Поиск по архиву

15 апреля 2017г.

Пасхальное послание Высокопреосвященнейшего Климента, митрополита Калужского и Боровского

освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве — всем верным чадам Калужской епархии Русской Православной Церкви

Благодарение Богу, даровавшему нам победу
Господом нашим Иисусом Христом!
(1 Кор. 15, 57)

Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини,

дорогие братья и сестры!

Поздравляю вас со светозарным праздником Пасхи Христовой и приветствую апостольским свидетельством нашей веры, надежды и любви:

Христос воскресе!

Прежде чем этой радостной истиной вновь озарились наши сердца и огласились стены храма, мы прошли крестным ходом во мраке ночи, вспоминая, как такой же темной предрассветной порой устремились ко Гробу Господню жены-мироносицы. Они шли в темноте оливковой рощи, терзаемые горем утраты, ощущая бессилие перед неумолимым ходом событий, погруженные в раздумья о неизвестности грядущего дня.

В последние часы земной жизни Христа почти все Его ученики в страхе разбежались, предав своего Учителя. Но смерть их «Пораженного Пастыря» (ср. Мф. 26, 31) собирает воедино Его рассеявшееся стадо. Жены-мироносицы, Мария Магдалина, апостолы Петр и Иоанн Богослов — все они из разных мест текут к Живоносному Гробу, месту славного Воскресения Христова: «Ибо, где будет труп, там соберутся орлы» (Мф. 24, 28).

Едва забрезжила заря, залив светом верхушки палестинских гор и озарив Голгофу, мир навсегда изменился, и начался отсчет времени до славного пришествия Сына Человеческого (Мф. 24, 27), до обновления земли и неба, до воцарения Спасителя — Царя Славы нового мира.

Подобно ангельскому славословию над Вифлеемом в ночь Боговоплощения, рассвет новой эры предваряет ангельское благовестие мироносицам: «Его нет здесь: Он воскрес» (Лк 24, 6). Христа нет в человеческой истории: «Я не от мира сего» (Ин. 8, 23), — говорит Он. Нет Христа в массовой культуре, рациональной философии, борьбе за социальную справедливость, оттого что «мир Его не познал» (Ин. 1, 10). Вердикт человечества Господу провозглашен Пилатом: «Ecce Homo» — «се, Человек!» (Ин. 19, 5), и далее подхвачен безликой толпой: «возьми, распни Его!» (Ин. 19, 15). Как бы человечество желало погрести Сына Человеческого под спудом истории, поместив Его безжизненную статую в пантеоне легендарных героев! Но уже две тысячи лет не получается…

Никогда не подчинить Бога человеческим расчетам и выгодам. Краеугольный камень — Христос Спаситель всегда остается в основании Своей Церкви. И до сих пор Он присутствует в жизни Церкви, пребывает в истории богочеловечества, действует в Своих святых. И потому лишь Его Святой Церкви уготовано неповрежденной перейти в обновленный мир, в невечерний день Царства Божия. Ибо не всем людям, а лишь «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1, 12), — свидетельствует апостол.

Остальной мир избирает альтернативное развитие, автономное от своего Спасителя. Этот мир заменяет исполнение евангельских законов и жизнь во Христе законами своеволия и потворства своему эго, а молитву к Богу — безудержным поглощением потока информации. Еще Гегель назвал чтение газет по утрам своего рода реалистической утренней молитвой, поскольку наше поведение и отношение к действительности ориентировано «либо по Богу, либо по тому, что представляет собой мир». Жизнь, воспринимаемая через экран телевизора, компьютера, смартфона, не имеет в себе благодатной преображающей силы, которую дают молитвенное предстояние Богу, чтение слова Божия, приобщение ко Христу в таинствах. Итогом «реалистической молитвы» могут быть лишь разочарование, ропот, раздражение и другие негативные реакции, разрушающие личность.

Только в обращенности к Богу человек вырывается за пределы суетного мира. По слову апостола, как Сам Господь «Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат» (Евр. 13, 12), так и христианам надо выйти ко Христу, оставив суету мира. Последуем апостольскому призыву, перестанем себя развлекать и перегружать душу информационным потоком, выйдем ко Христу в молитве и совершении добрых дел. Ведь отечество наше духовное созидается не руками человеческими, а благодатью общения с Воскресшим Христом и следованием Ему. Мы «не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего, итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы» (Евр. 13, 14—15).

Эта Святая бескровная Жертва хваления называется Евхаристия — Благодарение. И всем верным надо как можно чаще бывать на церковной службе и возносить свое сердце, настраивать его в духовный такт Божественной литургии. С искреннего, живого благодарения Воскресшему Господу начинается и для нас заря нового дня Господня. В Святой Евхаристии, простирающейся за границы временной жизни, верующим подается Воскресший Господь, и сердце уверяется, что Он здесь, а вместе с Ним — все Царство Божие (ср. Лк. 17, 21). Воскресение Христово действует в нас любовью к Богу и Его творению, открывая, как мы можем послужить на благо окружающим, в чем нуждается наш ближний, избавляя от бесплодных, выматывающих душу переживаний за всю несправедливость и боль в мире.

Свидетели и посланники Христовы — Его святые апостолы несли миру славу Воскресшего Спасителя. Последуем их наставлениям и особенно в эти праздничные дни постараемся исполняться «Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными... благодаря всегда за все Бога» (Еф. 5, 18—20). Пусть вся наша жизнь без остатка, все наши труды и служение ближним будут рефреном ангельского известия о том, что Христа нет среди мертвых — Христос воскрес!

 

Смиренный

 

 

Митрополит Калужский и Боровский

Пасха Христова

Калуга

3 / 16 апреля 2017 года

Обсуждение
Пока нет ни одного сообщения

Добавление сообщения

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения на нашем сайте. Зарегистрируйтесь или осуществите вход.

Войти через:
 
Другие материалы
19 ноября 2017 года
Заупокойное богослужение в День памяти жертв ДТП
19 ноября 2017 года
Воскресное богослужение в Пафнутьевом монастыре
12 ноября 2017 года
Воскресное богослужение в Пафнутьевом монастыре
9 ноября 2017 года
Схиархимандрит Власий сослужил викарному епископу Серафиму в Рябушках
5 ноября 2017 года
Воскресное богослужение в Пафнутьевом монастыре
Православный календарь