Поиск по архиву

11 декабря 2014г.

Доклад архимандрита Серафима (Савостьянова) на совещании в Министерстве образования и науки

В Доме Правительства Калужской области 10 декабря 2014 года состоялось совещание руководителей муниципальных органов управления образованием с министром образования и науки Калужской области Александром Сергеевичем Аникеевым в соответствии с поручением заместителя Губернатора Калужской области Руслана Владимировича Смоленского.

На основании письма № 09-021/3693-14 от 01.12.2014 Министерства образования и науки Калужской области, поступившего в канцелярию Калужской митрополии, Глава Калужской митрополии митрополит Калужский и Боровский Климент благословил  председателя Комиссии религиозного образования и катехизации Калужской митрополии, наместник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря архимандрита Серафима (Савостьянова) выступить с докладом «Преподавание курса «Основы православной культуры» в системе общего образования региона» на очередном ведомственном совещании. 

В повестке заседания был указан вопрос «Роль и место духовно-нравственных дисциплин в образовательном процессе», по которому выступили архимандрит Серафим (Савостьянов) и министр образования и науки Калужской области Александр Сергеевич Аникеев.

В совещании приняли участие Управляющий Песоченской епархией архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан и заместитель председателя Комиссии религиозного образования и катехизации Калужской митрополии Тамара Викторовна Анохина. 

Преподавание курса «Основы православной культуры» в системе общего образования региона 

Уважаемый Александр Сергеевич!

Уважаемые руководители муниципальных органов управления образованием! 

Сердечно приветствую вас и передаю благословение Главы Калужской митрополии митрополита Калужского и Боровского Климента.

Образование было и остается важнейшим направлением в деятельности Русской Православной Церкви. Но каждый год мы видим, что та или иная тема становится особенно актуальной, отражая как динамику церковно-государственного и церковно-общественного взаимодействия в данной сфере, так и процесс развития самой системы отечественного образования.

Для человека, живущего в России, очевидно, что он «не может считать себя вполне образованным и культурным, если он не просвещен знанием о духовной культуре Отечества, неразрывно связанной с Православием». Такое заявление прозвучало из уст Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина в его Послании к Федеральному собранию 4 декабря 2014 года. А для значительного числа жителей благословенной земли Калужской такая позиция была очевидна давно, поэтому приобщение детей и молодежи к духовной культуре через преподавание основ православной культуры началось в нашем регионе в 90-х годах прошлого века. Социальный заказ на преподавание курса «Основы православной культуры» (далее ОПК) был закреплен в региональном компоненте. Положительный опыт калужан привлек внимание всей страны, когда в 2007 году Калуга стала местом проведения Всероссийской конференции «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся». Уже тогда в Калуге впервые обсуждалась Концепция преподавания предметной области «Духовно-нравственная культура», а сейчас мы в Федеральном Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ имеем статью 87, в названии которой закреплен данный ориентир: «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования».

Обращаю ваше внимание, уважаемые руководители муниципальных органов управления образованием, что калужская конференция проходила семь лет назад – 20 – 21 декабря 2007 года!  История этого вопроса нами изложена в совместных публикациях. Зачем я вам об этом говорю? Чтобы подчеркнуть уникальность нашего калужского опыта, как опыта, который приобретает актуальность в нынешней непростой международной обстановке.

Вам должно быть хорошо известно, что в стране есть регионы, где впервые стали говорить о религиозной культуре только с введения очень короткого по времени изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКСЭ). И сейчас внимание  приковано только к этому курсу. Но в значительном числе регионов, особенно Центрального Федерального округа, Приволжского и других, успешно развивается систематическое преподавание «Основ православной культуры», которое было начато много лет назад. И для Калужской области, на наш взгляд, целесообразно продолжать систематически работать над решением двух задач:

1)       свободный выбор родителями третьеклассников модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики», а также качественное преподавание выбранного модуля;

2)       сохранение и развитие систематического приобщения детей к ОПК в формах организации, предусмотренных законами, а также интеграция ОПК в базовые предметы, и, конечно же, качественное преподавание.

