Поиск по архиву

24 августа 2015г.

Поучительная история / А. Сигутин

Хочу рассказать об одном человеке, в принципе, нашем современнике, который жил в середине прошлого века.  В данном случае не имеет особого значения, из какой он страны и как его звали. Его история может служить обобщенным примером того, насколько важно работать над собой и стремиться жить духовной жизнью. 

Итак, начнем с самого начала: в 20 веке родился самый обыкновенный мальчик в обыкновенной среднестатистической семье. Правда, мальчик был любознательным и жадным до науки, в школе отлично учился. По окончанию оной поступил в институт и так же с отличием его окончил. Со временем стал ведущим  инженером-физиком, да еще умудрился открыть свой успешный бизнес. В результате к сорока годам, благодаря своему упорству и таланту, он добился полноты материального, обывательского «счастья»: имел особняк в элитном районе, шикарную квартиру, дорогой автомобиль, яхту, миллионный счет в банке и прочие атрибуты красивой жизни.

Однако в этой внешней идиллии, красивой картинке был один существенный изъян: здоровье этого «счастливца» из-за многолетней непомерной нагрузки было сильно подорвано. В почках у него были камни, печень была увеличена, также он имел язву желудка, больную селезёнку, постоянные мигрени и частые депрессии. В возрасте сорока двух лет  ему была сделана вторая сложнейшая операция, после которой он чудом выжил. Его лечащий врач сказал ему, что надежды на выздоровление нет – в общем, отпустил его умирать домой.

 В своём роскошном  доме он чувствовал себя, как в морге. Им полностью овладел парализующий страх смерти, он был прикован к постели (врачи прописали воздерживаться от любой нагрузки), его стали посещать мысли о самоубийстве. Самое печальное, что он был материалистом, далеким от религии, так как считал себя ученым до мозга костей. Тем не менее, он был честным с собой, поэтому после долгих мучительных размышлений признал тот факт, что его высокое положение в обществе, профессиональные знания и умения не имеют никакого значения в сложившейся ситуации. Он понял, что либо умрет, придерживаясь своего старого мировоззрения, либо пришло время срочно начинать новую жизнь, с чистого листа. Сутками напролет он со скрупулезностью ученого стал искать ответы на вечные вопросы, которые обычно возникают в подростковом возрасте: «кто я?», «в чем смысл жизни?», «как жить правильно?», «в чем заключается счастье?» и т.д. Однако, в отличие от подростков, он обладал огромной целеустремленностью и решительностью докопаться до истины. Всю силу своего интеллекта, которую раньше ведущий инженер направлял на добывание земных благ, он с огромной решительностью устремил на познание себя и мира. А именно это качество, по словам преподобного Серафима Саровского, отличает святых от обыкновенных верующих.

Размышляя, ученый-бизнесмен часами разговаривал сам собой. Как-то он спросил себя, чего хочет от жизни. В его мыслях прозвучало: «Счастья». Исследуя этот вопрос глубже, он стал возвращаться к тем моментам в жизни, когда чувствовал себя по-настоящему счастливым. И обнаружил, что наибольшее счастье испытал тогда, когда искренне любил других людей. Он пришел к выводу: «счастье зависит от моей способности любить, а не от того, любит ли меня кто-нибудь или нет». Это стало отправной точкой. Он изо всех сил стал корректировать свои мысли и чувства в этом направлении: от желания, «чтобы меня любили, к тому, чтобы самому любить». Прямо как в известной молитве: «Господи, удостой … любить, а не ждать любви».

Он осознал, что когда тебя любят, хвалят и восхищаются тобой, это льстит тщеславию, самолюбию, но не имеет ничего общего с состоянием подлинного счастья. В результате кропотливой работы над собой, он кардинальным образом изменил свои убеждения и стал учиться безусловно любить других людей – разумеется, сначала мысленно, в своем воображении, а потом и в реальной ситуации. Например, представлял, как женщина, на которой он мечтал жениться, выходит замуж за мужчину, к которому он ее особенно ревновал. Он заставлял себя радоваться тому, что они счастливы вместе. Таким образом он работал над своими эмоциями до тех пор, пока по-настоящему не чувствовал радость от того, что другие счастливы. С обывательской точки зрения, это может показаться, мягко говоря, странным. Но, с другой стороны, ведь и заповедь о любви к врагам многим трудно принять...

