Поиск по архиву

22 апреля 2016г.

О жизни земной и небесной / иерей Анатолий Чернов

Священник Анатолий Чернов, настоятель прихода в честь Иверской иконы Божией Матери в деревне Кривское известен многим еще и как художник и писатель. Однако мало кто знает, что его прадедушка был священником. Более того, священники, которые служили на земле Калужской до революции, с фамилиями: Казанские, Тихомировы, Дёшины, Колыбелины, Соловьевы – это его родственники. В общем, все его прадеды по материнской линии были священниками.

 

Разносторонняя образованность, богатый жизненный опыт и педагогический талант позволяют отцу Анатолию находить подход как к детям, так и ко взрослым. Посему в этой беседе мы коснемся разных жизненных тем, актуальных для нашего времени: начиная от налаживания взаимоотношений в семье и воспитания детей и заканчивая нынешней обстановкой в обществе.

Недавно вышла в свет новая книга отца Анатолия «Секреты семейного счастья». Мне понравился его авторский способ улаживания конфликтов, под названием «пластилин и стальной шарик», который, по сути, является метафорическим психологическим приемом. Батюшка так о нем пишет: «…Из своего прошлого опыта могу посоветовать один безобидный приём снижения накала противостояния. Я назвал его «пластилин».

Противник бросает резкое, звенящее, как сталь, слово, и ждёт от вас ответа в таком же духе — тот же «стальной шарик»… И не дожидается, потому, что в ответ он получает вежливое, мягкое, спокойное искреннее, краткое и уважительное слово.

Его «стальной шарик» к нему не вернулся, чтобы резким ударом, как в настольном теннисе, послать его в вас с удвоенной силой. Он озадачен. Намеченный им темп «словесного боя» сбит. Шарик «залип» на той стороне и не возвращается. Теперь,  ему — желающему продолжения конфликта, надо к этому «шарику» «потянуться, да ещё и наклонившись!» Глядишь, пыл продолжать словесную баталию совсем и пропал…»

Просто и эффективно! Неудивительно, что мой первый вопрос отцу Анатолию был именно про этот духовно-психологический прием:

— Когда идёт разговор на повышенных тонах, то, как в теннисе: чем сильнее ты ударил, тем сильнее получишь ответ. И полной неожиданностью будет, если мячик прилипнет к ракетке твоего противника. Он тебе не ответил! А если летит не теннисный шарик, а тяжёлый стальной шарик, который бьёт и ранит, как пуля? Ты ждешь ответа, а его нет. Потом начинает совесть просыпаться: он мог мне со всей силы ответить, но не стал. Может, он не такой плохой человек, как я про него думал… Кто-то первый должен прекратить бросание колкостями друг в друга. В каждом человеке есть некое природное чувство справедливости и благодарности. В споре истина не рождается, там только взаимная ненависть усиливается… Принцип пластилина, вместо стального шарика, опытным путем был установлен, интуитивно. Срабатывало.

— Отец Анатолий, для тех, кто еще не читал вашей новой книги: какие три основных секрета семейного счастья?

—  Если из множества «основных секретов»  выделить три, то первый из них в том, что каждый в семье должен заниматься своим делом. Есть женские обязанности и мужские, есть стариковские и детские. Если все будет перепутано, то добра не жди.  

Второй секрет: жене полезно помнить, что «замужем — это за мужем!» Что бы про равноправие ни говорили, но юридическое равноправие не есть равноправие в семейных обязанностях. Как говорится, мир женщины — дом, дом мужчины — мир. Не мы это придумали и не нам это отменять. 

Вспоминаю своих любимых дедушку Семёна и бабушку Наталью. Родили они девятерых, вырастили шестерых детей. Все порядочными людьми стали. Дед всю жизнь работал. В день своей смерти (в девяносто три года) он в своей мастерской кадочки для пальм для детского садика делал, да так и не закончил. Не за деньги делал, а так — на добрую память. С бабушкой они до последних дней, как голубки, были… Он её и пережил-то всего на год: тосковал по ней очень.

