а потом и в образовательную практику, стала входить духовность, в том числе и традиционная религиозная культура, философия.
Но даже культурологическое содержание в области отечественной культуры имеет одну важную особенность - наличие духовного подвига. Без учета этого явления не может быть полноценного изучения культуры русского народа. Именно благодаря культурологическому подходу к исследованию народной и религиозной культуры в поле зрения гуманитарных наук вошло такое понятие как святость. Таким образом, современное общество получило возможность осознанно и всесторонне исследовать собственную культуру, включая подвиги святости как ценностное фундаментальное явление русской культуры.
Об императоре Николае II говорят и пишут много. Это историческая фигура, более того, это заключительная фигура в истории императорской династии России, причем личность не просто трагическая, но жертвенная. Но сегодня мне хотелось бы говорить о вкладе императора Николая II именно в культуру. Причем этот вклад сделан в духе отечественной культурной традиции - любви и жертвенности, противостояния духу времени, отказа от власти, личного благополучия, от всего суетного ради сосредоточенной духовной жизни. Преподобные Сергий Радонежский, Пафнутий Боровский, Серафим Саровский, Тихон Калужский - величайшие подвижники Церкви, и одновременно мы вправе их признавать величайшими созидателями отечественной культуры, т. к. они создавали духовный фундамент, на котором выросли знаменитые обители, культурно-просветительские центры, появились иконы, раки, музеи, сложились свои монастырские традиции, в том числе традиции помощи населению, обороны, созданы рабочие места для ученых, музейных работников, сотрудников трапезных и т. д. Для сравнения: размах сегодняшних восстановительных строительных процессов, кинопроизводства, издательской деятельности - все это, безусловно, направлено на повышение культурного и социального уровня, но не фундаментально духовный. Тогда как основой для мощного вклада в культурное развитие Отечества всегда был подвиг, отречение от материального ради общения с Богом, это созидание не культурных объектов, а своей души в единении с Творцом. А культурными плодами этого подвига пользуются потом все в той мере и в том качестве, которого хотят и заслуживают. Это и творческое участие в строительстве, и социальное служение, и бизнес, и многое другое, и только для немногочисленных избранников - молитвенное служение и личный пример следования за Христом.
В этом смысле вклад царя Николая II и его семьи в культуру уникален.
Мы знаем, что монашеское наследие России огромно. Мы знаем в русской культуре и образы святости двух любящих сердец - Петра и Февронии Муромских, князя и простой крестьянки. Но мы ничего не знаем о том, были ли у них дети, как сложились их отношения и судьбы. Царская же семья мучеников Николая II и Александры с их святыми детьми: наследником Алексеем и великими княжнами Ольгой, Татьяной, Марией, Анастасией - стала живым примером семейной святости для русского народа. Это выглядит символично: перед крушением православной империи был дан образец семьи - и «малой Церкви», и «ячейки общества», та и другая формулировки по-прежнему актуальны.
Святой Николай II был последним императором России. На нем закончилась почти тысячелетняя православная традиция помазания на царство и ответственности царя перед Господом за судьбу христианского народа. Обретение Державной иконы Пресвятой Богородицы осознавалось как принятие Ею России под Свое небесное управление и покровительство. Все члены последней императорской семьи прославлены Православной Церковью. Широкое народное почитание царственных страстотерпцев послужило одним из главных оснований для их прославления в лике святых. В 1928 году царственные мученики были прославлены Катакомбной Церковью. В 1938 году царская семья была канонизирована Сербской Православной Церковью. В 1981 году Русской Зарубежной Церковью была прославлена в лике святых мучеников. Наконец 20 августа 2000 года все члены последней императорской семьи были причислены Русской Православной Церковью к лику святых новомучеников и исповедников Российских, явленных и неявленных, как «Царственные страстотерпцы». Комиссия по канонизации подтвердила свидетельства о чудесах и благодатной помощи по молитвам к Царственным мученикам: исцеления, соединение разобщенных семей и другие чудеса.
Но я хочу подчеркнуть вклад в культуру: культуру образа жизни, культуру мысли и культуру чувств. Народным признанием отмечено то, что царственная семья оставила России и другим народам образ семейного благочестия, супружеской верности и любви, высокой культуры воспитания и нравственности. Так, среди доводов за канонизацию, учтенных Русской Православной Церковью, приводится, в том числе, следующее: «Личное благочестие Государя... Глубокая религиозность выделяли Императорскую чету среди представителей тогдашней аристократии. Все ее члены жили в соответствии с традициями православного благочестия». И опять мы видим основу святости в этом социальном и культурном явлении. Жить по Христу - это всегда подвиг, особенно в период всеобщего разложения, охватившего практически все высшие круги православного государства.