В этом году многое сделано, благодаря тому, что вопросу преподавания ОПК уделяется пристальное внимание Координационным советом по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи при Правительстве Калужской области. Не могу сегодня не поблагодарить Вас, уважаемый Александр Сергеевич, Вас, уважаемая Снежана Анатольевна, за внимательное отношение к инициативам Православной Церкви по рассмотрению вопросов, связанных с преподаванием такого важного историко-культурологического содержания, которое  заключено в школьном курсе «Основы православной культуры». Министерством образования и науки Калужской области подготовлены методические рекомендации, которые помогают руководителям школ в работе с учителями, а главное – с родителями. Эти рекомендации стали ориентиром и для священноначалия. Не сомневаюсь, что теперь в школах профессионально объясняют необходимость выбора ОПК для формирования нравственности детей, которая строится на духовном фундаменте отечественной культуры, неразрывно связанной, как точно заметил наш Президент, с Православием.

Нас не может не радовать высокий процент выбора модуля ОПК в курсе ОРКСЭ в этом году – почти 80%! На 10 % больше, чем в предыдущие годы. Это хорошая тенденция. Но есть и другая задача: сохранение и развитие систематического приобщения детей к ОПК. И в этом направлении предоставленная в мое распоряжение информация не может не вызвать обеспокоенности, потому что по названию курса, который в школах заявляется как духовно-нравственная дисциплина,  трудно определить духовную составляющую. Например, не ясно, что это за курсы «Беспокойные сердца», «Артстудия», «Юный эколог» и другие?! Как бы нам все-таки выявить реальную картину с теми курсами, которые руководство школ позиционирует как духовно-нравственные дисциплины? Чтобы в погоне за количеством вовлеченных детей не выхолостить самое главное – духовно-нравственное содержание в проводимых занятиях. Но сам факт сбора информации по курсам духовно-нравственной направленности, несомненно, заслуживает одобрения и благодарности.

Не могу не сказать, что вокруг нового курса ОРКСЭ на сегодняшний день в отдельных регионах нашей страны выявлены серьезные проблемы организационного характера. Касаются они, чаще всего, двух модулей: «Светская этика» и «Основы мировых религиозных культур». Все больше высказывается мнений о том, что эти модули не выполняют задачу  религиозно-культурологического содержания комплексного курса ОРКСЭ. Первый из двух названных модулей, возможно, и был актуален с политической точки зрения на первом этапе введения нового курса. Он и был предложен Церковью. Однако надо признать: сам по себе модуль «Светская этика» к этому курсу по содержанию отношения не имеет. Принцип же светскости образования достигается благодаря культурологической, а не вероучительной конфессиональной концепции курса. И, конечно же, принцип светскости соблюдается при историко-культурологическом подходе к преподаванию. Кроме того, нареканий к модулю «Светская этика» очень много с точки зрения научности, а это является главным принципом светского образования.

Модуль «Основы мировых религиозных культур» повторяет в сокращённом виде все четыре конфессионально-культурологических модуля, и все чаще звучат заявления, что модуль в принципе оказывается не нужным в ряду модулей, которые решают задачу приобщения к традиционным религиозным культурам народов России, поскольку православно-исламско-будийско-иудейской религии просто не существует.

Для нашей области проблемным остается выбор модуля «Светская этика». Практически четвертая часть родителей третьеклассников выбирает этот модуль. Такая картина в Калуге и в Обнинске. Хотя наукоград был местом первых Богородично-Рождественских образовательных чтений, в городе и сейчас проходит много мероприятий духовно-нравственной направленности.

