Поиск по архиву

23 августа 2018г.

Приветственное слово митрополита Климента на открытии православной выставки-ярмарки в Саранске

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге в подвале дома Ипатьевых был расстрелян последний русский царь вместе со всей семьей и верными им людьми. Сто лет прошло с того трагического события, последствия которого мы все знаем. Упомяну еще об одной дате. В этом году 18 мая со дня рождения царя-страстотерпца исполнилось 150 лет. По его собственному замечанию, начало его жизни в день памяти Иова Многострадального имело пророческий смысл. Подобно этому ветхозаветному праведнику императору Николаю II выпал скорбный жребий.

Переступая свой 50-летний жизненный рубеж, Николай II находился в заключении вместе с женой и детьми. Но более всего его терзали мысли о судьбе Земли Русской, хозяином которой он был поставлен Богом и ответственным за которую он считал себя до конца свой жизни. «Может, необходима искупительная жертва для спасения России: я буду этой жертвой», — сделал он запись, не предполагая, насколько скоро исполнятся его слова.

В них сфокусировались лучшие качества христианской души: самоотверженность, готовность умереть за других, любовь к врагам, всепрощение. Его народ, ополчившийся на Правду и обезумевший от проливаемой крови, не вызывал в нем гнева или осуждения. Он жалел его, как больного ребенка, и не страшился собственной смерти, желая только одного — предотвращения гибели невинных людей.

Готовность Николая II принести себя в жертву была осмысленной, ибо трагический финал был известен ему задолго до решающих событий. Еще в 1905 году старец Варнава Гефсиманскй предрек ему грядущую чашу страданий. По выражению святителя Иоанна Шанхайского, последний русский царь испил ее до дна, став для православных людей примером безропотного исполнения Божией воли.

Можно только отчасти представить себе, сколько мужества, христианского смирения и всецелого доверия Господу потребовал этот подвиг от государя, как важна была для него поддержка и понимание государыни. Недаром сохранились свидетельства очевидцев о том, что в императорской семье царили искренняя любовь, взаимная забота и единодушие. Однако такая правда о личности Николая II и его семье была не нужна в стране, свергнувшей самодержавие. И по сей день в общественном сознании продолжает существовать мнение, что причиной всех бед России столетней давности являются личные недостатки последнего царя, отсутствие у него тех качеств государственного деятеля, благодаря которым отечественная история протекала бы иначе.

В чем только ни винят Николая II: в задерживании назревших реформ и в излишнем либерализме, в жесткой внутренней политике и в халатном попустительстве революционерам. Не следует ли из этого, что он пытался избегать разрушительных для страны и болезненных для народа крайностей и потому не устраивал ни левых, ни правых?

У историков нет универсального критерия, по которому можно объективно оценить главу государства. Слишком много частных случаев, слишком разные у всех правителей условия для проявления их индивидуальных качеств. У каждого есть как успехи, так и поражения, остались как довольные правлением, так и критикующие. Потому в оценке любого правителя всегда присутствует субъективная позиция исследователя.

Чем больше подлинных сведений об историческом деятеле нам доступны, тем больше у нас возможности составить о нем непредвзятое мнение. Сегодня, 100 лет после расстрела царственных страстотерпцев, мы можем отказаться от штампов советской истории, для которой самодержавие было явлением однозначно отрицательным и силой, действующей против своего народа и т.п.

Каким остался последний русский царь в памяти своих подчиненных, лично знакомых с ним людей? В первую очередь, они упоминают его глубокий патриотизм, веру в Россию и русского человека.

По свидетельству графа Владимира Николаевича?Коковцова, даже при том, что Николай II «мог ошибаться в средствах», «мог ошибаться в выборе людей, окружавших его», тем не менее «сознательно он никому не причинил зла, а своему народу, своей стране он желал одного — величия, счастья, спокойствия и преуспевания». Военный министр генерал Александр Федорович Редигер вспоминал, что государь считал себя оптимистом и «даже в трудные минуты сохранял веру в будущее, в мощь и величие России».

Князь Николай Давыдович Жевахов признавал, что «Это был прежде всего богоискатель, человек, вручивший Себя безраздельно воле Божией, глубоко верующий христианин высокого духовного настроения».

Таким образом, сегодня мы располагаем не только негативными оценками последнего царя, но и достаточно убедительными свидетельствами, положительно характеризующими его как глубоко верующего человека, как цельную личность, вызывавшую уважение даже у политических оппонентов. К последним можно отнести графа Сергея Юльевича?Витте, по словам которого, у Николая II было, «несомненно, сердце весьма хорошее, доброе». Особенно это проявлялось в общении с людьми, когда император буквально «очаровывал» собеседника «как своею сердечною манерою, обхождением, так и в особенности и своей удивительной воспитанностью».

Опровергая обвинения царя в безволии, его адъютант полковник Анатолий Александрович?Мордвинов называл Николая II человеком «с большой волей». Он пояснял, что император обладал волей и самообладанием «не напоказ», но умел «сдерживать себя, не думать о себе, подчинять свои собственные убеждения чувству долга».

Царя-страстотерпца и членов его семьи отличало всецелое предание себя Божьему Промыслу, о чем свидетельствуют его слова: «Судьба России, моя собственная и судьба моей семьи — в руках Господа. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его волей». Трудно, невозможно сделать такое признание, не будучи христианином, укрепляемым благодатью Святого Духа, когда знаешь, какая именно участь ожидает тебя и твоих близких.

Императорская чета не стремилась к земным удовольствиям и приучала к этому своих детей. По словам камердинера государя Терентия Ивановича?Чемодурова, повседневный быт семьи Николая II был лишен пышности. В одежде и питании наблюдалась допустимая скромность, а отношения в семье отличались неподдельной простотой и доброжелательностью. Неотъемлемой частью их жизни были молитва, чтение Священного Писания, посещение богослужений.

Вера давала им силы переносить тяжелые испытания в заключении и ссылке без ропота на Бога и без гнева на своих озлобленных стражей и палачей. Их письма и записи, сделанные в последние месяцы их жизни, свидетельствуют, что они продолжали укрепляться в вере и во всем полагаться на Бога, рассуждая над словами Священного Писания, часто прибегали к таинствам Исповеди и Причащения. Когда им запретили покидать место заключения, они причащались за Литургиями, которые служил приходивший к ним священник.

Незадолго до расстрела царственных страстотерпцев императрица Александра Федоровна написала своей бывшей фрейлине Анне Вырубовой, что после Причастия Святых Христовых Таин ее душа, озаренная незримым светом, устремилась к Небесному Жениху. Очевидно, это было предчувствие перехода от земных страданий к вечной жизни с Христом. «Вместе полетим к Богу, преклонимся перед Его Престолом» — написала царица из дома, где готовилась расправа над ее семьей.

В трагедии, которая произошла 100 лет назад, императорская семья, жившая одними радостями и бедами, объединенная несокрушимой верой в Христа Спасителя, навеки осталась неразлучной, кротко приняв мученическую смерть от рук палачей.

Сегодня они все вместе прославлены в лике страстотерпцев, и мы просим их молитвенно предстательствовать перед Престолом Божиим за нашу страну и наши семьи.

Но и мы, со своей стороны, должны прилагать усилия, не уступать потокам клеветы и попыткам исказить нашу историю, постараться узнать больше правды о личности последнего русского царя и членов его семьи на основании достоверных фактов и подлинных документов. Думаю, потребуется долгая и кропотливая работа, которая будет данью благодарности царственным страстотерпцам — небесным покровителям каждой христианской семьи и всей России.

sarep.ru

Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.