Поиск по архиву

29 марта 2013г.

Симфония властей

В первый день работы XIV Свято-Пафнутьевских образовательных чтений состоялся «Круглый стол» «Власть церковная, власть государственная: учимся соработничеству», в котором приняли участие представители администрации Боровского района и города Тарусы, директора школ, духовенство, а также ученые и общественные деятели города Москвы. Вела это мероприятие советник главы администрации Боровского района по вопросам духовно-нравственного воспитания Тамара Викторовна Анохина. Стоит отметить, что перед началом обсуждения Т.В.Анохина предложила обменяться впечатлениями от только что завершившегося пленарного заседания. Директора школ отметили высокий уровень представительства, качество докладов, разнообразие представленного опыта преподавания «Основ православной культуры» в школах района и области. Московские гости отметили уважение к труду учителя и поблагодарили организаторов за то, что учителей, представивших на Чтениях опыт своей работы, в конце пленарного заседания попросили подняться на сцену. Искренние аплодисменты и подарки из рук сопредседателя Чтений архимандрита Серафима (Савостьянова) - яркое подтверждение высокой оценки учительского труда по приобщению детей к духовным и нравственным ценностям отечественной культуры.

Было высказано и критическое замечание по отсутствию в зале отдельных категорий специалистов и предложено в следующий раз шире привлекать  к участию в Чтениях врачей, работников сферы социальной защиты и даже бизнесменов.

Первому слово было предоставлено протоиерею Димитрию Орлову, настоятелю Благовещенского кафедрального собора г. Боровска.  Отец Димитрий рассказал о своем многолетнем плодотворном сотрудничестве с различными городскими учреждениями, организациями и, в частности, с Боровским историко-краеведческим музеем. Недавно совместно с руководством этого музея, при поддержке администрации района, в рамках Чтений с большим успехом была проведена Международная научно-практическая конференция по церковному шитью. И это явило собой яркий пример плодотворного соработничества музея и храма.

На вопрос ведущего «Круглого стола», что, по мнению отца Димитрия, помогло реализовать совместный проект, быстро последовал ответ:  «Единомыслие! Несмотря на то, что директор музея - человек невоцерковленный, у нас появились общие идеи и заботы. К тому же в нашем сотрудничестве не было никакой коммерческой составляющей. А благодаря заместителю главы администрации района Александру Константиновичу Гладкому были выделены нам два автобуса, чтобы организовать участникам конференции экскурсии. Так что был задействован и ресурс муниципальной власти».

Настоятель Благовещенского кафедрального собора ведет активную общественную работу. Не случайно батюшка является помощником благочинного по социальному служению. Как говорится в подобных случаях, человек на своем месте. Однако на вопрос ведущего дискуссию: «Какими вы видите дальнейшие пути сотрудничества Церкви с образовательными учреждениями?» - отец Дмитрий дал неожиданный ответ, честно признавшись, что боится переступать порог школы, так как пока к этому не готов. По его мнению, заниматься с детьми - особый педагогический дар, и не каждому это дано.

Т. В. Анохина тут же заметила: «Действительно, мы должны признать, что не каждый священник может пойти в школу. На Международных Рождественских образовательных чтениях председатель Отдела религиозного образования и катехизации владыка Меркурий подчеркнул: нам нужны профессионалы, в первую очередь, священники, у которых есть высшее педагогическое образование, - тогда все барьеры снимаются. Поэтому сейчас в Калужской епархии создается некий реестр священнослужителей, способных по своему образованию идти в школу. Не говорю о преподавании «Основ православной культуры», речь идет об участии священников в классных часах, других внеурочных мероприятиях,  о проведении экскурсий для детей».

Далее выступал инок Максим (Смирнов), помощник благочинного по взаимодействию с силовыми структурами:

- Сейчас главная проблема - удержать молодежь в ограде православной духовности,? церковности. Это проблема выживания страны. В данном смысле воинская часть, через которую проходит наиболее активное молодое население нашей страны, как миссионерская площадка просто неоценима. Важно не упустить молодежь. Армия - уникальная, может быть, единственная государствосохраняющая структура, которая осталась сейчас в стране. Молодые люди со всей страны знакомятся во время прохождения воинской службы друг с другом и учатся жить в едином коллективе. Сейчас идет распад везде, даже в семье, в отношениях между людьми  превалирует индивидуализм. Люди перестали друг с другом общаться. Считаю, только армия в наше время прививает ребятам дух коллективизма и взаимоподдержки.