Великое счастье каждому супругу увидеть в своем супруге идущего по жизни рядом с ним родного Человека, восхититься его достоинствами, закрыть глаза на его слабости, потому что и сами мы не ангелы. Радоваться надо, что был человек один, а Бог сделал так, что рядом с ним теперь помощник. Вообще-то супругами называют пару волов, хотя об этом мало кто хочет знать. Идут они рядышком и радуются, что не поодиночке воз тащат, а вдвоем.

Третий секрет, пожалуй, сокрыт в правильном воспитании детей и в единых требованиях к ним со стороны родителей. Все самое важное в человеке формируется в нем с детства, идет из семьи. Если семья найдет в себе талант воспитания в подрастающем поколении лучших человеческих качеств, то счастливы будут и родители, и дети. А если нет, то беда будет великая. Все лучшее и худшее идёт от семьи: именно семейный уклад, образ взаимоотношений и атмосфера в семье воспитывают ребенка, несмотря на то, что и школа на него по-своему влияет, и его друзья, и телевидение, и так далее.

И еще важный момент: нам, старикам, нельзя давать советы, о которых взрослые дети не просят. Семейного счастья детям это не прибавит, а наша настырность приведет только к отчуждению и холодности в отношениях с ними.

— Вы третий год преподаёте в Кривской школе «Основы православной культуры». Также периодически беседуете с учащимися школ Обнинска, Балабаново; по субботам и воскресеньям общаетесь с людьми в православном центре милосердия и культуры в Боровске, да ещё и встречаетесь со студентами. О чём сейчас, с вашей точки зрения, нужно говорить с молодым поколением?

— Сейчас всё перепутано в их сознании. Надо найти возможность достучаться до детей, растолковать им, что такое хорошо и что такое плохо, а через них достучаться и до их родителей. Ещё пара упущенных поколений, и от сильной великой России останутся «рожки да ножки». И этот процесс будет похлеще распада Югославии! 

Недавно в Кривском в школе на круглом столе была А. В. Бородина — автор учебных пособий по курсу «Основы православной культуры». Я попросил Аллу Валентиновну написать пособие для родителей, с разъяснением, почему мы, россияне, хоть и такие разные, должны дать нашим детям возможность изучать «Основы православной культуры». Она приняла это как социальный заказ.

Сегодня мы видим: где нет взаимного уважения, там и людей за людей не считают. Думаю, что теракты в Париже и Бельгийском аэропорту — это только начало. Что-то будет впереди?..

Когда правды про других не знают или знать не хотят, то придумывают «страшилки». А сон разума всегда порождает чудовищ. Можно про своих противников понапридумывать такое, что своими руками пойдешь их душить и взрывать, особенно если твоя вера рекомендует это делать, чтобы сразу попасть в желанный «рай»...

Мы должны не допустить на нашей земле кошмара терроризма. Мы разные, но мы — люди, и каждый служит Богу (или своей гордыне) по-своему. Это право каждого. Христиане обязаны нести свет миру, прощая и принимая не желающих их слушать, а не наказывая их. Нам бы с собой успеть разобраться! Что нам до наказания других людей? Мы и сами подсудимые на ожидающем всех Суде Божием.

— Значит, с детьми следует сейчас говорить о том, что им надо учиться уважать друг друга?

— И об этом тоже. В России сейчас в школьных классах за партами сидят и цыганята, и таджичата, и казахчата, и грузины, и армяне, и русские, и украинцы, и белорусы — и кого там только нет! И жить им в этом мире надо дружно. Если в школе между детьми дружбы не будет, если там по национальному признаку будут подло избивать в углах, то вырастут те, кто будут с радостью взрывать своих давних обидчиков.

— По сути, те, кто преподают ОПК, работают на будущее России, чтобы у нас не было таких бед, как в Европе, но чтобы опять восстановилась дружба народов, братство, взаимоуважение и взаимопомощь.

