Как реагировать на замечания в храме. Иером. Роман (Кропотов)
Однажды после Литургии митрополит Антоний Сурожский вышел для проповеди на амвон. Немного помолчав, он сказал: "Вчера вечером на службу пришла женщина с ребенком. Она была в брюках и без платка. Кто-то из вас сделал ей замечание. Она ушла. Я не знаю, кто ей сделал замечание, но я приказываю этому человеку до конца своих дней молиться о ней и об этом ребенке, чтобы Господь их спас. Потому что из-за вас она может больше никогда не прийти в храм!" Сказав это, он развернулся и ушел в алтарь. Это была вся проповедь.
Этот случай уже для многих известен, однако проблема все также актуальна, и подобные ситуации в разных храмах и монастырях повторяются каждый день. Как видим, не только священники, но и архиереи болезненно реагируют на поступки неумеренных ревнителей храмового благочестия, и каждый со своей стороны вносит небольшой вклад в разрешение этой проблемы. Священники и епископы говорят об этом в проповедях и в личных беседах, в передачах, на своих каналах и сайтах, о запрете делать замечания настоятели пишут объявления в своих храмах, но воз и ныне там.
И дело даже не в том, что ревнители не знают, что нужно внимать себе и помалкивать. Они это прекрасно знают. Дело в том, что они не могут себя сдержать или, говоря проще – раболепствуют своей страсти. Автору данной статьи неоднократно приходилось и приходится быть свидетелем подобных ситуаций. Еще будучи в должности благочинного (а в монастыре это, по сути, второй человек после наместника), не раз можно было видеть, как некоторые знатоки буквально хватают людей за руки и оттаскивают от раки с мощами за то, что те якобы не вовремя прикладываются. А тот факт, что рядом стоит благочинный и не запрещает людям прикладываться, им вообще не о чем не говорит.
Люди настолько больны обличительством, что даже не осознают этого. Ведь и в светском обществе такое поведение является проявлением неуважения, показателем отсутствия элементарного такта. А если говорить о духовной жизни, то вопрос стоит еще более остро. Ведь все знают какова сила слова. Словом можно воскресить, а можно убить. Слово может даровать крылья, на которых человек перелетит океан своих проблем, а может стать бетонной плитой, которая похоронит все его надежды. Одно неосторожное слово может далеко и надолго увести человека от Церкви, т.е. буквально изменить его судьбу и жизнь, а следовательно и вечную участь, а может наоборот расположить человека к Церкви, привести ко Христу, и незнакомца сделать вашим лучшим другом. Именно поэтому Бог, для Которого слово равносильно делу, призывает нас к ответу за каждое праздное слово.
Итак, что же делать и как вести себя тем, кому не посчастливилось стать жертвой "храмовых доброжелателей". Здесь самый главный вопрос – кто и как делает вам замечание. Если это настоятель храма или его помощник, доверенное лицо, уполномоченное на соблюдение порядка, то это одна ситуация. Тут, конечно, нужно прислушаться и лишь поблагодарить за помощь, особенно, если замечание сделано тактично и с любовью, по апостолу: "Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости" (Гал.6:1). Также если замечание делают представители паломнической службы, храмовые служители, обязанностью которых является помощь прихожанам. Такие службы действуют сейчас во многих храмах. Эти люди не только имеют полномочия, но и начальное богословское или катехизаторское образование (курсы). Они знают не только что ответить посетителю, но и как это сделать, чтобы не обидеть человека.
Надо заметить, что священнослужители в большинстве случаев вообще не делают замечаний. За штаны или шорты в храме, отсутствие платков, за свечи на шестопсалмии и прочие не имеющие отношения к спасению "нарушения", священники вряд ли вам что-то скажут. Все нормальные люди прекрасно понимают, что человеку элементарно нужно время. Только что пришедший в храм по определению не знает и, главное, не понимает что и для чего нужно делать. А потому он должен адаптироваться, походить в храм и в свое время прийти к осознанию необходимости исполнения внешних предписаний. Если женщина пришла к Богу в штанах, то, начав исповедаться и причащаться, начав сознательно приобщаться к деятельному благочестию, а значит и к традициям Церкви, она без всяких внешних стимулов сама наденет юбку и платок. Но если бесцеремонно указать ей на этот "смертный грех", то она имеет все шансы найти пристанище у протестантов, которые приголубят и обласкают ее. Если же человек и не планировал связывать свою жизнь с Церковью и зашел просто свечку воткнуть, тогда тем более не нужно его чему-то учить. Это лишь ускорит его отход.
Но как поступить, если вам делают замечание случайные люди? Проблема состоит именно в этом. Став постоянным прихожанином храма (монастыря) и в общих чертах изучив его традиции, человек начинает не только считать себя способным наставлять других, но и обязанным это делать. Как быть при встрече с такими "учителями"? Можно за пример взять поведение Спасителя, Который говорил, когда Его хотели слушать (Мф.гл.5,6,7), но молча уходил, когда Его просили уйти (Мф.8:34). Иногда Он отвечал прямо (Мф.26:63-64), но мог ответить иносказательно (Лк.7:40-43) или вопросом на вопрос (Мф.21:24). Мы также видим Его поддерживающим местные правила и законы (Мф.17:24-27), но при этом Он мог пресечь бесчинства в храме (Ин.2:15) и призвать к ответу за неправомерные обвинения (Ин.18:23).