Моя работа с молодыми солдатами - это встречи, беседы, но главное -  приобщение к Православию. Каждое воскресенье группа солдат-срочников приезжает в Свято-Пафнутьев монастырь. Многие из солдат впервые в своей жизни исповедуются и причащаются. Наша задача - чтобы как можно больше ребят за год службы на территории Боровского района хоть один раз побывали в монастыре и поучаствовали в богослужении. Это же входит в определенном смысле в рамки боевой подготовки как одна из важнейших ее частей. На войне только физическая подготовка не поможет. Зададим вопрос: на что еще, кроме веры, солдат может опереться во время боевых действий, когда кругом свистят пули, рвутся снаряды и погибают товарищи?..

Однако вернемся к сотрудничеству со школой. Священник Димитрий Антоновский был одним из тех, кого директора школ благодарили за сотрудничество. Приведем отрывок из его выступления, заметив, что он духовно окормляет несколько школ, центр «Ориентир», а также воинскую часть:

- Если мы сможем вразумить подростков, наставить их на путь патриотизма и правильных принципов, то рано или поздно они придут к Православию. У нас был интересный опыт. Поскольку я окормляю еще реабилитационный центр для детей из «сложных» семей, то мы решили привезти детей в воинскую часть в Митяево. Надо было видеть их воодушевление от встречи с солдатами, от общения, от участия в различных соревнованиях!

У нас есть идея совместно с воинскими частями организовать для школьников большой военно-патриотический слет. Только важно заниматься этим планово, постоянно, а не разово. Тогда дело пойдет. Также мы намерены создать православно ориентированную секцию русского боевого искусства. На занятия в эту секцию будет приходить священник и беседовать с ребятами. Но важно не только рассказывать, надо показывать, что такое православный образ жизни. У ребят нет такого опыта,  поэтому они и сидят целыми днями перед компьютерами. Подобные мероприятия можно организовывать совместно с администрацией района и отделом образования, - резюмировал отец Димитрий.

Стоит отметить, что представители муниципальной власти, присутствовавшие на «Круглом столе», выразили готовность к дальнейшему сотрудничеству с Церковью и желание чаще встречаться с духовенством на подобных мероприятиях, где каждый свободно может высказать свои предложения и замечания. Позитивным моментом встречи было и то, что  директора школ просили закрепить конкретных священников за их учебными заведениями. Однако от некоторых директоров школ можно было услышать, что, к сожалению, тесного взаимодействия священников со школами пока нет и что подготовленных священников, способных работать с педагогическим составом школ, очень мало. В этой связи архимандрит Серафим (Савостьянов) высказал такую мысль:

- В современной греческой церкви есть такая практика: епископы свое право обучения делегировали священникам, священники, в свою очередь, - диаконам, а они уже - мирянам. В греческой церкви, в самой Греции, священники не проповедуют, там есть специально подготовленные миряне, которые, как миссионеры, ездят по приходам и вместо священников проповедуют. По этому же примеру в нашей епархии можно было бы создать несколько групп специально подготовленных мирян, которые бы ездили по школам района и проводили там беседы.

Далее архимандрит Серафим заметил:

- Слава Богу, у нас, в отличие от других регионов, показатели по введению «Основ православной культуры» хорошие, а если говорить в общем по стране, то - плачевные. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на XXI Международных Рождественских образовательных чтениях сказал, что "инициатива введения комплексного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» как переходной ступени к расширенному изучению «Основ православной культуры» принадлежала Церкви. Комплексный учебный курс задумывался для тех регионов, в которых вообще не преподавались «Основы православной культуры». А  восприняли это по-другому: вместо «Основ православной культуры» стали выбирать «Основы светской этики».

Т. В. Анохина обратила внимание на то, что к преподаванию «Основ православной культуры» нужно подходить через нравственную составляющую. Для родителей и педагогов школы сейчас это задача номер один.  Чтобы наши дети научились различать добро и зло, чтобы они не оказались ввергнутыми в пучину пороков современного общества, крайне важно системно изучать религиозную традицию отечественной культуры. И Владимир Владимирович Путин говорит о том же: «Нет и не может быть, на мой взгляд, в сегодняшнем мире морали и нравственности  в отрыве от религиозных ценностей».