В дальнейшем он начал учиться с любовью относиться к людям, когда во время разговора они были настроены недружелюбно и агрессивно. На сознательном уровне он стремился любить их сильнее настолько, насколько яростнее они нападали на него. Счастье любить их было для него столь велико, что он горячо благодарил этих людей за любую возможность побеседовать с ними, и это совершенно сбивало с толку оппонентов. Причем он действительно искренне был признателен им. Так, он все силы своей души направлял на то, чтобы научиться любить людей, противостоящих ему.

Далее он пришел к решению взять стопроцентную ответственность за все события,  происходящие в его жизни, на себя. Ведь без этого шага невозможно кардинальное изменения себя. Потом он обнаружил еще одну поразительную вещь: раньше он хотел изменить мир и других, не меняя себя. И это превратило его в раба страхов, сомнений, иллюзий и, в итоге, в больного человека. Раньше он полагал, что причина его  бед – в жестоком отношении к нему окружающего мира.  Теперь же понял, что вся прежняя жизнь со служением золотому тельцу и ее закономерное фиаско – все это прямое следствие его образа мышления и мировоззрения. Проще говоря, он внутреннее смирился и стал с благодарностью и радостью принимать окружающий мир и людей такими, какие они есть.

Через несколько месяцев такой работы над собой он почувствовал, что становится счастливее, свободнее, спокойнее, и здоровье его идет на поправку.  Видя, что направление выбрано правильное, он решил еще усерднее следовать прежним курсом. Счастье возможно только тогда, когда сам любишь, считал теперь он. К тому же он на своем опыте убедился, насколько важно уметь контролировать мысли, не допуская в себя негатив, ибо это вызывает соответствующие эмоции и чувства. Постепенно он осознал свою связь с другими людьми и понял, что не одинок: все мы связаны друг с другом. Смысл своей жизни он увидел в помощи другим.

Напомню, когда начались поиски смысла жизни, этот человек был убежденным, абсолютным материалистом. Единственной реальной вещью в мире считал ту, которую мог воспринимать органами чувств. И вот это атеистическое мировоззрение, прочное, как бетон, начало разваливаться на кусочки. Его  взгляд на мир стал целиком противоположен прежним убеждениям и состоял в том, что настоящая реальная вещь – не физический мир, не человеческий разум, но нечто большее. Самая суть,  сущность человека есть вечная душа – и это подлинная реальность. У нее нет пределов – эта сущность всегда была и будет, и те вещи, которые он знал ранее, лишь малая часть его, а совсем не весь он.

Для него стало очевидным, что он есть не только тело и разум, которыми всегда себя ощущал. Так он пришел к вере в Бога! Он стал замечать, что когда находится в любви к ближним, то отношение людей к нему тоже меняется в лучшую сторону. Даже в обычных бытовых мелочах незнакомые люди старались помочь ему, кто чем может, хотя он их об этом не просил. А те, кто знал его, говорили, что никогда не общались с таким умиротворенным и счастливым человеком, как наш герой. 

Как здесь не вспомнить слова всемирно известного психиатра Виктора Франкла, пережившего все ужасы Освенцима, что страдания и неврозы возникают от бессмысленной жизни и что для обретения смыслов и внутренней свободы необходимо руководствоваться своей совестью. «Человек – это больше, чем психика: человек – это дух», – говорил он.

Преобразившийся атеист понял, что увидеть действия Бога в  повседневной жизни – вот предел счастья. Находясь в любви к Творцу и людям, человек может ощутить присутствие Бога в действии. Он познал невыразимое потрясающее чувство: радость быть в гармонии со всем миром  и видеть Божий Промысел во всем!

Пример жизни этого человека (умершего в 90-х годах 20-го столетия, в 84 года) показывает, что в любом возрасте можно радикально изменить свою жизнь, начав духовное развитие и работу над своей душой. Его жизнь «до» и «после» прозрения можно охарактеризовать как две крайности: сначала эгоцентризм, тяжелейшая депрессия, неизлечимые болезни, а потом радикальный альтруизм, счастье и радость. Его жизнь стала одухотворенной и гармоничной.

В Писании сказано: «веселое сердце благотворно, как врачевство…» (Притчи 17:22). Взращивание в себе внутренней радости через любовь ко всем принесло свои плоды: болезни постепенно ушли сами собой, отношения с окружающими улучшились. После того как врачи приговорили его к скорой смерти, он смог прожить в радости еще более сорока лет.

Пример этого человека ярко свидетельствует о том, какая мудрость жизни и сверхъестественная сила заключена в заповеди Божией: любите друг друга!

Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.