Также можно поступать и нам. Самым простым решением будет молча выполнить то, что от вас просят. Если в каком-то храме (чаще монастыре) вам, например, сказали, что это мужская половина храма, то в большинстве случаев лучшим решением будет молча перейти на другую сторону. Если у вас хорошее благодушное настроение или вы по жизни неконфликтный человек, то этот вариант для вас. Тем более всем известно, что приходить в чужой монастырь со своим уставом – дело неблагодарное. Мы не против соблюдения местных обычаев и правил, если нам тактично на них указали.
Но бывают другие ситуации, когда посторонний человек, например, не пускает вас к иконе или к мощам. Здесь в принципе тоже можно молча сделать, как вам сказали. Однако можно и поинтересоваться, имеет ли этот человек полномочия запрещать вам проход, тем более оттаскивать вас за руку. Свобода передвижения – является одним из законных прав граждан своей страны. Ограничивать человека в передвижении можно лишь на законных основаниях. Поэтому вполне нормальным в данной ситуации будет встречный вопрос: "Имеете ли вы благословение не пускать меня?" или "Кто вам благословил запрещать мне прикладываться к мощам?" или "Знает ли отец настоятель, чем вы занимаетесь?" Если человек адекватный и просто забылся и увлекся, то после этого вопроса он вряд ли вас еще потревожит. Но бывают и совсем запущенные случаи, когда ревнители ни во что ставят даже рекомендации настоятелей. Если вам попался именно такой дерзкий учитель, то он, скорее всего, проигнорирует ваш вопрос и станет настаивать на вашем подчинении, апеллируя к местным традициям.
Традиции это, конечно, хорошо, но хочется спросить: разве вам поручили следить за их соблюдением? Разве вам дали полномочия оттаскивать людей от икон? Этим людям кажется ваше нарушение настолько критичным, что если вы пройдете, например, сзади праздничного аналоя, то либо купол храма тотчас рухнет, либо ядерная война начнется. Преувеличение второстепенных вещей и упущение главных (любви и внимания к человеку) – это основная черта подобных ревнителей. Господь называет это "оцеживанием комара и поеданием верблюда" (Мф.23:24). В этом случае спокойно повторите свой вопрос и дождитесь ответа. Ответа, естественно, не последует. После этого можете вернуться к своему занятию, от которого вас оторвали.
К сожалению, после таких эксцессов у многих на душе остается неприятный осадок, так как чаще всего такие замечания делаются грубо и неуважительно. Здесь просто нужно сохранять хладнокровие и помнить, что враг будет нападать на нас даже в храме, даже у чаши с Причастием. У него, к сожалению, много своих человекоорудий и среди христиан, которые не ведают, что творят. Даже если ревнители делают вам замечание спокойным голосом, они все равно остаются неисцеленными служителями своей страсти. Это легко обнаруживается, когда при вашем отказе, они начинают гневаться и обижаться на вас. С опытом (в особенности с опытом внутренней молитвы) человек приобретает внутренний мир, с помощью которого стрессовые ситуации уже не переживаются так остро. Но для неофита, для человека еще не окрепшего, не снявшего розовые очки, любая бестактность в храме, как уже было сказано, может стать разочарованием всей его жизни.
Объективности ради нужно заметить, что в появлении таких ревнителей часто виноваты мы сами. Задавая свой вопрос кому попало, мы сами порождаем этих знатоков и советчиков. Например, желая приложиться к мощам и спрашивая рядом стоящего случайного человека, можно ли вам это сделать, вы тем самым провоцируете его на ответ, на некое благословение. В другой раз этот человек уже не будет дожидаться вопроса, но сам полезет со своими советами, которые со временем превратятся в рекомендации, а затем и в требования. Поэтому желая что-то узнать в храме, нужно всегда делать поправку на человеческое честолюбие, которое никому из нас не чуждо, и спрашивать не просто компетентных, но именно уполномоченных людей. Лучше всего спросить у священника, дьякона, либо у любого клирика храма (алтарники, певчие, чтецы и проч.), либо у представителя уже упоминавшейся приходской службы. Наконец, можно поинтересоваться "на кружке" (у человека принимающего записки). После этого, в ответ на замечание, вы можете спокойно сказать, что у вас есть благословение приложиться к иконе или к мощам.
Церковь – это живой организм. Она состоит не только из святых людей, но также и из кающихся грешников, т.е. людей пока еще стремящихся к святости. Трудностей на этом пути хватает, а потому ни у кого не получается пройти этот путь без преткновений. Это нужно учитывать, когда сталкиваемся с подобными искушениями. В какую бы ситуацию нам не довелось попасть, отнесемся ко всему со спокойным пониманием. При этом внутренняя молитва и молчание уст – будут одним их из лучших решений в любых искушениях. Со временем придет опыт, который, с Божией помощью, сделает нас неприступными против любых волн в этом бушующем море и научит отделять грех от человека. Ведь только отделив грех от самого человека, мы научимся носить тяготы ближнего, и сможем не просто принять человека таким, какой он есть, но и помочь исправиться тому, кто временно угодил в дьявольские сети.
Иеромонах Роман (Кропотов)