Здесь слово взяла заведующий отделом образования администрации Боровского района Людмила Сергеевна Силаева:

- Мы провели анкетирование родителей детей 4-5-х и 9-10-х классов и самих учащихся.  У нас очень хорошие результаты - плоды нашей совместной работы с Церковью. На вопрос, какие духовно-нравственные ценности, устои должны формироваться в семье, родители ответили так: доброта, нравственность, уважение к окружающим, скромность, ответственность, сострадание, сочувствие, милосердие. То есть наши родители правильно видят нравственные качества, которые должны быть сформированы в ребенке.

Радует, что 85 процентов родителей проявляют интерес к содержанию учебного предмета «Основы православной культуры», считая, что это оказывает положительное влияние на ребенка в деле духовно-нравственного воспитания. Хорошо помню прошлогоднее выступление архимандрита Серафима на Чтениях, где он говорил о том, что родители должны вместе со своими детьми постигать основы православной культуры. Так вот, результаты анкетирования и говорят о том, что они не просто интересуются содержанием этого курса, но осваивают его вместе с детьми. Тем самым повышается уровень культуры самих родителей. Климат в семье меняется с введением этого курса. Происходит обогащение духовного мира детей, расширение знаний о культурных традициях и моральных ценностях. Например, учащиеся 4-5-х классов говорят, что полученные знания помогают им в изучении истории, понимании литературных произведений.

В беседу вступила Наталья Денисовна Верзилина, глава города Тарусы:

- Мне случается, думаю, это Промысел Божий,  в рамках своего нового общественного  положения - члена координационного совета при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы - общаться с различными категориями участников образовательного процесса: родителями, педагогами, руководителями образовательных учреждений и т.д.  Что обнаруживается: как только  я начинаю говорить про ОПК в школах, привожу в пример Боровск, Тарусу, то вы даже  представить себе не можете, какой негатив по этому поводу  идет со стороны руководства некоторых школ. Даже в Калужской области. Для меня эта картина ужасна, потому что мы декларируем, что уж  наша-то область в сфере преподавания ОПК уникальна в своем продвижении вперед. Думаю, иллюзий на этот счет строить не надо: в светских кругах идет такое сопротивление, противостояние преподаванию ОПК, что становится страшно. А какой негатив с их стороны направлен  в сторону духовенства! Это такая злоба по отношению к священнику, который пришел в школу, что когда здесь, на Круглом столе, директора школ настойчиво просят: «Дайте нам священника в школу...» - то это воспринимается как чудо. Боровск в этом смысле уникален. Конечно, по сравнению со столицей нашей Родины по показателям выбора ОПК в 4-х классах мы выглядим  замечательно.  Серьезно беспокоит то, что в Москве эту тему трудно поднимать. Только через такие, как здесь, провинциальные площадки мы можем  привлекать людей к этому благому делу. Нужно только понимать, что ничего не произойдет легко, не случится автоматически после какого-то очередного указа Президента.

 Считаю, что при нынешнем падении нравов в обществе нельзя так однозначно предоставлять право родителям выбирать, какой модуль из ОРКСЭ изучать их детям. Это государственная политика, поскольку здесь уже стоит вопрос нашего выживания, национальной безопасности. В настоящее время далеко не каждый родитель готов определить дальнейшую судьбу  своего ребенка. Я предлагаю, чтобы муниципалитетам дали право этого выбора. Школы - муниципальные, значит, муниципалитет и должен выступить за преподавание «Основ православной культуры». Если мы политически и государственно не определимся в данном вопросе, то выбор родителей нам ничего не даст. Школа не может одновременно воспитывать родителей и учеников - это непосильное бремя, т.к. им самим выбирать не из чего. Сегодняшние родители и даже их родители воспитывались в период разгула атеизма. Почти  век  без Бога и Веры дает сейчас свои результаты. Поэтому Боровску хочу сказать: вы - уникальное явление сегодняшней современной жизни. Ваш опыт должен быть тиражирован на всю страну.

Андрей Сигутин

Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.