Выполняя поручение нашего руководства, расскажу, чем мы за последнее время постарались помочь Обнинску. Нами выбрано учреждение, которое потенциально может помочь городу продвинуться в осмыслении необходимости приобщения детей к подлинной родной культуре. Это «Лицей «Держава» – одно из крупнейших в регионе общеобразовательных учреждений. Так вот, со стороны Комиссии религиозного образования и катехизации Калужской митрополии  было предложено руководству «Лицея «Держава» представить свой опыт на Образовательных чтениях (сначала на Свято-Пафнутьевских, а затем на Богородично-Рождественских), далее, уже по просьбе руководства «Лицея «Держава», было оказано содействие в организации серии семинаров с автором первого учебника «Основы православной культуры» Аллой Валентиновной Бородиной. Также содействовали проведению заседаний методического объединения учителей, преподающих ОРКСЭ. Нами была  организована встреча с делегацией учителей Приморской митрополии.

И, наконец, самым ярким культурно-просветительским мероприятием, которое было совместно подготовлено, стала (в день празднования Благовещения Пресвятой Богородицы) встреча митрополита Калужского и Боровского Климента с учителями, родительской общественностью и детьми «Лицея «Держава». Наверняка, многие из вас видели сюжет и читали в прессе об этом, можно сказать, историческом для города Обнинска, событии. Владыка в тот день побывал на уроке истории в 10-м классе. Тема урока – «Крещение Руси». На следующий день к директору пошли ходоки с вопросом: А почему нас не позвали на урок с митрополитом?

После урока гости прошли в актовый зал. Там, перед иконой Казанской Божией Матери, митрополит Калужский и Боровский Климент совершил молебен, объединивший гостей, педагогов и родителей. Лицеисты разных возрастов порадовали присутствующих замечательным исполнением танцев и патриотических песен.

Митрополит Климент отвечал в течение двух часов на вопросы учителей, которые были ему заранее направлены через нашу комиссию.

Мы в очередной раз убедились, что на подобных встречах снимаются многие барьеры, исчезают устоявшиеся стереотипы, сформировавшиеся за долгие годы безбожной жизни.

В этом учреждении несколько лет реализуется программа «Духовность». Священник Владимир Финогенов регулярно помогает проводить классные часы, беседует с детьми, родителями, учителями.

Также продолжается плодотворное сотрудничество учителей истории с насельниками Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. Для  старшеклассников разработан учителем истории Татьяной Геннадьевной Ламыкиной и иноком Максимом (Смирновым) элективный курс.

Известно, что летом кадеты «Лицея «Держава» выезжают потрудиться  в оздоровительный лагерь, который базируется на территории близ Мещовского Свято-Георгиевского монастыря.

Признаюсь, что недавно благословил подготовку программы трехдневного выезда на Рождественских каникулах группы старшеклассников «Лицея «Держава»  и  средней общеобразовательной ноосферной школы города Боровска в Православный Молодежный Центр  «Златоуст». И это может стать новой хорошей традицией: выездные встречи в Православном Молодежном Центре, на которых старшеклассники общеобразовательных школ будут приобщаться к духовной традиции нашего Отечества.

Зачем я привел пример конкретного образовательного учреждения? Сами понимаете, что не для того, чтобы отчитаться о совместной работе или похвалить директора Оксану Николаевну Копылову. Мне хотелось, чтобы руководители управления образованием задумались о своих местных ресурсах и сами бы обратились к священноначалию с предложением продумать совместную работу.

Это, конечно же, далеко не всё, что может войти в совместные планы работы школы и Церкви. Но и этого, на мой взгляд, достаточно, чтобы стало очевидностью слабое в настоящее время взаимодействие на местах с Православной Церковью.