Последней и святой императрицей в России стала немецкая принцесса Алиса. Принцесса Алиса, лютеранка, дав согласие стать супругой русского царя Николая II и осознавая, что ей надлежит быть и духовным примером в православном государстве, добровольно перешла в православную веру и получила в Православной Церкви имя «Александра».
Всем известна атмосфера верности, благоговейной любви, трогательной заботы друг о друге в императорской семье. Последние дни жизни членов царской семьи были полны мучений и поругания. В 1917 году император Николай II был вынужден отречься от престола, а после Октябрьской революции новой властью вся царская семья была арестована и в ночь с 16 на 17 июля 1918 года расстреляна в Ипатьевском доме в Екатеринбурге. Казни предшествовали оскорбления, унижения всех членов семьи и месяцы заточения в сибирском городе Тобольске. Даже к детям русского царя-помазанника новая власть оказалась нечеловечески жестокой.
Но никто из членов семьи не позволил себе ни одной минуты слабости, никто не возроптал на судьбу, никто не осудил императора - отца и мужа, никто не попытался бежать: семейные отношения были настолько святы и честны, что никому в голову не приходило их предать, покинуть близких. Начав жизнь в любви, верности и благочестии, святые мученики Николай II, Александра, Алексей, Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия все вместе добровольно шли на свою Голгофу, следуя за Христом и молясь о даровании терпения, мужества и нечеловеческих сил не возненавидеть, но «молиться кротко за врагов».
Как же воспитывали царственные супруги своих детей? Многое из жизни царственных мучеников останется тайной, но сохранились записи святой мученицы императрицы Александры о доме, воспитании детей.
В сентябре 1899 года, после пяти лет супружества, имея троих детей, императрица Александра писала:
«Долгом в семье является бескорыстная любовь. Каждый должен забыть свое «я», посвятив себя другому. Каждый должен винить себя, а не другого, когда что-нибудь не так. Необходимы выдержка и терпение, нетерпение же может все испортить. <...> Самая сильная любовь больше всего нуждается в ежедневном ее укреплении. Более всего непростительна грубость именно в своем доме, по отношению к тому, кого мы любим».
Святая Александра, будучи императрицей могущественнейшего и богатейшего в мире государства, умела ценить счастье супружества и материнства.
«Никакие сокровища мира не могут заменить человеку ни с чем несравнимых сокровищ - его родных детей», - писала она.
Обожая своих детей, императрица Александра как глубоко верующая христианка считала, однако, что даже ее царственным дочерям, имеющим, казалось бы, все возможное и невозможное, необходимо учиться самоотречению: «Дети должны учиться самоотречению. Они не смогут иметь все, что им захочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми. Беззаботный человек всегда причиняет вред и боль, не намеренно, а просто по небрежности. Для того, чтобы проявить заботу, не так уж и много нужно: слово ободрения, когда у кого-либо неприятности, немного нежности, когда другой выглядит печальным, вовремя прийти на помощь тому, кто устал».
А в другом месте она запишет:
«Между братьями и сестрами должна быть крепкая и нежная дружба. В наших сердцах и нашей жизни мы должны беречь и растить все красивое, истинное, святое. Дружеские связи в нашем собственном доме, чтобы они были глубокими, искренними и сердечными, должны формировать родители, помогая сблизиться душам. Нет в мире дружбы чище, богаче и плодотворнее, чем в семье, если только направлять развитие этой дружбы. Молодой человек должен быть более вежливым со своей сестрой, чем с любой другой женщиной в мире, а молодая женщина, пока у нее нет мужа, должна считать брата самым близким в мире для нее человеком. Они должны в этом мире охранять друг друга от опасностей и обманных и гибельных путей».
«Дом, каким бы он ни был скромным, маленьким, для любого члена семьи должен быть самым дорогим местом на земле. Он должен быть наполнен такой любовью, таким счастьем, что в каких бы краях человек потом ни странствовал, сколько бы лет ни прошло, сердце его должно все равно тянуться к родному дому. Во всех испытаниях и бедах родной дом - убежище для души».
Материалы, которые я сейчас здесь использую, нашли свое место и в моем учебном пособии «Православие - культурообразующая религия России» для 4 класса, я имею в виду вариант систематического многолетнего образования. Теперь, когда вышел в свет мой федеральный учебник под названием «Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозной культуры и светской этики» эти два названные пособия: федеральный учебник и учебное пособие - являются частями единой системы: здесь обобщающе-этический вариант для 4 класса в рамках ОРКиСЭ и углубленный историко-культурологический формат для 1-4 классов. И содержание, такое важное для формирования культуры семьи и вообще для культуры, благодаря культурологическому подходу, имеет свое законное место в содержании образования.

Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.