Поиск по архиву

11 декабря 2014г.

Рецепт избавления от любой зависимости. Беседа со священником-миссионером Станиславом Распутиным

Священник­миссионер Станислав Распутин, русский проповедник православия в Индии, по  благословению митрополита Калужского и Боровского Климента неоднократно выступал с лекциями для мирян и священников в Калуге. И вот в конце ноября встреча с отцом Станиславом прошла в Обнинском Духовно­просветительском центре детей и молодежи при храме Рождества Христова. Беседа была посвящена разного рода зависимостям: от игромании до алкоголизма и наркомании.

В числе многих собравшихся мне удалось поприсутствовать на этом мероприятии. Спортивный зал, в котором выступал отец Станислав, был полон народу. Людей было так много, что не всем желающим послушать батюшку хватило мест, и они два часа стояли, прислонившись к стенам. Это в очередной раз показало, насколько практическая православная психология востребована у населения. Священник рассмотрел тему зависимости с духовной, душевной (психологической) и телесной (физиологической) точек зрения. Причем сделал это достаточно профессионально и интересно.

Это была живая беседа, в которой принимали активное участие  даже дети и подростки, не говоря уже про взрослую аудиторию. 

Приведу запомнившиеся мне яркие эпизоды из этой встречи. Вот, например, как интересно отец Станислав рассказал о том, что такое «ветхий» человек и почему мы грешим:

Открою вам тайну: любой грех, который мы совершаем, ­ это наше стремление к счастью, но извращенное, поврежденное. Когда вор берет чужое, какой у него мотив? Сделать себе лучше. Но он делает себе лучше неправильным путем. Блудник вступает в незаконные отношения с женщиной, чего он ищет? Счастья, любви, но опять же ищет их неправильным путем, искаженным. Поэтому зависимость– это стремление человека к счастью, но неправильным путем.

Вдумайтесь, что толкает вас ко злу? Не ваш новый человек, не ваша сопричастность Христу, а тот, кто против него –тот самый «ветхий» человек, о котором говорит апостол Павел. Это не другая личность, это вы, но вы не настоящий.

Представьте, что вы заболели гриппом. Вирус в момент болезни является частью вас? Да. Но вообще он часть вас? Нет. Вы пытаетесь делать профилактику, всячески лечить себя лекарствами, чтобы выздороветь. То же самое и здесь. «Ветхий» человек, к сожалению, часть нас. Но наша духовная жизнь направлена на то, чтобы изжить его из себя, совлечься «ветхого» человека, сораспяться со Христом и совоскреснуть с Ним. Стать новым творением во Христе.  

«Человек может искренне не хотеть быть зависимым…»

Зависимость включает в себя три аспекта: физический, душевный, или психологический, и духовный. Часто люди, когда не знают истинную причину зависимости, неправильно начинают к ней подходить. А, следовательно, неправильно ее лечить.

О физической стороне зависимости могу сказать мало, потому что это все­таки удел врачей. И нет смысла говорить сложными медицинскими терминами о ее механизмах. Но скажу такую вещь: нам для естественного жизненного цикла нужны определенные вещества, которые воздействуют на наш мозг, эндокринную систему и т.д. У человека определенным образом в организме эти нужные вещества вырабатываются. Наше тело очень ленивое: когда можно что­то не производить, оно не производит. И когда в организм поступают вещества, которые замещают вещества, которые вырабатываются в нашем организме, то он перестает их вырабатывать. Речь идет о приеме наркотиков, алкоголя и тому подобного.

 Голод – это же тоже знак, что организму нужно питание. Если бы мы с вами не чувствовали голод, то половина из нас поумирала бы, половина была бы дистрофиками, потому что часто есть не хотелось бы. Организм реагирует естественным для него образом, требуя подзарядки теми или иными веществами. В итоге, тело человека, вопреки его воле, требует постоянной подзарядки. Проявляется инстинкт самосохранения: тело думает, что оно может умереть, и побуждает человека восполнить недостаток нужных веществ. Отсюда все известные неприятные ощущения. Так возникает физиологическая зависимость, причем она может быть совершенно не связана с разумом человека, с его душевной составляющей. Человек может искренне не хотеть быть зависимым. Вот алкоголик, который раскаивается и плачет оттого, что он  алкоголик. Это глубоко несчастный человек. Но его тянет к спиртному.

Приведу пример. Игумен в монастыре принимает людей с зависимостями: с алкогольной, наркотической. Как­то к нему приходит  парень, уже не первый раз, и находится «под дозой». Ему физически пока хорошо. И он, понимая разумом, что скоро будет плохо, говорит: «Отче, у меня скоро начнется «гон» (когда он снова захочет уйти из монастыря). Сделай все, чтобы я не ушел из монастыря. Я сам буду просить меня отпустить,  но не дай мне уйти!». Через пару дней действие дозы кончается, и у него начинается ломка. Он говорит: «Все, это не для меня! Я пошел!» Ему отвечают: «Брат, извини, ты сам предупреждал об этом. Мы тебя не отпускаем». – «Нет, отпустите меня, это все неправда!..» В итоге, его просто взяли, привязали к стулу за руки и за ноги, он там брыкался и бесновался очень долго. В конце концов один священник обнял его и просидел с ним всю ночь: «Брат, все хорошо, ты с нами!» А тот все время кричит, уговаривает, ругается, представляете, ему очень плохо – страшное дело… Но когда он пережил это, когда его организм стал сам восполнять нужные вещества, то ломка уходит – организм возвращается в свое прежнее состояние… Я видел этого человека, и он говорил: «Слава Богу, что вы не дали мне уйти!»