Ничего не мешает, на наш взгляд, руководству управления образованием города Обнинска подумать об использовании вышеназванного ресурса в интересах других общеобразовательных организаций города. Мы готовы содействовать этому. Такую задачу призваны решать отделы религиозного образования и катехизации, созданные в трех епархиях Калужской области. В Калужской епархии возглавляет отдел иерей Игорь Горня, в Козельской епархии – протоиерей Сергий Сычев, в Песоченской епархии – протоиерей Николай Андриянов. На местах, в районах следует обращаться к благочинным и к их помощникам по религиозному образованию и катехизации, а также к настоятелям храмов. Было бы замечательно заключить Соглашение о сотрудничестве, а может быть и Договор, по аналогии с теми, которые уже давно действуют в ряде муниципалитетов. В этих документах отразить взаимодействие по созданию условий эффективного преподавания курса ОПК как систематического углубленного курса и краткого модуля в ОРКСЭ.

Не могу не подчеркнуть ещё раз – всё, что касается деятельности в духовно-нравственном направлении, без обращения к священнику, без консультаций с ним, не принесёт желаемого результата в нравственном формировании личности. А по правде сказать, следует говорить об окормлении у священника, что означает приобретение человеком  личного религиозного опыта. Поймите меня правильно, речь не идёт о том, чтобы священник стал преподавать курс ОПК. Это профессионально делает учитель. И речь не идет о том, что я вас всех призываю завтра же пойти в храм и стать пред Господом на исповедь. Нет.

Задача другая. Деятельность в духовно-нравственном направлении тогда будет приносить плод, когда ее субъектом будет носитель отечественной культуры. А в нашем Отечестве – это носитель православной культуры.

В Итоговом документе Международных Рождественских образовательных чтений 2014 года читаем:

«Конституционное понятие светскости государства, раскрытое в статье 4 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»,  не предполагает ложного толкования светскости как обезбоженности, антирелигиозности, исключения религиозного мировоззрения, равного с другими, из общественной жизни».

«Гражданам России … должно быть обеспечено неотъемлемое право на общедоступное преподавание основ православной культуры по всем годам обучения, в соответствии со свободным выбором семьи, по учебникам и пособиям, получившим одобрение Церкви, под руководством педагогов, выступающих носителями православной культуры».

Как обеспечивается неотъемлемое право на общедоступное преподавание основ православной культуры по всем годам обучения? Как осуществляется выбор семьи? Какие учебники одобрены Церковью?  Кто же эти носители православной культуры? Остановлюсь на последнем вопросе. Почему? Потому что по-прежнему острый характер имеют вопросы подготовки и повышения квалификации педагогов, а также организация подготовки соответствующих специалистов впедагогических вузах.

Мы стали свидетелями излишней волокиты в решении данного вопроса. И я не имею в виду отсутствие курсов в первом полугодии текущего 2014 -  2015 учебного года. Вчера мне наконец-то удалось немножко разобраться в этом, и я разделяю обеспокоенность Министерства образования и науки Калужской области обнаруженными финансовыми трудностями. Выражаю надежду, что новое руководство Калужского государственного института развития образования внимательно будет подходить к рассмотрению наших замечаний по реализуемым программам повышения квалификации, и мы вместе ситуацию поправим. Надо изменить ее в самом корне и системно выстроить подготовку учителей для преподавания ОПК. Надо вместе искать новые ресурсы и перейти от лекций к активным, в том числе и диалоговым, формам работы

А еще хорошо бы выполнить обещание для тех учителей, которые давно прошли курсы в объеме 72-х часов, но их так больше никто и не позвал на обещанные углубленные курсы. Возможно, что эти учителя даже и не посещают заседания районных методических объединений учителей ОПК и ОРКСЭ. А ведь среди них были те, кто на заключительной встрече в нашем монастыре в последний день курсовой подготовки говорил о том, что курсы оказались важны для него не только как для учителя, но больше даже как для человека, который в свое время был лишен возможности приобщиться к православной культуре. Были и такие, кто впервые увидел одновременно так много священников. Это были педагоги из тех мест, где и храма даже не было. И, конечно же, было значительное число учителей, которые впервые участвовали в Церковных Таинствах (даже крестились пожилые учителя).