— Мы один большой народ, который определением Божиим призван жить в большом общем доме по имени Россия. Мы разные по вероисповеданиям, обычаям, одежде, разрезу глаз, цвету кожи, но соединены общими границами и историей. Для всего остального мира мы — русские, и никуда от этого не денемся. И, наверное, это хорошо.

— При всех перегибах советской власти, раньше, по крайней мере, люди жили, веря в «дружбы народов надежный оплот».

— Я это видел в советской армии, когда служил там два года после института. Тогда был сформирован единый советский народ. Разница между таджиками, узбеками, казахами и русскими, белорусами и украинцами, которые служили у нас, в небольшой ПВО-шной воинской части на Дальнем Востоке, была не столь принципиальна, чтобы это приводило к каким-то межэтническим конфликтам. Служили единой Родине.

Удивительное для себя открытие недавно сделал: фронт сражения за души людей проходит уже через детский сад. Там закладывается многое, пока человек под стол пешком ходит. Потом уже сложно переделывать некоторые исходные принципиальные моменты. А школу и то, что следует за ней, мы в значительной части уже проиграли. Распущенность и развращённость большей части современных детей и молодёжи потрясает!

— Расскажите случай, когда девочка, на уроке послушав вашу сказку, дома весь вечер проплакала?

— Рассказал первоклассникам свою сказку «про двух очень умных медвежат». И тут пошло обсуждение с голосованием, стал говорить им о благодарности: «Дети, знаете ли вы, что от злого детского слова сердце родительское может даже разорваться или остановиться? Где вы тогда других родителей себе найдёте?..» Ученики сидели и внимательно слушали.

Девочка пришла домой и проплакала весь вечер. Её спросили: «Почему ты плачешь?» Она ответила: «Мне маму жалко!» — «А почему тебе маму жалко?» — «Потому что священник Анатолий у нас на уроке сказал: от злого детского слова сердце родительское может даже остановиться!» Батюшка Анатолий узнал об этом и сказал: «Радость-то какая: из маленького капризного ребёнка, который знал только слово «хочу», со слезами родился большой, красивый Человек, который может пожалеть другого человека!»

— Раньше в деревнях было так: неважно, чей ребенок, но если он пакостит и вызывающе себя ведет, то любой взрослый сочтет своим долгом дать ему подзатыльник, с объяснением, что такое хорошо и что такое плохо. 

— В одну реку дважды не входят. За подзатыльник чужому и своему чаду сегодня положена статья. А насчет ответственности взрослых, могу сказать, что так было, когда существовала община. Сейчас же в нашем обществе разобщенность — совершенно противоположное состояние социума. В наше время, когда видишь, что агрессивные подростки прыгают на стареньком автомобиле пенсионера, на котором старичок с бабушкой на дачу летом ездят, побоишься укоризненное слово сказать юным вандалам. Они ведь могут спрыгнуть и тебе же голову открутить. И никто не заступится… Нашу русскую «недружность» отмечают многие гости из солнечного зарубежья.

— А как хотя бы позиционирующим себя православными (по факту Крещения в младенчестве) прийти к этой совместности, общности?

— Такая общность есть — это Русская Православная Церковь. Когда в наши православные храмы массово придут молиться, исповедоваться и причащаться русские и русскоговорящие мужчины, многое изменится к лучшему.

— То есть надо самим начинать проявлять дружелюбие и совместность, чтобы свет добра наших сердец рассеял тьму разобщенности?

— Зависит не от того, какие мы дела будем делать — и фарисеи делали множество добрых дел. Но получили осуждение по делам своим, творимым ими с гордостью. Человек может быть счастливым оттого, что он с Богом. Люди могут светить только отражённым светом. Источник света — Бог. Мы — зеркальца. Поэтому и надо начинать с себя — своё зеркальце от паутины и копоти очистить. Другого способа нет. Мы не можем, не исправив себя, исправлять общество. Мы всё по грехам нашим и терпим, и получаем. Пока не вразумимся, жизненные «зачёты» пока не сдадим,  нас будут через те же самые экзамены из раза в раз проводить и те же вопросы задавать, пока мы на них правильные ответы не найдем. 

Автор: Сигутин А.
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.