Вообще, что касается физической составляющей зависимости, то тут должен действовать специалист. Не беритесь лечить людей, которые находятся в состоянии физической зависимости в момент этой самой ломки. Это практически бесполезно. Поэтому физическая зависимость не совсем наш профиль. И целиком и полностью мы полагаемся на врачей, специалистов.  

Радость бывает разной…

Конечно, первую стопочку, перед тем как попасть в запой, всегда пьют на трезвую голову. И здесь мы переходим ко второму этапу нашего обсуждения – психологической зависимости. Психологическая зависимость включает в себя и задействует два основных фактора: привычку и удовольствие. Через удовольствие человек подпитывает свою эмоционально­чувственную сферу положительными эмоциями. Например, радостью, которая бывает разной. Она может быть греховная, когда мы радуемся греху брата своего. Это же тоже радость, но какая – радость «ветхого» человека. Или злорадство: «Ага! Я тебе говорил, что так будет! Не послушала меня – вот и получай!..» Мы же получаем удовольствие оттого, что были правы; приятно же осознавать свою значимость, свою истинность.

А если говорить  о привычке, то вспомним  Иоанна Лествичника: систематическое повторение того или иного греха приводит к страсти. Ведь единичный грех еще не делает человека страстным. Если человек один раз обманул, это еще не делает его неисправимым лжецом. Может, он один раз обманул, а потом долгое время будет каяться, поститься. Он этот грех повторять не будет. Но и единичный добрый поступок не делает человека добродетельным. Добрые поступки, возведенные в систему, — это добродетель. Может ли лживый насквозь человек сказать правду? Может. Но это не сделает его добродетельно правдивым. Так и здесь.

В психологические аспекты любой зависимости  включается как физическая, так и душевная составляющая. Вот алкоголь. Человек начинает привыкать получать удовольствие только в состоянии опьянения. И он искренне разучивается, как говорят, «расслабляться» без принятия спиртного. Что рабочий человек делает в пятницу вечером? Приходит домой и «расслабляется». Была тяжелая неделя – надо «расслабиться». Вопрос: а он может расслабиться иначе? Теоретически – да, но он не умеет по­другому. Причем это касается не только алкоголиков. 

Корень любого греха находится не в теле, а в душе

Удовольствия очень сильно подсаживают человека на то, чтобы сделать привычкой какие­то вещи. Причем удовольствия могут быть греховными, а могут быть вполне хорошими. Не всякое удовольствие является грехом.

Кто­то сказал, что тело является источником греха. Давайте посмотрим на любой грех, например, на чревоугодие. Вашему телу есть разница, что ему кушать или нет? Нет. Когда ваше тело через желудок требует: «Хозяин, хочу есть!» — вы его просто гречкой без масла, без соли накормите или креветочками, — вашему телу и желудку все равно. Голод будет утолен и в одном, и в другом случае. Поэтому корень чревоугодия находится в душе. Вообще корень любого греха находится не в теле, а в душе.  

Родители сами подталкивают детей к зависимости

Один из видов зависимости – игромания. В Калуге один папа спросил: «Я не знаю, как мне быть с моим ребенком: в любое свободное время он бежит к компьютеру». — «Сколько ребенку лет?» — «Шесть». — «Хорошо. Вопрос в корень: сколько времени вы играете с ним?» И оказывается, что крайне мало. Выходит, если родитель не научает ребенка играть, а подсовывает ему, например, компьютер или телевизор с мультиками, то ребенок естественным способом привыкает к тому, чтобы проводить свободное время только  сидя за компьютером. Кто в таком случае подталкивает ребенка к определенной зависимости? Родители. Им удобно усадить ребенка перед телевизором или компьютером, чтобы освободить себе время. Итак, привычка не может уйти бесследно. Вы не можете оставить одно, не заменив это другим. Поэтому выход здесь один: вредную привычку заменять полезной. То есть одна привычка должна заменять другую. Например, молодому человеку, который привык ходить по выходным в клуб, нужна альтернатива. Если это нельзя, то что можно?

Я раньше был атеистом, у меня не было возможности прийти к Богу с детства. И я, к сожалению, в своей жизни совершил много ошибок из­за того, что был неверующим. Не факт, что мой сын пойдет по пути верующего человека, но я хочу дать ему такую возможность и показать, как можно жить полноценно. Подчеркиваю, возможность – он остается свободной личностью. Часто ребенок выбирает плохой путь, потому что ему не показывают хороший. 

Автор: Сигутин А.
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.