Так что задача нам видится не только в повышении квалификации учителей, которые впервые будут преподавать ОРКСЭ в 2015 году. Необходимо создавать условия и для повышения квалификации учителей, которые продолжают систематическое преподавание курса ОПК в формах, законодательно предусмотренных. А также необходимо ввести в практику полноценные семинары с руководителями образовательных учреждений. Стоит подумать и о межрайонных семинарах по обсуждению опыта интеграции ОПК в предметы гуманитарной направленности.

Подтверждаю, что мы готовы продолжить обучение при монастырях, готовы включиться в проведение проектных семинаров и круглых столов в рамках этих курсов. Предлагаем совместно с Министерством образования и науки Калужской области разработать программу выездного, можно двухдневного, семинара для руководителей органов управления образованием. Готов безвозмездно предоставить проживание и питание в Миссионерско-просветительском центре при Свято-Пафнутьевом монастыре. Призываю обсудить эту инициативу и отразить в итоговом документе.

Пристальное внимание курсовой подготовке следует уделять еще и потому, что подготовлена нормативно-правовая база для добровольной аккредитации учителей ОПК религиозной организацией. К этому мы готовимся, но  хотелось бы совместно с министерством сначала детально  обсудить этот деликатный вопрос.

Труд учителя достоин  поощрения. С 2011 года нами заложена хорошая традиция после пленарного заседания Богородично-Рождественских образовательных чтений награждать учителей много лет успешно преподающих систематический курс «Основы православной культуры» архирейскими грамотами. С этого года мы вручаем и медали, учрежденные Калужской епархией. Мы и впредь намерены так поощрять труд учителей, директоров школ, руководителей органов управления образованием.

Обращаюсь к вам, уважаемые руководители! Прошу всяческого содействия благочинным при определении кандидатур на награждение. Прошу иметь в виду, что первой наградой не может быть медаль. Прошу также не вводить квоту: от каждой школы один награжденный. И в одной школе могут быть два достойных кандидата. А в других и вовсе нет. Порядок у нас такой: благочинный подает прошение руководителю епархиального отдела, может сразу подать на моё имя. Кандидатуры от трех епархий рассматривает наша Комиссия.

Замечу, что мы ежегодно предоставляем (и намерены делать так впредь) площадку Богородично-Рождественских и Свято-Пафнутьевских образовательных чтений для обмена опытом преподавания ОПК. Предпочтение отдаем опыту учителя. Это для него сильная поддержка и стимул. Прошу руководителей нас в таком подходе поддержать.

Не могу не призвать вас к тому, чтобы педагоги активнее участвовали в Всероссийском конкурсе в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью в возрасте до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» и в Международном открытом грантовом конкурсе «Православная инициатива». Мы впервые в этом году вышли с инициативой в министерство образования  провести семинар по этому конкурсу. Была договоренность провести весной  второй семинар для потенциальных участников конкурса «За нравственный подвиг учителя».  Прошу это внести в итоговый документ.

Хорошо бы активно включиться школам в детские творческие конкурсы: «Красота Божьего мира», «Лето Господне», «Свеча России», «Гардемарины, вперед», а также в наши региональные Рождественский и Пасхальный фестивали.

Говоря о детских творческих конкурсах и фестивалях, не могу не заметить, что в Общероссийской олимпиаде по ОПК Калужская область входит в двадцатку лучших.  Но участвуют, как правило, только несколько районов.  Мы ждем активности всех.

На обсуждение предлагаю вынести вопрос о целесообразности проведения в муниципалитетах олимпиады по модулю «Светская этика». Если исходить из того, что в системе образования Калужской области  решают задачу помощи родителям в распознавании подлинного источника нравственности, то есть Православия, то следует задать вопрос организаторам олимпиады: что они поддерживают? Для чего?

Не могу не сказать, что на состоявшемся 28 ноября 2014 года в Министерстве образования и науки РФ совещании руководства Синодального отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата с министром образования и науки РФ Дмитрием Викторовичем Ливановым обсуждались инициативы Церкви о расширении преподавания курса ОРКСЭ со второго по девятый классы средней школы (предложения направлены в Правительство). Также участие экспертов Министерства образования и науки РФ в подготовке профильных документов Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, бюджетных ассигнований обучения по программе бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» с учетом профиля «Основы религиозных культур и светской этики». Церковь и государство в лице министра договорились продолжить мониторинг вопросов свободы выбора модуля, а также обеспеченности учебниками. Решено, что в регионы будут выезжать группы, в составе которых представитель Церкви и представитель государства. В целях выявления фактов ограничения свободы выбора модулей ОРКСЭ на сайте Академии и портале Orkse.org будет размещена специальная анонимная анкета.

 По предложению председателя ОРОиКа митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия Министерством образования и науки Российской Федерации будет издан специальный нормативный документ, содержащий типовой регламент выбора модулей ОРКСЭ, обязательный для всех регионов России. С информацией об этом совещании, а также о других рабочих встречах, каждый интересующийся может ознакомиться на официальном сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

Церковь и государство пристальное внимание оказывает дошкольному образованию. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и при использовании средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 № 11-рп и на основании конкурса, проведённого Обществом «Знание» России, готовится к изданию учебно-методический комплект Аллы Валентиновны Бородиной «Основы православной культуры» для дошкольников. Учебно-методический комплект призван объединить дошкольников и родителей на пути приобщения к духовной отечественной культуре через ознакомление с православными традициями, произведениями искусства и совместное творчество. В комплект войдут более 15 пособий. Комплект предназначен для безвозмездного распространения в дошкольных учреждениях, детских домах по желанию педагогических коллективов.

Продолжая тему перспектив преподавания ОПК, замечу, что по обращению руководства Кировского района были приобретены митрополитом Климентом и подарены учебно-методические комплекты по разработанной для всех ступеней образования программе Аллы Валентиновны Бородиной «История религиозной культуры». Теперь учителя кировских школ могут спокойно продолжать преподавание курса ОПК в тех формах, которые законодательно закреплены.

Вот далеко не полный абрис тех вопросов, которые мне хотелось осветить. Сообщаю вам, что наиболее актуальные потребности Церкви, связанные с религиозным образованием, мы обсуждали недавно на заседании Комиссии религиозного образования и катехизации Калужской митрополии с участием представителей трёх епархий. За подписью митрополита Климента в Москву направлено более двадцати предложений в повестку Межсоборного Присутствия на период 2015 – 2018 гг. Среди предложений значительное место занимают тема ОПК в светской школе  и тема взаимодействия Церкви и государства.

И в заключение. Многим из вас знакомы издания серии «Вера. Образование. Жизнь», которые также решают задачу научно-методического обеспечения систематического  преподавания ОПК и духовного просвещения педагогов. Знаю, что многие руководители органов управления образованием не смогли принять участие в торжественном открытии Богородично-Рождественских чтений, где вручались сборник материалов Чтений 2013 года, а также два номера нашего детского журнала «Кораблик», которым пользуются учителя, преподающие ОПК. Один номер посвящен просветителю вятичей священномученику Кукше, памятник которому установлен в центре Калуги, в парке, рядом со Свято-Троицким кафедральным собором, а второй – преподобному Сергию Радонежскому.  Сегодня я дарю эти издания участникам совещания.

Дорогие друзья, сегодня праздник иконы Божией Матери «Знамение». Молитвенно желаю всем вам Покрова Царицы Небесной, Её заступничества пред Господом, чтобы Он даровал крепость сил душевных и телесных и Свою неоскудевающую помощь в предстоящих трудах.

Спасибо за внимание!

Да хранит вас Господь! 

Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.